UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

Союз России и Белоруссии – политическое самоубийство или прорыв в будущее?

Так уж исторически сложилось на планете Земля, что далеко не каждый народ, живущий на ней, будь он многочислен и знаменит, обладает своей государственностью. Истории известно немало примеров того, как народы, веками героически боровшиеся за свободу и независимость с иноземными захватчиками или колонизаторами, так и не добились своих целей. Многие народы просто исчезли с исторической карты мира. И лишь ученые изредка вспоминают о них в своих научных трудах в назидание потомкам.

Некоторые народы до сих пор не смирились и продолжают борьбу, как чисто политическими, ненасильственными способами (шотландцы, франкоканадцы, североитальянцы), так и при помощи оружия (баски, палестинцы, курды), несмотря на то, что их шансы получить свою государственность крайне невелики. В современном международном праве фактически имеет место тенденция к отказу от ранее популярной трактовки В.И. Ленина права народа на самоопределение вплоть до выхода из состава государства, т.е. сецессии, как например, это было предусмотрено в ст.72 Конституции СССР 1977 г. для союзных республик. Теперь право на самоопределение трактуется, в основном, прямо противоположным образом. т.е. самоопределение народа может происходить либо в границах уже существующего государства, или путем объединения (присоединения, союза и т.п.) государств, как объединились ГДР с ФРГ в 1990 г.

Еще одним возможным примером такого самоопределения может стать объединение России и Белоруссии, широко освещаемое  в последнее время на страницах центральных российских газет, о котором пойдет речь ниже. Данный вопрос имеет особое значение непосредственно для Республики Татарстан, поскольку включение в состав Российской Федерации Республики Белоруссия может существенно  изменить характер отношений между Российской Федерацией и субъектами в ее составе.

Несмотря на то, что руководители России и Белоруссии уже достаточно долго ведут переговоры о союзе двух государств, до сих пор высокие договаривающиеся стороны не достигли каких-либо четких соглашений относительно того, в каком формате будет существовать этот союз.

В настоящее время есть два основных варианта, обсуждаемых на переговорах. Первый предусматривает после проведения соответствующего референдума в России и Белоруссии, предположительно в мае 2003 г., последующее вхождение шести белорусских областей в состав Российской Федерации. т.е. они становятся такими же субъектами Российской Федерации, как Республика Татарстан или Магаданская область. Таким образом, в составе Российской Федерации будет уже не 89, а 95 субъектов. Затем пройдут выборы союзного парламента и нового главы союзного государства.

Второй вариант интеграции – это что-то вроде Евросоюза. То есть Белоруссия сохраняет свой суверенитет, как впрочем и Россия. Но у них будет единая валюта, единое экономическое пространство, “прозрачные” границы и т.д.

Первый вариант до недавнего времени отстаивала российская сторона. Белоруссия настаивала на втором. При этом Президент  Белоруссии А. Лукашенко заявляет, что “готов строить с Российской Федерацией добрые, тесные отношения в рамках Союза, но только на равноправной основе. Хватит, мы уже в своей истории наелись, когда нас то давили, то душили, то мы краем были, то при губернии были. И вообще, кому нужно, чтобы мы стали этой губернией? Ведь руководство России понимает, что такого не будет. Тогда почему предлагают? А для того, чтобы разрушить. Эти нереальные предложения вносятся, чтобы затормозить движение вперед. И это сделано именно в тот момент, когда настало время принимать судьбоносное решение. Словом, мы готовы идти настолько далеко и глубоко в строительстве союзных отношений, насколько сегодня к этому готово руководство России. Вот наша твердая и непоколебимая позиция”.

По последней информации, опубликованной в “Независимой газете” журналистами Светланой Офитовой и Анатолием Костюковым, в проекте Конституционного акта Союзного государства, подготовленном рабочей комиссией Парламентского собрания Союза России и Белоруссии  на обсуждение Высшего госсовета Союза в марте, образуемое “Союзное государство” будет располагать суверенной территорией, включающей территории РФ и Белоруссии, у него будут единая валюта и единый центр ее эмиссии, единое гражданство, унифицированное законодательство, органы управления этого государства будут пользоваться одним "рабочим языком" - русским.

В проекте документа (ст. 2) говорится: "субъекты Союзного государства сохраняют с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, международные правосубъектность и правоспособность..."

К исключительному ведению Союзного государства относятся: "единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика", "единые правила конкуренции и защиты прав потребителей", "единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран", "единое законодательство об иностранных инвестициях", "функционирование региональной группировки войск", "статистический и бухгалтерский учет" и др. Область совместной компетенции субъектов проектируемого государства, включает, в частности, "взаимодействие в сфере внешней политики", "оборонную политику", "международное сотрудничество по военным и пограничным вопросам", "развитие науки, образования, культуры", "вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования" и т.д.

Таким образом разработчики проекта "построили" федеративное государство "матрешечного типа" (Белоруссия входит "одним куском", а в РФ вложено еще 89 субъектов Федерации).

 Так, двухпалатный союзный парламент будет состоять из депутаций, делегированных национальными парламентами. Обязанности председателя Высшего государственного совета (в другом варианте - президента) Союзного государства предстоит поочередно исполнять главам России и Белоруссии. Одна из моделей может выглядеть так: Александр Лукашенко - президент Союзного государства, Владимир Путин - вице-президент. Затем они меняются местами. На тех же конфедералистских основаниях формируется и действует и Совет министров Союзного государства.

Белоруссия заинтересована в объединении постольку, поскольку ее экономика, составляющая всего 3% от российской, крепко привязана к последней. Ей как воздух необходимо единое экономическое пространство, и в особенности нужны льготные цены на энергоносители – поставляемые Россией нефть и газ. Это нужно для того, чтобы продукция, производимая в Белоруссии, могла обладать хоть какой-то конкурентоспособностью на рынках, в том числе и западных.

Кроме того, Белоруссия хочет иметь право эмиссии как российских рублей с 2005 года, так и будущих “союзных” рублей с 2008 г., что в дальнейшем может привести к колоссальной инфляции для России, в силу разрыва в экономике двух государств. Как показали недавно прошедшие переговоры - стороны до сих пор не договорились на каких принципах произойдет интеграция денежных систем. Минск продолжает отстаивать свое право на экономическую независимость, в то время как и Россия не собирается создавать с Белоруссией эмиссионный центр, отдав свой контрольный пакет.

Вместе с тем, за годы независимости в Белоруссии успела сформироваться своя политическая элита, которая не желает расставаться со своими титулами, должностями и прочими материальными благами. И не в ее интересах делиться властью с Москвой. Как ни странно, в этом интересы “правящего класса” совпадают с интересами белорусской оппозиции, которая вдруг стала резко поддерживать Лукашенко, усмотрев в союзе с Россией угрозу очередной утраты белорусами своей государственности. “По их мнению, выгода для России, которая расширит свои границы на Запад, будет намного больше, чем для Белоруссии, которая лишь кратковременно улучшит свое экономическое положение, потеряв при этом политическую независимость. Несмотря на это, даже самые отъявленные националисты не оспаривают необходимость сотрудничества с Россией, а лишь хотят уравновесить его достаточной мерой сотрудничества с другими европейскими соседями (“Хотят ли белорусы объединения?”, В. Агаев, Радиостанция “Немецкая волна”, передача от 16.12.2002 г.). 

В то же время, идея объединения России и Белоруссии поддерживается определенной частью населения Республики Беларусь. Но насколько действительно велико число сторонников объединения?

Вот что говорит бывший министр труда Белоруссии Александр Соснов: "На сегодняшний день почти две трети белорусов не хотят объединения с Россией в единое государство. Беларусь с Россией раздельно просуществовали более 500 лет. Наши данные говорят, что 2% опрошенных взрослых белорусов заявили, что готовы отстаивать независимость страны с оружием в руках. Это примерно 150 000 человек. Даже если 10% от них перейдут от слов к делу - это будет крайне неприятно”. (“Хотят ли белорусы объединения?”, В. Агаев, Радиостанция “Немецкая волна”, передача от 16.12.2002 г.). 

Казалось бы, как между двумя братскими славянскими народами – белорусами и русскими, составляющими этническое большинство двух соседних государств, может иметь место какая-либо вражда? Ведь нас всегда, начиная со школьной скамьи, учили, что присоединение Белоруссии к России являлось несомненным благом для белорусского народа. И никаких сомнений в братской дружбе между этими двумя народами не допускалось ни в одном учебнике по истории.

            Чтобы понять, почему не все белорусы поддерживают объединение с Россией попробуем обратиться к истории взаимоотношений Белоруссии с Россией, начиная со времен битвы под Оршей.

8 сентября 1514 г. под Оршей произошла знаменитая битва между белорусско-литовскими войсками и войсками Московского великого князя Василия, вторгшимися в белорусские земли. В ходе битвы московское войско было наголову разбито и потеряло только убитыми 30 тысяч человек. Именно про эту битву в советский период времени было строго-настрого запрещено писать. Ведь она абсолютно не  вписывалась в официальную советскую историографию, воспевавшую стремление братских народов воссоединиться друг с другом.

1563 г. - войска Ивана Грозного вторгаются на территорию Великого княжества Литовского и захватывают белорусский город Полоцк. В ходе шестнадцатилетней оккупации полоцкого края десятки тысяч белорусов, живущих там, было продано в рабство или убито, край полностью обезлюдел.

1654 г. - Московское государство развязывает новую тринадцатилетнюю войну, в ходе которой из 2,9 миллионов белорусов в живых осталось лишь около 1,4 миллиона человек. Хозяйство края было полностью разорено.

Не успела Белоруссия оправиться от этой войны, как начинается Северная война между Россией и Швецией, в ходе которой погибло еще 800 тысяч белорусов. А чтобы шведским войскам не досталось провианта и фуража, войска Петра I проводили в отношении белорусских деревень тактику выжженной земли. 

Наконец, в 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой происходит «воссоединение» Белоруссии с Российской империей. Белоруссию, в которой жило около 4 миллионов человек, что составляло тогда девятую часть населения Российской империи, расчленили по нескольким российским губерниям. Белорусский язык, являвшийся в свое время государственным языком Великого княжества Литовского, фактически запретили. Даже в церквях были запрещены проповеди на белорусском языке! При этом белорусы, в отличие от многих других народов, присоединенных к России, были лишены всякого подобия государственности, даже малейшего намека на автономию. Белорусы вообще не имели права занимать какие-либо государственные должности.

В период 1772-1780 гг. более четверти населения Белоруссии – крестьян с семьями, роздали в крепостную зависимость русским помещикам. Тысячи белорусов, задолго до сталинских депортаций, были сосланы на вечное поселение в Сибирь. В то же время в Белоруссии вводят рекрутчину, т.е. белорусов забирают на службу в российскую армию на 25 лет. А между тем из всех присоединенных народов в составе России ни один не подвергался рекрутским наборам.

Помимо рекрутчины, белорусов душили налогами, которые по совершенно необъяснимым причинам были здесь выше, чем во всех остальных российских губерниях, в 4-5 раз.

1812 г. - войска Наполеона вторгаются в Россию. Начинается Отечественная война, в которой против французов сражаются многочисленные партизанские отряды, среди которых есть много и белорусских. Однако, то, что у нас называют партизанской войной, в Белоруссии зачастую выражалось в разгромах усадеб, поджогах и грабежах  русских помещиков.

Наполеон возвращает белорусам потерянную государственность и возрождает Великое княжество Литовское, которое тут же становится союзником французского императора. Белорусское дворянство приветствовало Наполеона, собирало драгоценности для финансирования его войск. В церквях и костелах за его здравие служили благодарственные молебны.

Под знамена Наполеона встало тогда около 25 тысяч белорусов. Это было немало, если учесть, что воевать с Россией Польша послала 36 тысяч солдат, а Швейцария 16 тысяч…

Однако вернемся в день сегодняшний. Референдум о создании союзного государства России и Белоруссии уже не за горами. А между тем вряд ли сейчас можно представить себе до конца те последствия, которые повлечет за собой это объединение или же, тем более, неудача с ним.

С одной стороны, Белоруссия сейчас словно между молотом и наковальней. Если Россия не будет интегрироваться с Белоруссией, то ее тут же “подберет” Запад. Со временем она войдет в ЕС, вступит в НАТО. И, кто знает, может быть, недалек тот час, когда на ее территории будут размещены американские военные базы. И сотни крылатых ракет с ядерными боеголовками, как в «старые добрые времена» будут направлены на Россию.

Кроме того, не надо забывать, что в России, Белоруссии и Украине сосредоточилось почти 95% военных специалистов бывшей советской армии и около 90% военного потенциала СССР. В силу этого на постсоветском пространстве окончательно сформировались и обладают определенным уровнем боеспособности только три армии – российская, белорусская и украинская. И, соответственно, бросив Белоруссию, Россия лишится хорошего шанса нарастить свой военный потенциал. Запад, естественно, не заинтересован в создании союзного государства России и Белоруссии, поскольку это может усилить геополитическое положение России.

С другой стороны, объединение России с Белоруссией может породить массу проблем как экономических, так и политических. Как для Российской Федерации, так и для Республики Белоруссия.

Во-первых, слишком велик риск того, что экономика России не вынесет такого объединения. Белоруссия, где каждый третий житель живет ниже официальной черты бедности, станет еще одной “черной дырой” федерального бюджета. В этой “черной дыре”, наподобие Чечни, будут разворовываться и исчезать миллиарды рублей, собранных в других субъектов РФ в виде налогов и вливаемых в слаборазвитую белорусскую экономику, 80% которой завязано на поставляемых Россией по льготным ценам газа. А ведь в отношении Белоруссии действует целый ряд экономических и политических санкций. В частности, известны рекомендации властей США своим фирмам не работать в Белоруссии. Кроме того, к Минску предъявляет претензии международная организация по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, FATF.

При этом необходимо помнить о том, что за время правления Лукашенко белорусский рубль по сравнению с российским обесценился в 600 раз больше! А ведь денежных средств в процесс объединения России и Белоруссии может быть вложено очень много. Но если такой союз развалится, как в свое время распались союзы Сирии и Египта, Пакистана и Бангладеш  - возьмется ли кто-нибудь сейчас подсчитать, сколько Россия  выбросит денег на ветер? К примеру, только в ноябре 2002 г. Банк России перечислил Минску 1,5 млрд. рублей для стабилизации белорусской валюты. А сколько туда денег уже было вложено!

Во-вторых, объединение Белоруссии с Россией (по варианту Евросоюза) фактически вновь возродит порочную практику СССР, где все республики делились на первый и второй сорт – союзные и автономные. Это, в свою очередь, может со временем привести к глобальному политическому кризису в Российской Федерации. Субъекты в составе Российской Федерации могут начать требовать “белоруссизации”, т.е. повышения своего статуса до статуса Белоруссии. Это отчасти уже было озвучено руководителями ряда республик в 1999 г. Эти требования представляются вполне обоснованными и справедливым для тех субъектов федерации, которые не уступают в экономическом развитии и по численности населения Белоруссии. Однако они не будут иметь ее статуса и вряд ли могут рассчитывать на получение такого статуса в  обозримом будущем.

Вместе с тем, наличие особого статуса Белоруссии при определенном стечении обстоятельств не помешает ей со временем стать “вторым Татарстаном в составе России, а потом и вовсе утратить те привилегии, которые останутся ей на память от былой независимости.

Присоединение Белоруссии к России удовлетворит на какое-то время имперские амбиции истосковавшихся по былым временам “совков” – вот оно, свершилось! Империя наносит ответный удар, и, как феникс из пепла, возрождается былая мощь! Кроме того, фактор объединения гарантированно поднимет рейтинг московского Кремля, как в России, так и во всем мире. Вопрос лишь в том, насколько долго.

Самое печальное, что России практически уже некуда отступать. Ведь в случае, если Союзное государство не будет создано, авторитет России на пространстве СНГ только пострадает. В Белоруссии это в дальнейшей перспективе чревато крушением режима Лукашенко. Для Запада это будет карт-бланш, - чтобы предпринять специальные меры для наведения порядка в Белоруссии.

Наконец, в-третьих, как уже говорилось выше, существует немалый риск того, что в случае объединения по варианту России белорусская оппозиция, всегда протестовавшая против объединения вообще, помимо политических способов борьбы, будет также использовать те же самые способы, что ИРА в Северной Ирландии, баски в Испании, палестинцы в Израиле.

В свое время М. Ш. Шаймиев справедливо отметил в интервью журналистам, что “даже если бы объединения захотел президент Белоруссии Александр Лукашенко и оно вдруг случилось, то это стало бы головной болью для России. Белорусская оппозиция, а также партии, движения, да и весь народ, который живет в условиях суверенитета, никогда не согласятся на его потерю. И последующие события могут привести к развалу объединенного государства” (Газета “Республика Татарстан”, номер 182-183, от 12.09.02г.).

Попробуем все же предположить, что большинство из  вышеперечисленных опасений не оправдается, и объединение двух государств успешно состоится. Допустим, все экономические, политические и юридические вопросы будут разрешены. Но давайте задумаемся над тем, какая судьба ожидает после объединения белорусскую культуру и язык?

На сегодняшний момент в независимой Белоруссии идет интенсивный процесс возрождения национальной культуры и языка. Издается немалое количество газет, журналов на белорусском языке. Вещает национальное телевидение и радио. В то же время 1,2 млн. белорусов, проживающих в России, не могут сейчас смотреть передачи белорусского телевидения. И это при том, что на всей территории  Белоруссии для русскоязычного населения ретранслируются передачи российского телерадиовещания.

История показывает, что когда объединяются два государства, со временем в их развитии начинает преобладать этнически более сильная составляющая. И предыдущее время нахождения Белоруссии в составе Российской империи, а затем СССР, убедительно это подтверждает. Ведь именно в эти годы белорусский язык фактически вымирал, а многие древние культурные традиции белорусского народа бесследно исчезли. Удастся ли белорусам избежать ассимиляции, угроза которой существенно возрастет после объединения двух государств? Смогут ли они сохранить свою самобытность, традиции, язык и культуру? Вот какие вопросы волнуют сейчас белорусов помимо тех возможных позитивных моментов, которые получат жители Белоруссии (среди которых, кстати, есть и 12,5 тысяч этнических татар), от союза с Россией.

В недалеком будущем гражданам России и Белоруссии предстоит сделать свой исторический выбор на референдуме об образовании союзного государства России и Белоруссии. Именно от их выбора будет зависеть, как сложится дальнейшая историческая судьба двух этих государств. И перед принятием этого решения необходимо четко понимать все плюсы и минусы подобного объединения, чтобы не повторить ошибки прошлого и в тоже время не допустить раздора в отношениях между двумя близкими народами. Но как бы не происходило объединение, для будущего России крайне важно, чтобы этот союз не давал повода для возникновения недовольства и обид у народов, ее населяющих.

 

Айнур СИБГАТУЛЛИН

Опубликовано в журнале "Татарстан", № 4, 2003 г.

Удвоение ставок играть в нарды - классические.
Hosted by uCoz