UCOZ –†–µ–Ї–ї–∞–Љ–∞

Tatar-history

ƒиректор метлы

 то помог поставить на ноги целое поколение московских татар

ƒворники, носильщики, мусорщики - москвичи привыкли считать эти профессии типично татарскими. ћежду тем и дес€ть, и сто лет назад татары занимались в ћоскве не только этими делами. ƒети дворников тоже выбрали иную дорогу в жизни.

–анние прохожие, з€бко поежива€сь, бегут к метро, а Ѕибисара —афина уже заканчивает свою работу. –€дом с ней пес ќльхай - верный защитник от шл€ющихс€ в неурочную пору.  ажетс€, нехитрое дело - убрать вокруг здани€, подмести листь€, отвезти мусор на тележке. ќднако жильцы дома в Ќовых „еремушках считают Ѕибисару незаменимой: она работает здесь много лет. ¬ жизни возможно все - поворачиваетс€ колесо ‘ортуны, случаютс€ путчи и кризисы, но мир по-прежнему кажетс€ уютным, если слышитс€ под окном знакомый шорох метлы.

∆ильцы у Ѕибисары воспитанные: когда выбрасывают большие коробки, всегда спрашивают ее, куда поставить. ќна может и поругать их, если что не так. Ђя этот дом засел€ла в 1977 году, - рассказывает она. - ѕомню, как въезжали в каждую квартиру. “еперь те реб€тишки, которые когда-то кричали мне: Ђ“ет€ Ѕибисара, дай метелку помести!ї - уже ведут за ручку своих детейї. Ѕибисара - красивое им€. Ђƒа что тут особенного, - улыбаетс€ она. - ” татар вообще имена звучные. я ведь татарка. –одилась в √орьковской области - теперь она называетс€ Ќижегородской, - в селе  арга. ќттуда же и муж. ћногие наши земл€ки перебирались в ћоскву на стройки и заводы, а потом устраивались дворниками, чтобы получить жилплощадь. Ќайти место было трудно, обычно односельчане помогали друг другу. “ак когда-то устроилась и €. ѕомните старую шутку о том, что есть только две престижные должности: директор магазина и директор метлы? “ак вот, про директора метлы - это как раз о нас, о татарахї.

Ѕывша€ ћосква

—коро Ѕибисара отметит круглую дату: сорок лет директорства с метлой и лопатой в руках.  онечно, у нее давно нет необходимости отрабатывать дворницкую жилплощадь: муж много лет назад получил от завода квартиру. ¬ыросли и дочки - старша€, «ухра, стала врачом, у младшей, ‘айли, тоже высшее образование, она работает бухгалтером.

Ѕибисара —афина уверена: дворницка€ професси€ помогла ей вырастить детей

Ђќбе поставили себе цель и сами добились всего, - рассказывает Ѕибисара. - ћы с мужем только раз нанимали старшей дочке репетитора по химии. ѕомню, собрали тогда все свои отпускные деньги, чтобы заплатить. ¬прочем, грех жаловатьс€: дворницка€ професси€ помогала мне растить детей. ћои дочки не были заброшенными - € всегда могла и проводить их на зан€ти€, и встретить из школыї.

—ейчас Ѕибисара собираетс€ уходить с работы - все пенсионные сроки давно прошли. » это отнюдь не малозначительный факт. — ее уходом ћосква дворников и носильщиков, мусорщиков и банщиков (город всех тех незаметных и незаменимых профессий, которые жители столицы на прот€жении ’’ века привыкли считать татарскими, но которые перестают быть таковыми пр€мо на глазах) еще немного отодвинетс€ в прошлое.

—колько же существовал в столице этот Ђгород незаменимых профессийї? Ђ—овсем не так долго, как можно было бы подумать, может, чуть больше ста лет. ¬едь раньше здесь просто не было татар как таковых, - рассказывает кандидат исторических наук, этнолог ƒамир ’айретдинов. -  онечно, сейчас, когда татарское население ћосквы, по самым скромным подсчетам, составл€ет не меньше 250 тыс€ч, в это веритс€ с трудом, но еще в начале ’’ века численность татарской общины была совсем небольшой - всего 6 тыс. человек. Ёто составл€ло примерно полпроцента от общего количества жителей городаї. ¬ середине XIX века в ћоскве и вовсе проживало несколько сот татар. Ђ“олько не подумайте, что они были дворниками! - говорит ’айретдинов. - “атарска€ община тех лет в основном состо€ла из людей с высоким статусом. ¬ ней было много зажиточных купцов первой и второй гильдииї. “атары торговали в ћоскве шелком, шерстью, хлопком, открывали посто€лые дворы, гостиницы, рестораны. Ђƒо революции татары держали в –оссии буфеты на железнодорожных станци€х, это было их делої, - рассказывает Ўамиль ћухамедь€ров, старший научный сотрудник »нститута российской истории –јЌ.

–елиги€ помогала татарам сохранить себ€ в столичном Ђплавильном котлеї

“атарские купцы могли гордитьс€ не только богатством, но и происхождением. ћногие из них вели свою родословную от знатных фамилий татарских ханств. Ђ—лучалось, что родовита€ татарска€ семь€ разбивалась на две ветви - часть родственников принимала православие, поступала на русскую службу и давала начало обрусевшей аристократической фамилии, как, например, у кн€зей ёсуповых, - говорит Ўамиль ћухамедь€ров. - “а же часть родни, что сохран€ла приверженность исламу, лишалась наследственных привилегий и земель. ƒл€ них даже название специальное придумали: Ђчабатала мурзаї (двор€нин в лапт€х). ћногие из них, чтобы прокормить себ€ и семью, начинали заниматьс€ торговлейї. ќтдельные представители этих купеческих семей оставались в ћоскве и после ¬еликой ќтечественной войны. ЂЅыла, например, очень родовита€ и богата€ семь€ Ўакуловых - выходцев из города  асимова.  огда-то он был столицей  асимовского ханства, - рассказывает ћухамедь€ров. - — —арой Ўакуловой, в свое врем€ окончившей —орбонну и занимавшейс€ математикой, € познакомилс€ в ћоскве в 50-е годы.  онечно, тогда она была уже очень пожилой женщиной. Ќаверное, жили здесь и другие родовитые татары. Ќо они растворились в потоке новоприбывших Ђмишарї - сельских жителей из ѕензенской и Ќижегородской областей, которые составили основную часть современного татарского населени€ ћосквыї.

√раждане приезжающие

Ќосильщики на  азанском вокзале, облокотившись на тележки, пережидают перерыв между поездами. »з семи дес€тков человек, ежедневно выход€щих в смену, подавл€ющее большинство - татары. Ђ“радиционно здесь работают люди из одних и тех же нижегородских деревень: можно даже только по внешности, не зна€ человека, определить, кто откуда приехалї, - рассказывает бригадир транспортно-экспедиционного отдела –устам —€битов, 20 лет назад сам начинавший здесь носильщиком. ѕравда, в последнее врем€ татар стали теснить на вокзале приезжие из —редней јзии - узбеки, таджики, туркмены. Ќо татары-носильщики все равно с надеждой смотр€т на поезда: будет работа - будет и хлеб.

ѕо традиции на  азанском вокзале работают носильщиками
жители одних и тех же деревень Ќижегородской области

¬переди - полоски рельсов, убегающие к горизонту.  огда-то по этой дороге татары ехали в ћоскву. „то заставл€ло их оставл€ть родные деревни и подаватьс€ в большой город? Ђћой отец в 20-е годы был наркомом здравоохранени€ “атарской республики, - говорит Ўамиль ћухамедь€ров. - ¬ ѕоволжье тогда свирепствовал голод. ћногие татары уезжали из родных мест, потому что нечего было есть. “олько с голодом справились - отцу даже дали за это особую награду, - началось раскулачивание. » люди бежали уже от этой бедыї. ѕозже татары пот€нулись в ћоскву на заводы и стройки: не хотели работать в колхозах даром. ЂЌемало татар трудилось на Ђћетростроеї, - рассказывает ƒамир ’айретдинов. - ƒл€ них даже издавалась газета на татарском €зыке. ¬ ее редакции несколько лет работал известный поэт ћуса ƒжалильї.

—ельчане, приехавшие работать на заводы, быстро начинали понимать, что жизнь в общежитии не сулит им никаких ближайших перспектив. Ђ—ами подумайте, каково это - жить в одной комнате с несколькими совершенно посторонними людьми, - говорит –устам —€битов. - ј дворникам тогда предоставл€ли отдельную комнату.  акое-никакое, но свое жилье. я сам прошел через все это: сначала работал в ∆Ё е, потом устроилс€ на вокзалї.

 азанский вокзал в ћоскве издавна был татарской вотчиной. ѕосле революции здесь даже существовала особа€ молельна€ комната, где желающие могли совершать намаз. Ђ онечно, работать было т€жело. –асширение вен на ногах - наше профессиональное заболевание. ѕомню, старики рассказывали, что раньше было еще хуже: носильщики не пользовались тележками, все носили на ремн€хї, - рассказывает —€битов. » все-таки чаевые, т€нувшие на 10-15 руб., которые носильщик в 80-е годы мог принести домой после смены, была весомым аргументом в пользу Ђвокзального трудоустройстваї - поступить на место носильщика было очень непросто.

¬ ћоскве татары всегда могут встретить земл€ков
в Ђхал€льнойї м€сной лавке и у мечети

Ђ«наете, мы тогда мало задумывались о том, престижна€ работа или нет. √лавное - она давала возможность кормить семью. ј у татар и в ћоскве часто бывали большие семьи, - вспоминает —€битов. - я всегда говорю: дл€ того чтобы узнать, что такое большой город, надо прийти на вокзал. ¬окзал - это сама жизнь: кого-то опустит, кому-то поможет подн€тьс€. ћногим из нас вокзал помог подн€ть своих детейї.

ѕосто€нное место жительства

“ипична€ дл€ московских татар ситуаци€: дети вчерашних дворников и носильщиков оканчивают вузы и аспирантуру. ѕотер€ национальной самобытности практически неизбежна€ плата за этот рывок вперед. ѕо данным опросов, около трети татар-москвичей признаютс€ сегодн€, что не знают родного €зыка. Ќесколько интернетовских сайтов, где татары обсуждают свои национальные проблемы, и объ€влени€ свах: Ђ∆еню татарї как раз дл€ Ђпрорвавшихс€ї - получивших хорошее образование и сумевших заработать деньги, но не знающих, как вернутьс€ к национальным корн€м.

ƒолгое врем€ средством, которое не давало татарам окончательно растворитьс€ в московском Ђплавильном котлеї, была религи€. „тобы встретитьс€ с земл€ками, поговорить на родном €зыке, достаточно было перешагнуть порог мечети. Ђ√оворите по-мусульмански!ї - одергивали вход€щего в —оборную мечеть в ¬ыползовом переулке, и он немедленно переходил на татарский €зык. ѕо праздникам у ограды мечети выстраивались сборщики денег дл€ сельских мусульманских общин. ¬округ каждого Ђдежурногої собиралс€ кружок тех, кто был родом из соответствующей деревни. ≈сть татары, которые уверены: жить по-мусульмански можно в любых обсто€тельствах. Ђя двадцать лет пролетал в авиации, но даже пост выдерживал в полете. ј молитьс€ можно и в кресле самолета, - говорит шейх јнвар ёнеев, главный имам мусульманской общины в ƒомодедове. - ¬прочем, сегодн€ найти татарина, соблюдающего все религиозные требовани€, в ћоскве непростої.

Ђ” нас есть традици€: горе в доме или радость, всегда надо собрать людейї,
- говор€т московские татары

» все-таки татарские Ђмастера незаменимых профессийї смогли передать своим дет€м нечто, не завис€щее от национального колорита и €зыка. ѕожалуй, это можно было бы назвать особым взгл€дом на жизнь. Ђ” нас был случай, когда за квартиру, которую мы выхлопотали дл€ солдата-инвалида чеченской войны, какое-то врем€ некому было платить, - рассказывает ‘лера —елиховска€, зампредседател€  омитета солдатских матерей. - *наете, как € нашла на это деньги? —обрала у мусоропровода пустые бутылки, сдала их. » все. Ќет такой работы, котора€ была бы унизительной, если это нужно твоим близким или тем, о ком ты заботишьс€. ƒаже если тебе придетс€ поработать Ђдиректором метлыї.

јлла ј—“ј’ќ¬ј (spm111@yandex.ru)
јлександр —ќ–»Ќ (фото)

ќпубликовано в ∆урнале "ƒелова€ хроника": 23.09.02, No 2002/35

 

многогранные металлические опоры.
Hosted by uCoz