UCOZ Реклама
Если требуется ванная комната из натурального камня - обращайтесь в http://veronamarmi.ru.

          

                       
НОВОСТИ ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК 
 

Этническая история касимовских татар

 Татарский народ, насчитывающий более 7 миллионов человек (по другим данным более 10 млн. чел.) подразделяется на многие этнические группы, одной из наиболее интересных по истории и самобытности являются касимовские татары.

Касимовские татары сформировались на основе ассимиляции докасимовского тюрко-язычного пласта, проживавшего на территории края в 1100-х годах (это подтверждают ученые-историки Д.Исхаков, Ф.Шарифуллина, А.Халиков), с принявшими ислам мордовскими племенами (мокша и эрзя) и татарскими племенами, пришедшими из Сибирского, Астраханского, Крымского ханств. Потомки этих племен (нынешние татары-мишари) живут на территории Сасовского, Кадомского, Ермешинского районов Рязанской области и Нижегородской области.

Основным катализатором формирования этнической группы, безусловно, является период образования самостоятельного татарского (Касимовского) ханства (сер. XV века) в составе Руси. Основателем ханства был царевич Касим (Касым), сын первого казанского хана Улу-Мухаммеда. Царевич с большой группой войск, со своими сторонниками из среды казанских ремесленников, торговцев, духовенства и мурз (князей) бежал к русскому царю Василию Темному и расположился на территории, которая впоследствии стала называться г.Касимовым.

Таким образом, корнями касимовских татар является многоплеменная, здоровая этническая основа, обеспечившая длительное и долголетнее существование группы, и было бы неверным считать казанцев ядром касимовских татар. Тем не менее, связь с Казанью чувствовалась во всем. Опальная верхушка Казанского ханства, придя в Касимов, закладывала определенные отношения с покинутой страной, например, крупнейшие кланы (ширины, бараны, джалаиры) оставались и в Казани, и в Касимове.

Касимовское ханство, как административное образование, было необходимо для военной защиты Русского государства на юго-восточных рубежах и более 200 лет отлично защищала Русь. Однако, после покорения Казанского (1552г.), Астраханского (1557г.) и Сибирского (1580-е годы) ханств, ханство на Оке исчерпало функции пограничной зоны, защитницы русских рубежей. Земли за татарами сохранились, но со времени правления хана Арслана (1620-е годы) самостоятельность анклава была практически ограничена. И если при хане Шах-Али (XV в.) войска касимовских татар участвовали во всех войнах, которые вела Россия, а хан Саин-Булат (в крещении Симион) командовал русской армией в Ливонской войне, то к XVII веку идет процесс превращения бывших касимовских воинов в мирных торговцев и ремесленников. В 1681 году после смерти престарелой ханши Фатимы-Султан Касимовское ханство окончательно прекращает свое существование.

Петр I приписывает касимовских татар к тяжелейшим работам по заготовке корабельного леса. В результате ряда указов I половины XVIII в, направленной на отмену служилого землевладения у мусульман, часть знати приняла христианство, среди которых оказались такие известные люди как И.Мичурин, И.Куприн и др. В других областях и губерниях поменяли веру Тургеневы, Юсуповы, Чаадаевы, Карамзины, Беклемиши и др. Но основная масса касимовских татар осталась верна исламу, а из тех, кто принял христианство, многие вернулись опять в ислам.

Период национального возрождения у татар Рязанской и Тамбовской губерний (а именно на их территории располагалось когда-то Касимовское ханство) начался во второй половине XIX века. Местные татарские земли становятся одним из центров татарской духовной культуры. Возникают медресе, содержавшиеся на деньги купцов-меценатов. Касимовское медресе было основано богатым купцом-меценатом Хайруллой Кастровым. Здесь преподавали известные знатоки ислама – Хасан Шамсутдинов (умер в 1893 г.) и поэт Закир Хади (1883-1933г.). Обучались и девочки (преподаватели Согдия Булатова, Фарханас Баширова, учительница Хадия Ишимбаева и др.). На базе медресе в 1898г. организовался татарский театр "Чулпан", в котором долгое время с большой радостью занимались Саида и Наджия Девишевы, Хадия и Тавхида Ишимбаевы, Саида Вергазова, братья Губайдуллины, Равза Кастрова и вообще большинство молодых людей из татарских семей.

действовало медресе, готовившее имамов и учителей. Выпускник медресе Ибрагим Урманов окончил исламский университет в Каире и знал священный Коран наизусть.

Помимо крупных медресе, в каждом селе действовали мектебы (школы), где обучали грамоте – в Царицыно, Мунтово, Толстиково, Баишево, Подлипки, Коверское, Богданово, Верки, Азеево, Бастаново, Тархань, Алешино. Среди местных татар был очень высок процент мусульманского духовенства.

Коммерческой деятельностью касимовские татары начинают заниматься еще в XVIII веке, создавая интенсивную связь с торговым миром Китая, Монголии, Средней Азии и Казахстана. Торговые кампании Сеид-Шакуловых, Ишимбаевых, Кастровых наладили сбыт своей продукции (меха) за границу. Для более широкой организации торговли был необходим переезд в крупные города. Так касимовские татары селятся в XVII-XVIII веках в Москве и занимают одно из ведущих мест в своей области торговли и производства. Крупнейшими татарскими купцами в Москве были касимовские семьи Кашаевых, Кастровых, Танеевых, Вергазовых, Ишимбаевых, Сеид-Шакуловых, Девишевых, Карамышевых, Янбухтиных, Акмаевых, Бурнашевых, Ширинских, Урмановых, Байковых, Бахтиозиных, Байбековых и др. Помимо меховой торговли они развивали гостинично-ресторанное производство, в частности Х.Байбеков владел рестораном "Малый Эрмитаж", гостиницу с одноименным названием у Никитских ворот.

В Санкт-Петербурге ресторан гостиницы "Астория" обслуживали Муратаевы, рестораны и буфеты на станциях железной дороги часто создавали касимовские татары, в частности, семейство Байрашевых владело сетью ресторанов и буфетов, в Пушкине, Санкт-Петербурге, Москве, Касимове и др. станциях. Из этой семьи вышла первая татарка с высшим музыкальным образованием, народная артистка Татарстана, профессор Казанской консерватории Зухра Гареевна Байрашева.

Большая часть касимовских татар занималась благотворительностью и меценатством.

Касимовское Мусульманское Благотворительное Общество открыло свою деятельность в 1898г. "с целью доставления средств к улучшению нравственности и материального состояния бедных мусульман г.Касимова и его окрестностей".

Инициатива и заботы по открытию Общества принадлежали мусульманам: Х.Акбулатову, М.К.Альбеткову, Х.Байбекову, А.А.Татукову, А.Тубакаеву, К.Х.Сеит-Шакулову, М.Юшинскому, Н.Дуймакаеву, А.А.Вергазову, А.Мусину, С.Лаишеву, А.Альбеткову, М.Д.Ишимбаеву, А.Кастрову, М.Х.Танкачееву, Х.Мусяеву и Н.Бекбулатову. Уже в 1899г. было избрано 33 почетных члена Общества, действительных членов было 175 и членов соревнователей 44. Среди почетных членов Потомственный Почетный Гражданин, Касим-хан Хусаинович Сеит-Шакулов, купцы Мухаммед Ганей Изатуллович Девишев, Мухаммед Ганей Сагадеевич Тугеев, М.Карим Файзуллович Альбетков, Х.Ф.Ямбаев, С.Лаишев, А.В.Мусин, М.Шакир Хабибуллович Девишев, Ф.Б.Биушев, А.Р.Альбетков, М.Д.Давлетдьярович Ишимбаев, А.Д.Мусяев, Исмаил Гаспринский, Арслан Вергазов, Изатулла, Шакир и Фатех Девишевы, Хаджара Кастрова, Сарьби Джемаль Таканаева, Хусаин и М.Валей Ширинские и др.

Действительными членами были мулла М.Абдулл Алтынбаев, Ибрагим Агеев, мулла Ярулла Акчурин, Фатима Акчурина, мулла М.Джан Баязитов, Фаттахетдин Баширов, Абдул Васек, Хасан, Ахмет и Хусаин Бурнашевы, мулла Сагадей Беляев, Хамза Баязитов, Халилулла Брундуков, Абдулла Баширов, Хасан Болтачеев, Изатулла Байбуров, М. Джан, Сибгатулла и Хадиджа Вергазовы, М. Ганей Валеев, Сеит Батал Дивеев, Девлечаровы, Дуймакаевы, Девишевы – Атеятулла, Изатулла, Магдей и Хабибулла, Ишимбаевы – Валей, Азизулла, Джан, Хабиб, Аббас и Давлетдьяр, Фатих Кастров, Хафиз Кашаев, Хасан Карамышев, Изатулла Лапков, Максутовы – Алеакбар, Мирза Алим и Изатулла, Мавлеев Рахматулла, Мусины – Гирей и Зарифа, Мусяев Абдулла, Атаулла и Хайрулла Синчилеевы, Атаулла Синдюков, Сафаровы Хамза и Якуб, Таканаев Сайфулла, Хасаин Дебердеев, Махитяб Тугеева, Абдулла, Фатима, Хисаметдин и Хабибулла Таканаевы, Хасан Танеев, Абдулла и Атаулла Тукузины, Атаулла и Абдул Азиз Татуковы,Утикеевы, Хасан Ханбеков, Хасан Хамзин, Хасаин и Фаткулла Ширинские, Фатима Шакулова, Шакир Шамсутдинов и др.

В структуре Касимовского Благотворительного Общества были Члены соревнователи, как бы кандидаты в Действительные члены. Среди них, в частности, были Мухаммед Сафа Вергазов, Хасан Лапков, Селим Гирей Муратаев, Азизулла Максутов, Изатулла Утюшев, Мухамед Шакир Ширинский, Ахмадей Тугеев, Абдулла Девишев, Ганей Ишимбаев.

Наиболее известным татарским меценатом в Москве был Салих Юсупович Ерзин (1833-1911г.г.), уроженец с.Азеево – крупный миллионер-промышленник (кстати, начавший свое дело бедным приказчиком у богатого хозяина). На деньги Ерзина в 1880-х годах был построен минарет Московской исторической мечети (на Б. Татарской ул.), а в 1911г. – школа и дом-приют при ней. В 1904г. Ерзин полностью оплатил строительство Московской Соборной мечети (на Выползовом пер., возле Олимпийского дворца). Занимался благотворительностью он и на родине – построил мечеть в Азееве, помогал неимущим. В 1999г. по случаю 95-летия Московской Соборной мечети на здании мечети была торжественно открыта мемориальная доска в честь мецената Салиха Юсуповича Ерзина.

Крупнейшими меценатами в России и Польше были Юнусовы, родственники Ишимбаевых и Кастровых, живущие до сего дня в Москве и Казани. Ими были построены 26 мечетей, приюты для мальчиков, больницы, магазины. Их заслуги были отмечены царем 6 золотыми медалями за благотворительность, им были присвоены звания "Почетный Потомственный Дворянин и Гражданин Казани" и т.д.

Более подробно описания деятельности членов фамилий сделаны в текстах каждого рода.

Основатель Санкт-Петербургской кафедральной мечети Атаулла Баязитов родился в с.Темгенево Касимовского уезда в 1876г. Долгие годы был главой петербургских мусульман, основателем первой татарской газеты "Нур". Его сын Сафа был главным муфтием татар-мусульман в 1915-1917г.г. К слову сказать, Баязитовы внесли огромный вклад в развитие татарской духовной мысли.

И ныне касимовские татары составляют большую часть татарского населения "города на Неве".

После 1917г. духовная жизнь касимовских татар была прервана. Закрывались медресе. В 30-е годы многие представители татарского купечества и духовенства были репрессированы, сосланы, расстреляны. Эта участь коснулась и интеллигенции – лучшие сыны и дочери нации были растоптаны, уничтожены и пропали бесследно. Султан-Галеевы, Максутовы, Кастровы, Фатех Акбулатов, Нури Ширинский, Ариф Бурнашев и многие, многие другие. Это были черные 1937-38 г.г.

Численность касимовских татар неуклонно падала. В 1795г. – 6000чел., в 1810г. – 5797 чел., 1857г. – 5647 чел., 1917 – 4413 чел., 1989г. – около 2000 чел. (еще 2500 чел. в Кадомском, Ермешинском, Сасовском районах). Реабилитация пришла слишком поздно.

Национальное возрождение касимовских татар началось в 1990-х годах. В 1993/94г.г. было возвращено новое здание касимовской мечети (на ул.Нариманова. д.20), построенной в 1906г. купцом Дуймакаевым. Открылась община (руководитель А.Т.Акжитов, имам-хатыб мечети М.С.Ахунов). В 1999г. руководители общины приезжали в Москву, с просьбой принять их в Муфтият, со своей стороны муфтий Равиль Хазрат ездил в Касимов, и были установлены дружественные, деловые связи.

В здании Ханской мечети (постройка 1467г.) открыт музей экспозиций, посвященных касимовским татарам. Представляют значительный интерес исторические и архитектурные памятники эпохи Касимовского ханства – мавзолей Шах-Али-хана (1555г.), мавзолей Авган-Мухаммед-султана (1616г.), история Казанской-касимовской царевны Сююм-Беки, многочисленные мавзолеи на старинном татарском кладбище и т.д.

Касимовские татары играют большую роль и в современной жизни татарских общин Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента и др. городов. Мы же будем надеяться на то, что касимовские татары, имея большое историческое прошлое, будут иметь и большое будущее

 

                                                                                    Марат Сафаров,

                                                                                    совместно с автором.

 

 

Еще одна версия создания татарского Касимова

 

На стенде исторического раздела Касимовского краеведческого музея написано, что город в 1446 году был отдан на кормление Великим князем Московским Василием II (Темным) перешедшим к нему на службу казанским царевичам Касиму и Якубу.

Однако, существует и другая версия того, как Городец стал татарским Касимовым. Она изложена в книге историка М.Г.Худякова "Очерки по истории Казанского Ханства". В ней автор четко пишет, что это – плод реализации замыслов энергичного и честолюбивого хана Мухаммеда (Улу-Мухаммеда), внука Тохтамыша, бывшего Сарайского хана, затем основателя независимого от Сарая Крымского ханства, короткое время бывшего в нем ханом; победителя русских под Белёвом, затем основателя независимого Казанского ханства.

Эти замыслы:

1) Москва должна платить дань (выход) не Сараю, а Казани,

2) внедриться в русские земли в качестве удельного, независимого, владетеля.

Замыслы Улу-Мухаммеда были осуществлены после военной победы казанцев над русскими под Суздалем 7 июля 1445 года, когда в плен к казанцам попали Великий князь Московский Василий II (впоследствии прозванный Темным) и его двоюродный брат князь Михаил Верейский.

Василий II согласился со всеми условиями хана и подписал мирный договор, скрепив его крестным целованием, после чего был отпущен.

Условия договора на Руси никогда не публиковались, но вместе с Василием II в Московское княжество выехали 500 казанских чиновников и мурз. Первые – чтобы обеспечить получение огромной контрибуции, вторым давались на кормление волости и города и различные административные должности, как часть выплачиваемой контрибуции.

Одновременно с этим Городец и его окрестности начали заселять татары во главе со вторым сыном хана Касимом. С этого времени Городец начинает называться Касимовом (а также Царевичевым городком).* И поэтому Касимову Великие княжества Московское и Рязанское платят дань (выход) так же, как Казани и Сараю (а впоследствии – Астрахани и Бахчисараю), о чем упоминается в договорах и грамотах Великих князей Московских и Рязанских ("…по старым дефтерем, по крестному целованию…").

Известно, что Москва платила выход Касимову даже после падения Казани.

И, наконец, переписка Москвы с Касимовом почти до конца существования Касимовского ханства осуществлялась через Посольский приказ (см. В.В.Вельяминов-Зернов "Исследование о Касимовских царях и царевичах"), что означает: для Москвы Касимов был иностранным государством.

__________________________

*) Татарский энциклопедический словарь. Казань, институт татарской энциклопедии АНРТ, 1999г., стр.80, статья "Битва под Суздалем":

"Русские полки были разбиты отрядом бека Махмуда, Василий II попал в плен, был вынужден признать над собой власть Улуз-Мухаммада; выплатил ему дань, обязался возвратить хану мещерские земли, выкупленные в 1342 году у Тохтамыша.

Впоследствии на них было создано Касимовское ханство".

 

Надир Газин

 

НА ГЛАВНУЮ

                                                                 

                                                                              

 

 

Hosted by uCoz