UCOZ Реклама
Купить atoll фильтры в Киеве от официального представителя.

          

                       
НОВОСТИ ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК 

Р. АБДРАХМАНОВ

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ТАТАР

С первых лет современного этапа развития татарского национального движения (с конца 1980-х гг.) одной из важнейших проблем стал поиск приемлемой для татарского народа модели национально-государственного развития. Представлялось невозможным ограничивать культурно-языковое возрождение и самоопределение татар только территорией Татарстана, так как это несло в себе угрозу дезинтеграции дисперсно расселенного этноса. В Татарстане проживают в настоящее время около 1,8 млн. татар, т.е. примерно 25% от их общей численности. Значительная масса татар живет в Башкортостане (1,2 млн. чел.), Москве и Московской области (около 800 тыс.). Татары живут в большинстве регионов России, являясь вторым по численности этносом после русских (5 млн. 522,1 тыс. чел. в границах РФ). В странах СНГ наиболее крупные диаспоры в Узбекистане (656,6 тыс. чел.), Казахстане (331,2тыс. чел.), на Украине (133,6 тыс. чел.), а также в Киргизии, Таджикистане и Туркмении—в каждой стране в пределах 50-100 тыс.; в целом в Средней Азии сосредоточена самая крупная диаспора татар в ближнем зарубежье (более 1 млн. чел.). В дальнем зарубежье живет около 100 тыс. татар: в Румынии—35 тыс., в Турции—около 20 тыс., в Польше—5,5 тыс., Болгарии—5 тыс., Китае—4,2 тыс., США—около 1 тыс., Финляндии—менее 1 тыс., Австралии—0,5 тыс.1.

Вне Татарстана и Башкортостана, проживая в среде превосходящих их по численности и доминирующих в культурно-языковой сфере этнических групп (в основном—русских), татары медленно, но неизбежно теряют свой язык и культуру. В отсутствии нормально организованной системы образования, в том числе высшего, само бытие ориентирует человека на тот язык, который обеспечивает ему социальное продвижение. Ассимиляции многих нерусских этносов (татар, чувашей, марийцев, удмуртов и др.) в РФ способствует также слабость культурных связей между различными частями одного и того же этноса, разбросанного по всей Руси великой.

Что же предлагают идеологи национального движения для того, чтобы татарам, как и всем другим этносам РФ, не растерять свою этничность, остаться самими собой? На первых порах, наряду с разумно-реалистичными идеями, не обошлось и без романтического радикализма (экспансионизма). В частности, были попытки обосновать возможность объединения татарской нации путем расширения границ Татарстана за счет присоединения к нему так называемых "этнических территорий": например, выдвигавшееся в первой редакции программы партии "Ватан" требование построения единого татарского государства на обширной территории бывших Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Некоторые лидеры национальных объединений в регионах исторического заселения и компактного проживания татар (Поволжье, Башкортостан, Сибирь) говорили о возможности реализации национальных интересов татарского населения через признание за ним статуса коренной национальности и вытекающих из этого прав—вплоть до права на административно-территориальное или даже национально-государственное по форме самоопределение в своей местности. За образование самостоятельного государственного образования выступала, например, Ассоциация татар Тюменской области2.

К счастью, основная часть организаций татарского общественного движения достаточно быстро избавилась от детской болезни "левизны" и объединилась вокруг более реалистичного проекта государственного самоопределения в рамках унаследованных границ Татарстана, который предполагалось дополнить различными формами экстерриториальной автономии татарской диаспоры. При этом на Татарстан возлагалась подготовка и издание учебников и другой научно-методической литературы, специализированных газет и журналов для всего татарского населения СССР, культурное обслуживание татар на всей территории страны, подготовка национальных кадров, радио- и телепрограмм на татарском языке. Именно Татарстан должен был через договорные отношения с другими областями и республиками добиваться создания механизмов и условий осуществления политического и культурного взаимодействия татарского этноса.

Милли меджлис. Идеологи татарского национального движения, как уже сказано, с самого начала достаточно трезво осознавали, что государственные интересы Татарстана и его граждан объективно не могут быть полностью адекватны интересам всего татарского этноса. Механизм консолидации, построенный на объединяющей роли Татарстана, дополнялся на первых порах идеей функционирования структуры общенационального представительства—парламента татарского народа (Милли меджлиса), который был призван соединить в себе общенациональные интересы татар с теми или иными особенностями их различных государственных, территориальных и культурных образований. На современном этапе идея Милли Меджлиса была озвучена во второй платформе ТОЦ в 1991 г. Этот орган должен был объединить в себе две формы реализации суверенитета татарской нации: "государственно-территориальной" и "культурно-национальной автономии", т.е. представлять интересы всего татарского этноса, в отличие от парламента Татарстана, представляющего интересы всех этносов республики и всего лишь 25% татар. В платформе ТОЦ подчеркивалось, что Милли Меджлис, не являясь государственным образованием, должен финансироваться за счет "национального налога" в виде регулярных отчислений в фонд развития нации и иметь свои назариаты ("министерства") для выполнения общенациональных функций по развитию образования, культуры, информационной и коммуникационной сетей. Планировалось реализовать эту идею постепенно, не создавая конфликтных ситуаций с легитимно сформированными и работающими органами государственной власти республики.

Однако в период обострения политической ситуации в Татарстане в конце 1991-нач. 1992 гг., в том числе во многом и по причине конституционного конфликта с РФ, лидеры радикального крыла татарского национального движения стали форсировать этот процесс, делать заявления о необходимости передачи Милли Меджлису полномочий республиканского представительного органа и т.п. Указ президента РТ "Об упорядочении деятельности общественных объединений" оказал превентивное действие на организаторов съезда (курултая), заявлявших о намерениях создать параллельные органы власти в республике. Большинство руководства ТОЦ во главе с его президентом М. Мулюковым с самого начала отказалось от участия в этом мероприятии. Первый Всетатарский курултай, организованный членами партии "Иттифак", комитета "Суверенитет", СТМ "Азатлык" состоялся в г. Казани 1-2 февраля; в его работе участвовало 877 делегатов из Татарстана и др. регионов бывшего СССР. Были приняты "Закон татарского народа "О государственной независимости Республики Татарстан", "Конституция татарского народа", Закон "О Милли Меджлисе" и т.п. Курултай избрал Милли Меджлис в составе 79 чел., который был провозглашен "парламентом татарского народа" и должен был осуществлять руководящие функции между курултаями. Согласно Закону "О Милли Меджлисе", его статус был выше легитимно избранного Верховного Совета РТ: он наделялся правом решения не только вопросов национально-культурного развития татарского народа, но и вопросов, касающихся "статуса государства Татарстан", вплоть до отмены законодательных актов Верховного Совета РТ.

На протяжении всего своего существования Милли Меджлис выступал как радикальная оппозиционная структура по отношению к политическому руководству РТ, отстаивая принцип полной независимости Татарстана и резко критикуя подписанный 15 февраля 1994 г. Договор между РТ и РФ. Причины снижения общественной поддержки идеи полной независимости Татарстана усматриваются в ассимиляции значительной части татарского народа, потере им своих духовных основ. Учитывая это, Милли Меджлисом были разработаны "Канон татарского народа" и "Семейный кодекс", в которых актуализируется роль ислама; более того—ислам должен стать, по мнению авторов этих документов, ядром идеологии национального развития татар. В настоящее время основной целью организации провозглашается содействие в развитии духовного потенциала татарского народа, укрепление его единства с тем, чтобы в будущем вновь организовать его на борьбу за национальную независимость. Однако если в начале 1990-х гг. Милли Меджлис и пользовался поддержкой части татарского населения, то в настоящее время его популярность стабильно снижается.

Авторы идеи создания Милли Меджлиса (Р. Хакимов, Д. Исхаков и др.) с самого начала дистанцировались от радикалов и заявили, что подобное практическое воплощение лишь дискредитирует ее. Но поскольку сама идея создания организации, объединяющей представителей татарского народа со всех уголков мира, не потеряла своей привлекательности, а главное—актуальности, она нашла свое развитие и была воплощена в деятельности Всемирного конгресса татар (ВКТ), учрежденного умеренным крылом татарского национального движения при поддержке политического руководства РТ.

Всемирный конгресс татар— наиболее широкая общественная структура, через которую идет обмен информации о татарах всего мира—как об этнокультурных запросах татарской диаспоры, так и об оценках, мнениях последней относительно содержания этнополитических процессов в Татарстане.

19-20 июня 1992 г. впервые в Казани собрались посланцы татарской нации более чем из 50 стран и регионов: из 12 стран дальнего зарубежья, СНГ и России. Никакая другая организация никогда до этого в истории народа не собирала в одном месте столь многочисленного представительства различных социальных, политических слоев татарского мира. После I ВКТ татарский мир стал меняться: в Казань все чаще приезжают представители татарской диаспоры—бизнесмены, ученые, политики и государственные мужи. Можно сказать, что ВКТ положил начало возрождению национального самосознания, укреплению сообщества татар, проживающих в разных регионах.

28-29 августа 1997 г. в Казани прошел II ВКТ, в котором приняли участие 80 делегаций: представители 60 регионов России, а также Австралии, Германии, Канады, Румынии, США, Турции, Финляндии, Чехии, Японии, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана, стран Балтии. Всего местными организациями ВКТ было избрано 459 делегатов. В рамках работы ВКТ в АН Татарстана прошла научно-практическая конференция "Татары в современном мире". На конгрессе было объявлено, что ВКТ является международной общественной неправительственной организацией, действующей от имени многомиллионного татарского народа. Он ставит целью духовное единение, объединение интеллектуальных, нравственных сил татар во имя возрождения, сохранения и развития своей самобытности.

Как уже было сказано, многие идеологи национального движения в Татарстане считают, что поскольку в республике титульным, коренным этносом является татарский, постольку основанием реализации суверенитета Татарстана и его идентичности является этнокультурное и историческое своеобразие именно татарского народа. Однако конгресс в своих резолюциях преподнес несколько иное видение взаимоотношений этносов в республике, недвусмысленно поддержав курс политического руководства: одной из главных задач татарской нации названа задача развития и укрепления экономического, научно-технического и духовного потенциала, международного авторитета Татарстана—государства, провозгласившего полиэтническую, поликонфессиональную, поликультурную внутреннюю политику. ВКТ обратился к президенту России с просьбой узаконить Ассамблею народов России, предусмотренную концепцией национальной политики в РФ. На конгрессе было также принято решение о переводе татарской письменности на латинскую графику, которая более точно передает тонкости татарской фонетики и открывает большие возможности для включения в мировую информационно-техническую сеть. Был избран новый состав исполкома ВКТ, председателем которого вновь стал академик АНТ И. Тагиров.

Дебаты вокруг II ВКТ долго не затихали и после окончания его работы; одни называли его исторической вехой, другие говорили, что он прошел на грани провала. Но правы, видимо, наблюдатели, отметившие, что даже отдельные неудачи в работе ВКТ не могут заслонить волну брожения, которая разошлась по диаспоре: если 7 лет назад точкой отсчета новейшей истории Татарстана стала Декларация о суверенитете, то сегодня к процессу самоопределения татарского этноса подключаются голоса нескольких миллионов татар в России и моральная поддержка сотен тысяч татар ближнего и дальнего зарубежья. 24 апреля 1998 г. ВКТ зарегистрирован Министерством юстиции РФ как Международный Союз общественных объединений "Всемирный Конгресс татар".

Федеральная национально-культурная автономия татар (ФНКАТ). По мнению историка А. Бурганова, обеспечить равные со всеми другими этносами России возможности удовлетворения специфических национально-культурных интересов татарской нации, расселенной за пределами Татарстана, можно путем создания Национально-культурной автономии татар в качестве составной части федеративного государства. По мнению этого автора, подобная форма самоорганизации нации должна иметь право: 1) сохранять и поддерживать национальную самобытность, традиционный образ жизни; 2) восстанавливать, сохранять и обогащать культурно-историческую среду обитания в местах проживания; 3) приумножать ценности материальной и духовной культуры своего народа; 4) осуществлять национально-культурную самоорганизацию; 5) представлять свои национально-культурные интересы в органах законодательной и исполнительной власти, органах местного самоуправления; 6) иметь доступ к государственным средствам массовой информации; 7) создавать собственную систему воспитательных, образовательных, культурных и научных учреждений с учетом национальных особенностей и потребностей; 8) участвовать в деятельности международных неправительственных организаций; 9) получать из государственного бюджета и бюджета местного самоуправления средства пропорционально доле татарского населения на содержание образовательных, культурных и прочих учреждений и организаций, имеющих целью своей деятельности сохранение и развитие этнокультурной самобытности татар3.

Федеральный закон "О национально-культурной автономии" был принят Госдумой РФ 22 мая 1996 г. и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., правда, не совсем в той редакции, которую предлагали наиболее заинтересованные разработчики из представителей нерусских этнических групп. Тем не менее, в нем на уровне федерального закона определены правовые основы взаимодействия государства и граждан для реализации и защиты их этнических запросов в различных формах самоорганизации на добровольной основе. В связи с появлением данного федерального закона 18 декабря 1996 г. правительством РФ было принято Постановление об образовании на представительной основе Консультативного совета по делам национально-культурных автономий (НКА) при правительстве РФ.

Руководствуясь названным законом, 20 мая 1998 г. четыре Региональные национально-культурные автономии татар (РНКАТ)—Санкт-Петербурга, Свердловской, Саратовской и Ульяновской областей—выступили учредителями и основали ФНКАТ РФ со штаб-квартирой в г. Казани. На съезде был утвержден Устав, сформирован Совет ФНКАТ, который на данный момент состоит из 14 человек. Председателем Совета ФНКАТ стал И. Тагиров (он же—председатель Исполкома ВКТ). Позже И. Тагиров был делегирован от ФНКАТ в состав Консультативного совета по делам НКА при правительстве РФ. 25 сентября 1988 г. ФНКАТ зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Согласно Уставу, ФНКАТ является формой национально-культурного самоопределения и добровольной самоорганизации татар РФ для решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Сразу после принятия закона татары начали формировать свои местные и региональные НКА. На сегодняшний день в 10 регионах РФ организованы РНКАТ. В Республике Коми и Оренбургской области состоялись учредительные конференции НКА; готовится проведение таких конференций в Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском автономном округе, Нижегородской, Мурманской, Ростовской, Ивановской, Ярославской, Новосибирской областях. ФНКАТ на сегодняшний день объединяет уже шесть РНКАТ (прибавились Омская и Московская). В регионах, входящих в ФНКАТ, проживает 1 млн. 350 тыс. татар. В случае присоединения к ФНКАТ создающихся региональных автономий численность проживающих в этих регионах татар составит 2 млн. 200 тыс. чел.

Подводя итоги деятельности различных отделений ФНКАТ с 1 июля 1998 г. по июнь 1999 г. и обсуждая планы на будущее, ответственный секретарь Совета ФНКАТ Ф. Уразаев отметил, что, несмотря на большие возможности, заложенные в идее национально-культурной автономии и в соответствующем законе, у органов власти, причастных к его реализации, до сих пор не выработалось отношение к НКА как к новому инструменту в проведении государственной национальной политики. Состоялось всего два заседания Консультативного Совета по НКА при правительстве РФ, решения которых носили, в основном, организационный характер.

По мнению Ф. Уразаева, чтобы повысить действенность Закона о НКА, необходимо:

Охарактеризованные в самых общих чертах структуры экстерриториальной самоорганизации татар—Милли Меджлис, ВКТ, ФНКАТ—являются в значительной степени результатом сознательного поиска идеологами татарского национального движения адекватных механизмов обеспечения культурной целостности и этнической консолидации татарского народа с учетом его дисперсного расселения. Ни одна из этих структур еще не достигла зрелости, не обрела совершенной формы. Для развития сети своих организаций, их координации с другими каждой из них предстоит в ближайшем будущем определить более четко собственные функции, не дублируя те из них, которые гораздо эффективнее и с большей пользой может выполнять другая структура. Наиболее болезненный процесс самоопределения в ближайшее время ожидает Милли Меджлис, руководство которого своим радикализмом довело эту потенциально дееспособную организацию до практически полной потери своих мобилизационных возможностей в деле этнокультурной консолидации татарского народа.

1. Татары и Татарстан. Казань. 1993. С. 98-109.

2. Исхаков Д. Неформальные объединения в современном татарском обществе//Панорама. 1991. № 3. С.17.

3. Подробнее см.: Бурганов А. Будущее татарской диаспоры в России//Панорама-Форум. 1995 № 3.

При написании данного сообщения использованы материалы из Аналитической информация о деятельности Совета ФНКАТ за период с 1 июля 1998 по июнь 1999 года, подготовленные ответственным секретарем Совета ФНКАТ Фаритом Уразаевым

 

НА ГЛАВНУЮ

                                                                 

                                                                              

 

 

Hosted by uCoz