UCOZ Реклама
Интеллект сервер. Денежные призы за ответы на вопросы.

Руслан Хайруллин,
АЙРЕКС, г.Москва

Cостояние и перспективы развития национальных систем образования в России

    Население России составляет около 150 млн человек. В России проживают более 100 национальностей и этнических групп, где русские составляют 81%. Таким образом, на долю других национальностей и этнических групп приходится 19%.
    Кроме русских, наиболее многочисленными нациями в России являются татары (5 млн чел.), евреи (2 млн чел.), чуваши (2 млн чел.), башкиры (1,5 млн чел.), удмурты (0,7 млн чел.), марийцы (0,5 млн чел.) и т.д.
    В России проживают и малочисленные народы. В основном они живут на Севере. Наиболее многочисленными из них являются ненцы (30 тыс. чел.) и эвенки (30 тыс. чел.). Есть народы, численность которых не превышает 1 тысячи. Это алеуты, негидальцы, ороки, тофалары и др.
    Основными лингвистическими группами в России являются:

    Основными религиями являются: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
    До Октябрьской революции 1917 года только несколько народов России имело свою письменность: татары, якуты, осетины, чуваши и некоторые другие.
    После Октябрьской революции образование этнических меньшинств в России прошло несколько этапов развития: от расширения обучения детей на родных языках (1920 - 1930 гг.) к сужению использования родных языков в школе и переходу к преподавания в национальных школах на русском языке, где родные языки использовались только как предмет (1940 - 1980 гг.). Затем - с начала 90-х годов - период возрождения национальных школ. Поскольку школы являются частью общества, то все изменения в обществе, как в зеркале, отражаются в образовании.
    После установления Советской власти для того, чтобы превратить Россию, страну с невысоким уровнем промышленности и сельского хозяйства, в страну индустриальную, Советским правительством, в качестве основных, были выдвинуты следующие три цели: 1) индустриализация, 2) коллективизация и 3) культурная революция, основной целью которой была ликвидация неграмотности.
    Для того чтобы начать процесс индустриализации и коллективизации нужны были грамотные рабочие и квалифицированные специалисты, тогда как большинство населения России было неграмотным.
    В период культурной революции (1920 - 1930 гг.) большое число народов России обрело письменность. Были созданы учебные планы и учебники почти по всем школьным предметам - сначала для начальной школы, а затем и для среднего звена. В педагогических институтах были подготовлены учителя для этих школ. Этот период можно назвать ренессансным для национальных школ.
    Середина 30-х годов характеризуется как время тотальной репрессии в России. Большинство интеллигенции (в том числе и представители национальных меньшинств) были репрессированы и брошены в концентрационные лагеря ГУЛАГа. Кроме того, многие представители национальной интеллигенции были обвинены в национализме. Большинство из них были авторами учебников для национальных школ, поэтому их книги были изъяты из национальных школ. Таким образом, национальные школы были оставлены без учебников и квалифицированных специалистов.
    Великая Отечественная война была серьезным испытанием для России. Страна потеряла более 20 млн человек в этой войне. Некоторые народы были депортированы с их родных земель. Это балкарцы, ингуши, чеченцы, калмыки и др. Российский немцы, которые были приглашены в Россию два столетия назад на постоянное жительство, считали Россию своей родиной и имели свою автономию на Волге, также были депортированы. В зимний холод, без пищи и теплой одежды они были посажены в товарные вагоны и высланы в Казахстан и Сибирь. Много людей погибло в дороге, а также в первые дни ссылки, потому что там им не было обеспечено никаких условий для существования. Депортированным народам не разрешалось говорить на их родных языках, иметь национальный театр и национальные школы.
    Первые послевоенные годы были периодом восстановления разрушенного хозяйства и поэтому национальным школам не уделялось должного внимания. Другой причиной, почему эта проблема игнорировалась, было заявление Сталина, что все национальные проблемы в стране решены и в СССР не существует больше национальных проблем.
    С приходом к власти Н.С.Хрущева в середине пятидесятых годов идеологическая доктрина изменилась. Депортированным народам было разрешено возвратиться на родину. Но Н.С.Хрущев не был последовательным в своих идеях, думая о консолидации народов России (его стратегия была верной), он выбрал ошибочную тактику. Он заявил, что чем быстрее люди овладеют русским языком (который несомненно является языком, объединяющим людей) и станут русскоговорящими, тем быстрее они придут к коммунизму. Он считал, что родные языки могут стать помехой для овладения в совершенстве русским языком.
    Эта политическая идея нашла свое отражение в Программе КПСС (1961 г.), где было провозглашено, что одной из важнейших задач партии на данный период является создание "общенародного государства". Предполагалось, что развитие советских наций должно пройти через их "сближение", и это, как было сказано, станет ступенью на пути их полного "слияния". Подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества произойдет стирание национальных различий, в том числе и языковых.
    Эта политика ассимиляции было продолжена следующим руководителем государства - Л.И.Брежневым. В период его правления в жизнь претворялась идея "советского человека", который преодолеет национальную ограниченность и его самосознание вместо национального станет интернациональным. Предполагалось, что "советский человек" должен появиться в результате слияния наций. Главный идеолог брежневского периода М.А.Суслов утверждал, что ключом к слиянию наций должна стать русификация - обязательное изучение русского языка в учебных заведениях и исключительное использование русского языка в качестве государственного по всей стране.
    Во всех школах России основное внимание и основные финансовые средства стали направляться на изучение русского языка. Языки национальных меньшинств в очередной раз остались без должного внимания. Таким образом, в послевоенный период и особенно в последние годы существования Советского Союза политика партии и правительства была направлена на ассимиляцию и русифицирование наций и на создание новой исторической общности под названием "советский народ", говорящий на едином языке - русском - и ориентирующийся только на одну культуру - русскую.
    Эта политика была обусловлена большой миграцией сельского населения в города, урбанизацией общества, которая была вызвана требованиями индустриализации страны. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменение моноэтнических национально-территориальных образований (республик и автономных областей) в полиэтнические. В этом случае русский язык становился средством, объединяющим всех людей, проживающих в СССР.
    Все это стало причиной неизбежной потери народами и этническими группами своих родных языков и культур. Исходя из экономических потребностей СССР, правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык обучения, который использовался в Советском Союзе как язык межнационального общения.
    Постепенно национальные школы уменьшились в количестве, родные языки и культуры уходили из учебно-воспитательного процесса национальных школ.
    В результате такой политики национальные школы в полном смысле этого слова были сохранены только в Татарстане и Башкортостане, где обучение на родных языках велось с 1 по 11 классы.
    В некоторых территориях, особенно в Сибири, образование национальных меньшинств продолжает оставаться на низком уровне. Некоторые малочисленные народы, такие как шорцы, тофалары и долгане только недавно стали изучать родной язык. Более 20 народов не изучают свои национальные языки по сей день. Причина такой тяжелой ситуации в том, что ощущается большой дефицит в преподавателях, знающих свой родной язык, а также специалистов из числа коренных народов, которые могли бы создавать соответствующие учебники для этих национальных школ.
   В большом количестве национальных школ родные языки и литературы преподаются лишь как предметы. В такой ситуации школы не могут выполнять функции трансляции культуры от поколенья к поколенью. В результате учащиеся не знают родного языка, культуры, традиций и обычаев своего народа.
    Причиной диэтнизации национальных школ была потеря ими своего авторитета. Родители боялись, что их дети из-за слабого знания русского языка не смогут поступить в высшие учебные заведения или будут чувствовать себя дискомфортно на будущей работе.
    Весь смысл заключается в том, что родные языки должны изучаться не за счет русского. Русский язык должен изучаться параллельно и равноправно с родными языками, с опорой на них, в сравнительно-сопоставительном плане, с использованием достижений новых технологий и методов обучения. Только в этом случае учащиеся национальных школ будут знать русский язык не хуже учащихся русских школ и смогут быть конкурентоспособными с учащимися русских школ при поступлении в высшие учебные заведения или при претендовании на престижную работу.
    Препятствием для развития национальных систем образования является то, что учебники на родных языках имеются не по всем предметам, а также неразработанность научно-технической и социально-экономической терминологии на национальных языках.
    Недостаточно учебников родного языка для учащихся городских школ, где дети не владеют (или слабо владеют) родным языком. Не хватает также книг для взрослых, которые хотели бы изучать родной язык. Нам представляется, что наиболее плодотворной идеей для обучения этой категории учащихся является создание параллельных учебников (одна страница на русском, другая - на родном языке), как это делается для эскимосов Аляски.
    Препятствует открытию новых национальных детских садов и школ и отсутствие воспитателей и учителей. Такой дефицит работников образования был спровоцирован отсутствием должного внимания к проблемам образования национальных меньшинств в России, уменьшением количества людей, которые хотели бы получить специальность "Родной язык и литература".
    Трудности с обучением в национальных школах предметам естественно-математического и гуманитарного циклов на родных языках порождены тем, что эти курсы в высших педагогических учебных заведениях преподаются только на русском языке, и студенты (будущие учителя) не имеют возможности усваивать терминологию по предметам, которые в национальных школах изучаются на родном языке. Одним из путей преодоления этой ситуации является также создание параллельных учебников.
    Тоталитарная идеология создала ситуацию, когда молодое поколение представителей национальных меньшинств пришло к этно-культурному нигилизму, отсутствию исторической памяти и национального самосознания.
    На пути развития национальных систем образования было много препятствий. Например, по отношению к тюркским народам Советского Союза, когда в конце 20-х годов арабская графика была заменена на латинскую, а в конце 30-х годов латинский алфавит был заменен на кириллицу. Это поставило барьер между культурным наследием прошлого и современной культурой тюркских народов. Дело в том, что старые памятники культуры большинства тюркских народов СССР были созданы на "тюрки" - языке общем для них вплоть до начала XX века (в основе этого языка лежит арабская графика). Таким образом, молодое поколение тюрков России и бывшего СССР, которое не знает арабской графики, оказалось отрезанным от своего национального культурного наследия. Что касается кириллического алфавита, то он не удовлетворяет некоторые тюркоязычные республики бывших союзных республик. Некоторые тюркские республики Средней Азии и Закавказья оказались в силовом поле Турции, которая пользуется латинским алфавитом. Например, Азербайджан переводит свою письменность на латинский язык. Нам представляется, что одна из причин этого - политическая: демонстрация своей независимости и попытка преодолеть влияние России.
    Атеистическая направленность образования в России стала причиной ситуации, когда религия, которая также является частью культуры, была исключена из системы образования. Это не способствовало усвоению многовекового духовного опыта народов, проживающих в России. Кроме того, в основе многих произведений искусства лежат религиозные сюжеты и без знания этой основы может образоваться "лакуна" в культурном развитии молодого поколения.
    За последние 10 лет отношение правительства к проблемам образования национальных меньшинств изменилось к лучшему. Уровень коренизации в национальных школах стал выше. Во многих школах, где родной язык изучался как предмет, он стал языком обучения. Родные языки стали языками обучения не только в республиках, но и в некоторых областях России с компактным проживанием того или иного народа. Учащиеся получили возможность изучать языки, которые ранее не изучались (долганский, шорский, тофаларский и некоторые другие).
    В связи с возникающей потребностью в педагогических институтах некоторых областей и республик открылись отделения родного языка. Ученые вместе с учителями приступили к созданию учебников родного языка и учебных пособий по предметам, которые предполагается вести на родном языке. Разрабатывается научная терминология на родных языках, создаются учебники и аудиовизуальные средства для детских садов. Выпущены книги по новому школьному курсу "История, культура и литература родного края", а также пособия для русскоязычного населения, желающего изучать язык республики. В Татарстане, Башкортостане, Чувашии и других республиках языки "титульных" национальностей уже несколько лет изучаются в русских школах. Родные языка стали изучаться в профессионально-технических училищах и школах.
    Появился огромный интерес зарубежных стран к истории и культуре народов России. Финно-угорские страны Западной Европы проявляют интерес к культуре финно-угорских народов России. Растет интерес Турции к тюркским народам России. Во многих республиках России открываются совместные образовательные учреждения, например татарско-турецкие, башкирско-турецкие, якутско-турецкие и т.д. Очевиден интерес США к языкам народов России: татарскому, языкам народов Кавказа, а также Сибири. Во многих школах России, особенно в республиках с тюркоязычным населением, начинается изучение турецкого и арабского языков.
    Больше внимания стало уделяться изучению языков народов, которые живут в России, но историческая родина которых находится за ее пределами (например, казахскому, немецкому как родному). В то же время русские, проживающие за пределами России (например, в бывших союзных республиках), в таких возможностях ограничены.
    Наряду с тем положительным, что происходит с национальными системами образования, имеется и много проблем, которые требуют своего решения. Российские евреи, например, имеют возможность изучать родной язык лишь в начальной школе. Но в государственных школах изучается только идиш. А иврит - лишь в частных школах.
    Российские немцы также не удовлетворены решением их образовательных потребностей. В результате, многие немцы уезжают из России а Германию.
    Еще одна проблема, которая требует повышенного внимания, -  это проблема образования народов Севера. И хотя разработана и принята правительством специальная государственная программа "Дети Севера", ее выполнение идет крайне неудовлетворительно и многие народы Приполярного круга находятся на грани исчезновения.

Концептуальные основы и условия развития национальных систем образования народов России

    Как мы уже отмечали выше, в России проживают более 100 народов и этнических групп. В отличие от США, где страна поделена по территориальному принципу на 50 штатов, каждый из которых имеет равные политические и экономические права, административно-политическое деление России основано на этническом и региональном принципах.
    В России 21 республика, около 70 областей и 10 автономных округов. Эти административно-политические единицы не равноправны ни в политических, ни в экономических правах: республика, как правило, имеет больше прав, чем область, а область, которая включает в себя автономные округа, в свою очередь, имеет больше прав, чем последние. (Республики и автономные округа, как правило, называются по имени проживающих здесь коренных народов.) Таким образом, в России мы имеем не равноправную, а ступенчатую структуру взаимоотношений административно-территориальных единиц, из которых состоит Россия.
    Такое административно-территориальное устройство России влечет за собой множество образовательных проблем. Одной из таких проблем является проблема образования этнических меньшинств. Как показывает практика, в национальных территориальных образованиях (республиках и округах) эти проблемы более или менее решаются. В многонациональных республиках, естественно, больше внимания уделяется решению образовательных проблем титульных народов. В областях же зачастую образовательные проблемы этнических меньшинств не встречают должного понимания со стороны администрации области и руководителей областных управлений образования и практически не решаются. В России есть и такие народы (в основном это малочисленные народы, не имеющие своих национально-территориальных образований), которые находятся на грани исчезновения. Это ороки, орочи, алеуты, негидальцы. Они никогда не имели или полностью утратили свои родные языки.
    Проблема исчезающих языков и культур является очень актуальной для России. Это еще раз было подтверждено на международной конференции по этой проблеме, которая проходила летом 1995 года в г.Новосибирске.
    В начале 1993 года была принята Государственная программа возрождения и социально-экономического развития народов России. В этой программе большое внимание отводилось проблеме образования народов, проживающих в России.
    Глава "Образование" данной программы построена на принципиальных позициях закона "О языках народов России" и закона Российской Федерации "Об образовании", касающихся прав каждого человека на обучение на родном языке или на изучение родного языка и родной культуры в рамках единого образовательного пространства России.
    В соответствии с этими законами основными приоритетами деятельности учреждений образования являются:

При определении, будет ли родной язык языком обучения или изучаться как предмет, а также при определении продолжительности обучения на родных языках отправными позициями являются следующие:

    Очень важно сформировать мотивацию для изучения родного языка у учащихся и постоянно расширять сферу его употребления. Родные языки смогут выжить лишь в том случае, если они будут использоваться не только дома, но и в общественно-политической сфере, если будет создана социальная потребность в изучении родного языка.
    Пример разумного подхода к решению этой проблемы был показан странами Балтии, когда они объявили национальные языки государственными и приняли специальный закон об использовании государственного языка. Одним из пунктов этого закона было требование хорошего знания родного языка для тех, кто претендует на престижную работу в социально-административных структурах. Чтобы избежать жесткого ограничения языковых прав русскоязычного населения, правительство отсрочило принятие этого пункта закона сроком на 5 лет. Кроме того, были организованы школы и курсы, чтобы помочь русскоязычному населению в изучении государственного языка.
    Таким образом, страны Балтии дали возможность и мотивацию для изучения государственного языка русскоязычному и другому населению, которое не знает этого языка. Это был мягкий вариант решения языкового вопроса, и поэтому не было такого большого оттока русскоязычного населения из стран Балтии в Россию, как это было с республиками Средней Азии бывшего СССР.
    После того как Программа возрождения и социально-экономического развития народов России была принята, были разработаны Программы возрождения русской культуры, Программа по финно-угорским народам России, а затем Программа по тюркским народам России. В настоящее время в недрах Миннаца идет разработка аналогичной Программы по абхазо-адыгским народам. Все они рассматриваются как составная часть упомянутой выше общей Программы.

Пути развития национальных систем образования

    В России имеется два основных типа национальных школ:

  1. школы с обучением на родном языке, где все предметы изучаются на родном языке, а русский язык изучается как предмет;

  2. школы с обучением на русском языке, в которых родной язык и литература изучаются как предмет.

    Проблемой, общей для всех типов национальных школ, является проблема мультикультурного образования.
    В содержании образования в национальных школах можно выделить три компонента:

    Такую модель образования, в основе которой лежит родная культура, мы считаем наиболее оптимальной для национальных меньшинств такой полиэтнической страны, какой является Россия.

    В эту модель должен входить и федеральный компонент, который гарантирует всем учащимся, независимо от их национальной принадлежности, образование на уровне государственных стандартов по предметам естественного и гуманитарного циклов. Это обеспечивает эквивалентность образования для представителей различных национальностей по всей России и дает возможность федеральному правительству сохранять единое образовательное пространство. Федеральный компонент дает национальным меньшинствам возможность легко интегрироваться в большое многонациональное государство, где русские составляют 81% населения.
    Следующий важный компонент образования, который представляет мировую культуру, должен включать в себя предметы, позволяющие ученику национальных школ ознакомиться с разнообразием культур в других странах и выявить, что они имеют не только различие, но и общие черты, и на основе сопоставления других культур глубже понять родную культуру.
    Таким образом, выстраивается открытая система образования, позволяющая от родной культуры идти к российской, и далее - к мировой.
    Главная задача нашего исследования - найти оптимальное соотношение между этими тремя компонентами, дающее ученику возможность приобрести ментальность представителя своей национальности и, в то же время, интегрироваться в русскоговорящее общество и стать полноправным его членом.
    Создавая и развивая образовательные системы для малочисленных народов, мы должны помнить, что Россия - многонациональное государство, и на большинстве ее территорий представители более чем 100 национальностей с их специфическим образом жизни, традициями и культурами живут и работают вместе. Многообразие культур в России уникально. Оптимальным путем, позволяющим подготовить ученика к жизни в поликультурном окружении, является интернационализация его сознания посредством интеркультурного и поликультурного образования.
    Мультикультурное образование имеет, как правило, две главных цели: во-первых, удовлетворение образовательных запросов представителей национальных меньшинств и, во-вторых, подготовка учащихся к жизни в полиэтническом обществе.
    Многое в этом направлении предпринято учеными и педагогами США и стран Западной Европы. В настоящий момент проблема в том, как, используя зарубежный опыт, интегрировать мультикультурные подходы в существующую систему национального образования в России.
    Первые шаги сделаны. Во всех республиках и автономных округах России введен новый предмет "История, культура и литература данной территории", начиная с начальных классов; вышли учебники и учебные пособия по курсу "Литература народов России". Сейчас настоятельно необходим интегрированный курс "История, культура и литература народов России".
    Однако мы полагаем, что введение дополнительного курса в школы России будет недостаточным. Главная задача - провести идею мультикультурализма через все предметы, пронизать этой идеей весь учебно-воспитательный процесс в национальной школе. И это, в свою очередь, приведет к интернационализации сознания учащихся - представителей национальных меньшинств и подготовит их к жизни в поликультурном обществе.
    Предлагаемая здесь трехкомпонентная модель образования (от родной культуры к русской, а затем - к мировой) будет способствовать сочетанию интересов отдельной личности и целого государства. Для ее осуществления необходимо последовательное проведение комплекса мер по всем уровням образования: дошкольному, среднему и высшему.
    При использовании этой модели в регионах необходимо иметь в виду социально-экономические и культурно-конфессиональные условия, сложившиеся в различных частях России, их сходства и различия, принимая во внимание реальные потребности и возможности каждого отдельного народа или этнической группы.

Дошкольное образование

    Для удовлетворения потребностей этнических меньшинств в области дошкольного образования необходимо:

Школьное образование (включая начальную школу, среднее и старшее звено)

    Для удовлетворения образовательных потребностей нерусских народов России в школьном образовании необходимо:

Профессиональное образование

    Одной из задач национальных школ, как и любой другой школы России, является, наряду с общим образованием, и развитие интеллектуального потенциала народа, обеспечивающее учащихся высокачественным образованием как основой для получения соответствующей специальности и последующей трудовой деятельности.
    Учебные планы школ и инновационных учебных заведений для национальных меньшинств должны включать предметы, которые отражают специфические для того или иного народа профессии: виноградарство, виноделие, бахчеводство, бортничество, оленеводство, национальная кухня, изготовление национальных музыкальных инструментов, домашней утвари, исполнение национальной музыки, создание национальных орнаментов, резьба по дереву и кости, чеканка и т.д.
    В педагогических училищах и колледжах, в культпросветучилищах и профессионально-технических училищах должно быть продолжено изучение родных языков и литератур с установкой на изучение профессиональных терминов, являющихся типичными для данной специальности.
    В этой статье мы пытались очертить основные подходы к развитию национальных систем образования. Что касается конкретных предложений для какого-либо определенного народа или этнической группы, то комплекс мер будет зависеть от его численности, социально-экономического развития и культурной ориентации. Но, в любом случае, первостепенное внимание Российского правительства должно быть направлено на возрождение национальных систем тех этносов, которые находятся на грани исчезновения. В основном это малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Комментарий

(Т.Самсонова, Кеннан, г.Москва)

    Разрешите высказать ряд соображений о перспективах развития национальных систем образования в России. Я согласна с докладчиком, что сохранение национальной культуры и языка населяющих нашу страну народов - весьма важная и сложная задача. Однако мне представляется, что ориентация в современных условиях на организацию национальных систем образования на десятках языков, причем систем, охватывающих не только среднюю школу, но и высшее образование - это своего рода утопия. Для этого нет, как справедливо заметил сам докладчик, соответствующих условий, и прежде всего материальных. Разве возможно в настоящее время преподавание, например, сопромата или молекулярной биологии на различных языках народов России? Безусловно, нет. У государства должны быть приоритеты в решении насущных вопросов развития системы образования. В условиях острого экономического кризиса, когда на образование и науку выделяется чрезвычайно мало средств, нередки стали случаи забастовок учителей, месяцами не получающих зарплату. Надо стремиться, на мой взгляд, сохранить хотя бы то, что есть. Нельзя забывать, что, согласно статистике, ежегодно большое число детей школьного возраста вообще не посещает школы. Думается, на ликвидацию этих "прорывов" и должны быть направлены, в первую очередь, усилия и средства.

Hosted by uCoz