Вашей светлой памяти,
незабвенные родители мои,
Тимерзагит Хайрулла-улы
и Мекка Валиахмет-кызы,
посвящаю

     

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В этой книге речь пойдет о народе, который называют татарами Волго-Уральского региона или волжскими, казанскими татарами. Попытаемся выяснить, откуда появился этот народ, во многих исторических источниках презрительно именуемый "поганые", и постоянно проклинаемый. По какому историческому праву он занимает этот регион? Ведь ему уже давно был вынесен приговор: "Земли, где еще проживают татары, являются злокачественной опухолью на теле Российской империи" (Петр I). Почему же этот народ оказался рассеянным по всему свету?

     Вместе с Вами, читатель, попробуем разобраться с указанными вопросами.

     Очевидно, нет на свете никакого более или менее крупного народа, который произошел бы лишь от одного единственного племени. Это утверждение справедливо и для татар. Среди предков этого народа может быть упомянуто немало племен. Проблема происхождения татар решена исторической наукой, хотя и имеются разногласия в освещении отдельных этапов развития этого народа. Многократное уничтожение письменных татарских источников весьма затрудняет однозначное толкование некоторых моментов истории татар. Поэтому (при отсутствии единого мнения) автор считал себя вправе опираться на те выводы, которые представляются ему наиболее доказательными.

     Автор полностью согласен с утверждением Всемирного антропологического общества о том, что все культуры равны (равноценны). Стало быть, и культура татарского народа, его история заслуживают уважительное отношение к себе, как культура и история любого другого народа Земли. И если иному читателю покажется, что здесь не всегда объективно описаны деяния татарского народа, то это не является попыткой умалить историческую роль других народов или осквернить их святыни. "Каждый народ велик. Велик не своей численностью, а своими делами" (М. Ш. Шаймиев). Здесь лишь предпринята попытка проследить объективную историю татарского народа.

     На свете "неполноценных этносов нет" (Л. С. Гумилев). Это в полной мере относится и к татарскому народу. Он имеет свою историческую родную землю, политую потом и кровью многих поколений его предков. Он создал своеобразную культуру, самобытное искусство, обладает высоким самосознанием сородичей о принадлежности к единому народу, ныне называемому татарами. Он прошел славный исторический путь развития, выдвинул выдающихся представителей своего народа. Поэтому история "волжских татар и булгар имеет колоссальное значение... Это история блестящего, яркого, талантливого народа... привлекает нас большим значением в истории, я бы сказал, общей и международной" (М. Н. Тихомиров).

     Известно, что произношение тех или иных слов не всегда полностью соответствует его письменному обозначению, особенно на другом языке. Поэтому одно и то же имя или наименование, название нередко оказываются написанными по-разному. Здесь приняты такие варианты записи, которые, на взгляд автора, наиболее близки звучанию этих слов на современном татарском языке. Например, имя Пророка в русских книгах записано в виде: Магомет, Мухамед, Мохаммет и т.д. В этой книге применяется запись "Мухаммет". Такая запись отражается и в производных именах вида "Мухаммет-амин", "Олуг Мухаммет" и т.п.

     В существующих публикациях принято различать наименования "болгар", "булгар". Обычно слово "болгар" относят к приазовскому и придунайскому народу. А наименование "булгар" применяют к тому же народу, если он оказывается в Поволжье. Подобное различение представляется недостаточно обоснованным. В самом деле, применение наименования "болгар" в Подунавье вовсе не требует его распространения ни на Приазовье, ни на Поволжье. Более логичным было бы переносить наименование из Приазовья в Подунавье и Поволжье. С другой стороны, потомки этого народа в Казанских краях вплоть до XX века упорно называли себя "булгары".

     Следовательно, "булгар" было самоназванием этого народа. Уважение к его воле тоге времени обязывает автора применять название "булгар" не только к поволжскому, но и к приазовскому народу, оставляя термин "болгар" для той части 11 ого народа, которая переселилась в Подунавье.

     Этот же подход был бы справедлив и при принятии названия "болгар" или "българ". Тогда эти названия так же должны были бы применяться относительно одного и того же народа и в Приазовье, и в Поволжье.

     Цитаты и заимствования в книге приведены в соответствии с указанными вариантами написания имен и наименований. Начиная с определенного момента применяются названия "булгаро-татары", а впоследствии - "татары". Большинство цитат из старинных источников даны в переводе на современный русский язык.

     История народов не может быть сведена к истории государств. Однако в составе того или иного государственного образования формируется и развивается народ. Государства, в составе которых развивался и жил народ, его борьба за свою государственность оказывают решающее влияние на образование особого менталитета этого народа. Поэтому история современных татар описана здесь в тесной связи с их государствами, с теми, которые были созданы предками татарского народа, и с теми, в состав которых они были включаемы раньше.

     Как и в любой работе, в этой книге могут оказаться упущения, недостатки и неточности. Автор будет признателен всем, кто сочтет возможным прислать свои замечания по книге.

     Г.Т.Хайруллин

 
Hosted by uCoz