ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ ТАТАР

     
О названиях

     Тюркские языки - группа древнейших языков на земле. Их широкая распространенность среди народов мира не вызывает сомнений. Известно, например, что древние этрусские надписи в Италии имеют тюркский характер. В языках американских индейцев довольно четко сохранились следы тюркских языков. О. Сулейменов выявил подобные следы в клинописных текстах древних шумеров. Такие примеры можно было бы продолжить.

     Поэтому неудивительно, что многие названия и самоназвания племен и народов, географические наименования довольно просто расшифровываются на основе общетюркского языка. К примеру, Кавказ - это белые скалы (Кау, кыу - означает "серо-желто-белый", кас - это скала, скалистые горы). Кыпчак (Кипчак, кыу-чак) - это белый, светлый человек. Западная Европа знала кыпчаков под именем "куманы" (кыу-мен, т. е. светлый человек). Арабы называли их "сакалиба" (в единственном числе - "саклаб"), что опять-таки означает светлый человек. Арабские путешественники в числе саклабов Среднего Поволжья называли такие народы, как булгар, баранджар, суар, суас, скил (скиф), хазар. "Каспий" (Кас-бей, бай) соответствует значению "богатые скалистые места".

     Племя сарматов получило свое наименование от слова "сарма". Так назывался мешок из телячьей кожи мехом наружу, в котором возили провизию, приторачивая сарму к седлу. К этому же слову восходит и название "Сарман". Тюркское название Волги - Итиль (Ат - конь, ил - страна) означает страну, край, где люди живут привольно, имея коней в своем владении. "Атлы, илле булу" (Иметь страну свою, своего коня) применяется для обозначения свободной и привольной жизни. От этого же словосочетания происходит имя Атилла. Название "барсил" происходит из "Барс иле" (Страна барса). Слово "Иртыш" образовано из слов "Йорт" (Месторасположение, страна, родина) и "Иш" (Свой близкий круг, подобие).

     Многие наименования племен содержат в себе слово "ас-яс". Считается, что ас - это древнетюркское название волка, родового тотема тюрков. Поэтому асами называли многие тюркские народы, в том числе и булгар. Этим самым подчеркивали их общетюркское происхождение. Скажем, булгарка - жена Андрея Боголюбского в русских летописях упоминается как княжна ясская. Осетины называют ассиями балкарцев. Название народности "буртасы" может быть понято как "лесные люди, тюрки" (Бурта - это дерево с дуплом, лес; из этого же корня происходит слово "бортничество"). Остяки (Иштяки) - это "ас-лык", т. е. асские люди. "Суасы" - это водные асы (Су - вода).

     Существует немало наименований, образованных применением слова "ар-эр-ир" (Мужчина, человек). Скажем, булгары - это речные люди (Булак - река). Некоторые исследователи выводят наименование "булгар" из слов "балык (рыба) - ир (человек)", т. е. приводят к значению: "Люди, связанные с рыбой, рыболовством". Имеются и другие версии, объясняющие значение слова "булгар" (смешанные, составленные из многих элементов; бунтари, мятежники; мудрецы, мыслители и т. д.).

     Хазары (Хас, Кас - ар, ир) - это люди скалистой местности. Мишары (Миша - это лес) - лесные люди. Считают, что к этому же слову восходит "мещера-мажар-мадьяр". Их другое название - акациры (Акац, агач - дерево), это агафирсы, упоминаемые в греческих источниках. Подобным же образом можно расшифровать наименование "тохары", это люди гор (Тох, таг, тау - гора). Это же значение имеет слово "тавр" (Тау-ир), так называли жителей Крыма - Таврии. Сувары, суары - это люди воды.

     Вероятно, эти слова были связаны с основным видом деятельности данного народа или показывали основное место его обитания: река, лес, горы и т. д. Допустимо и другое объяснение: эти слова могли означать тотем некоторого племени.

     Слово "татар" может быть объяснено как "чужой, не наш человек" (Тат, ят - чужой). Подобное наименование не является редкостью. Скажем, коренные жители Германии на русском языке именуются "немцы", т. е. "не мы, чужие". Может оказаться, что слово "татар" на китайском языке приобрело вид "да-дар" или "да-да", "та-та". Именно так называли в Китае многочисленное, воинственное племя, обитавшее на территории современной Монголии и Манчжурии. Впоследствии китайцы распространили это наименование и на других своих северных соседей.

     В Европе это название также применялось нередко как общее название для многих народов. Скажем, Западная Европа средних веков всю Московию обозначала как Татарию (Тартарию). Венгерские путешественники XVIII века указывали, что в Поволжье живут такие разные татары, как черемисы (марийцы), башкиры, чуваши, мордва, калмыки и т. д. Известный словарь Брокгауза отмечает три группы татар: азиатскую, европейскую и промежуточную. В России это название применялось по отношению ко многим нерусским народам Сибири, Кавказа, Средней Азии: казахам, азербайджанцам, хакасам, кумыкам, уйгурам и т. д. Очевидно, все более усиливающаяся экспансия России на Юг и на Восток требовала мощного пропагандистского оружия. В качестве именно такого оружия и была выбрана ненависть к слову "татары".

     Булгары столетиями отвергали название "татары", воспринимая его как оскорбительную кличку. Они предпочитали называть себя булгарами, или казанцами, или нугаями. Русские стали называть их "... унизительно и оскорбительно "татарами". Многие татары из-за этого предпочитают называть себя мусульманами" (Ш.Марджани).

     Но как бы то ни было, за одним из крупных тюркских народов было закреплено название "татары", которое со временем, хотя и с большим трудом, было признано как самоназвание. Правда, не все народы называют татар этим именем. Марийцы по отношению к татарам нередко используют наименование "суасы", мордовцы - "битеры", чуваши - "суасламары", казахи - "нугаи", калмыки - "мангыты" и т. д. В настоящее время татарами называют себя также и другие народы: крымские, польские (литовские), румынские (добруджинские) татары.

     Существуют и местные названия для тех или иных групп татарского народа. В Волго-Уральском регионе - это мишари, типтяры, касимовские, нукратские, пермские, кряшен и т. д. В Сибири отличают тоболлык, бараба, бохарлы, себеряк, туралы и других. Среди татар Нижнего Поволжья можно встретить названия карагаши, юртовские и т. д.

     В настоящее время среди татар наблюдается двоякое отношение к названию "татары". Часть народа свыклась с ним и не считает целесообразным менять его. Другая часть активно выступает за возврат исторически оправданного названия народа. При этом указывается, что слово "татары" часто применялось лишь как условное обозначение некоторых общностей, что это название было навязано народу без его согласия, что многие другие народы вернули свои исторические имена.

     Как решится данный вопрос, покажет будущее.

     
Предки тюркских народов

     20-30 тысячелетий тому назад предки американских индейцев проникли из Евразии в Америку и принесли с собой общие элементы, относящиеся к индейским и протюркскому языкам. Следовательно, уже в те очень далекие времена просторы Евразии осваивались предками современных тюркских народов.

     Еще в древние времена в Восточной Европе, на Кавказе, в Малой, Средней и Центральной Азии, в Казахстане, в Сибири обитали многочисленные племена, которых в IX веке до нашей эры греки называли киммерами. Впоследствии они стали известны как скифы (скилы, скиды), такое наименование дали греки северным и северо-восточным племенам. Геродот указывал, что в скифскую конфедерацию входят тавры, агафирсы, будины и другие тюркские племена.

     В исторических источниках говорится и о других народах. Однако на деле нередко речь идет об одном и том же народе. Может оказаться, что самоназвание народа не совпадает с теми названиями, которые применяют его соседи. Например, татары - алманами, русские - немцами называют один и тот же народ, самоназвание которого не совпадает с этими названиями. Часто одно и то же наименование имеет неодинаковое звучание на разных языках (К примеру, акациры в греческих источниках обозначены как агафирсы).

     Все это способствует появлению одной, весьма распространенной ошибки, когда история народов описывается по простейшей схеме: живет некий народ на данной территории, затем он вдруг исчезает. На его месте появляется совсем другой народ и начинает жить да поживать в этом краю. Затем так же внезапно исчезает и этот народ, чтобы на этом месте вдруг возник следующий и т. д. Подобная же схема применяется также при описании истории государств. Однако подобный подход не обеспечивает объективность, приводит к искажению истории. К примеру, лишь за последнее столетие на карте мира появились сотни новых государств, изменились названия и самоназвания некоторых народов мира. Однако народы, населяющие эти территории, никуда не ушли, не исчезли, уступив место другим народам. На одной шестой части земной суши располагалась огромная Российская империя. Позже страна стала Советским Союзом, но это не было связано с полным обновлением состава народа этой страны (хотя народы и стали называться по-иному в некоторых случаях). В 90-е годы здесь появилось полтора десятка новых суверенных государств, но население их не изменилось. В подобных случаях обновляется не состав народа, а меняется лишь его название. "Народы не падают с неба и не скрываются в землю" (И.М.Карамзин). При описании истории древних предков татарского народа - тюрков необходимо постоянно учитывать указанное обстоятельство.

     Много веков тому назад тюрки уже создали свои государственные образования в различных регионах Евразии. Одно из мощных государств было образовано гуннами (хунны, хунну, супы). Этот народ представлял собой объединение кочевых племен, в основной массе - тюркоязычных. Расцвет этой державы приходится на III век до нашей эры, когда она простиралась от Кореи до Кашгарии. Гунны вели постоянные войны против Китая и, в конце концов, потерпели поражение. Южные гунны подчинились китайцам, северные же продолжали воевать со своими извечными врагами. Это заметно ослабило их. Если раньше Китай платил дань Гуннскому каганату, то теперь гунны стремились отдалиться от Китая. Поэтому большая часть гуннов начала свое продвижение на запад. Это движение не могло быть молниеносным завоевательным походом: то расстояние, которое конник мог без труда преодолеть меньше чем за год, гунны прошли за триста лет.

     Это было на самом деле продвижением, перемещением из Азии в Европу в пределах единой Великой степи. Одна из гуннских ветвей впоследствии образовала Уйгурский каганат, который просуществовал до IX века, когда был разгромлен кыргызами.

     В VI веке нашего летоисчисления был создан Тюркский каганат. Он занимал земли от Алтая до Крыма, владел северо-восточными берегами Крыма. Каганат имел мощные военные силы, которые одержали победу над Византией и Ираном. Известно, что в конце VI века Иран заплатил Каганату 40 тысяч золотых монет в качестве выкупа. Очевидно, народы Гуннского каганата вошли в состав нового государства. В числе народов Тюркского каганата исторические источники упоминают татар, в том числе племенные объединения "Тугыз татар" ("Девять татар") и "Утыз татар" ("Тридцать татар"). Таким образом, название "татар" известно в истории, по меньшей мере, почти полторы тысячи лет.

     С конца VI века, в продолжение двух столетий Каганат фактически представлял собой два самостоятельных государства - Восточный и Западный тюркский каганаты. В составе войск Восточнотюркского каганата в VIII веке было 30 тысяч татар. Стало быть, татары являлись довольно многочисленным народом.
     Позже на землях Западной Сибири и Прииртышья был образован Кимакский каганат. В создании и в дальнейшем развитии этого каганата решающую роль сыграли представители татарских племенных объединений: татары, кыпчаки, ажлады, баяндары, имаки и т. д. Л.С.Гумилев указывает на три крупные тюркоязычные группы народов: гузы (торки) в бассейне Урала - на границе тайги и степи, канглы (печенеги) - между Балхашом и Аралом, кыпчаки (куманы, половцы) - на склонах Алтая и в Барабинской степи. Все эти группы народов были европеоидными. К слову, казахи и сибирские татары - это потомки коренных обитателей тех территорий, на которых они проживают в настоящее время. Их предки участвовали в создании вышеуказанных государств.

     Тюркские племена того времени вели преимущественно кочевой образ жизни. В частности, перемещения отдельных племен или племенных объединений из Азии в Европу (и наоборот) имели место не раз. Это способствовало поддержанию весьма тесных межплеменных связей. Поэтому состав многих тюркских племен обогащался и в определенной степени менялся.

     Письменность появилась у тюрков еще до начала нашей эры. Это была руническая письменность, получившая свое название из-за сходства с древнегерманскими надписями-рунами. Во времена Тюркских каганатов она распространилась очень широко: от Поволжья до Средней Азии и Кавказа, от Алтая до Днепра и Дуная, Стало быть, знакомство тюркских народов Евразии с грамотой имеет многовековую историю.

     Тюрки имели свою определенную систему воспитания. Любой человек был обязан уважать общий родовой тотем тюрков - белого волка. Он знал не менее семи своих прямых предков, их славные дела и важнейшие события из истории своего племени. Среди тюрков все больше и больше распространялась вера в единое божество - Тангре (Небо). Большое значение уделялось боевой подготовке мальчиков и юношей, высоко оценивалось умение метко стрелять из лука, обращаться с арканом. Шести-семилетние мальчики отлично справлялись с конями, 12-14-летние - с оружием. Основой боевой готовности признавались вера в победу, терпение, наблюдательность, старание. Воспитывались бесстрашие и смелость, а также уважение к старшим. Большое место в жизни кочевника занимал конь (не случайно кыпчакский язык имеет около сорока эпитетов только о масти коня). Поэтому тюрк был должен хорошо знать и любить коня.

     Определенное представление о взглядах тюрков того времени дают орхоно-енисейские письменные памятники VI-VIII веков. В них указывается: "Стыд сильнее смерти... Если ты, тюркский народ, сплотившись вокруг своего кагана и беков, будешь жить вместе, в своем отечестве, то твоя жизнь будет счастливой и беды обойдут тебя стороной. Мужественный народ - это сильный народ".

     Таким образом, древние тюрки - предки многих тюркских народов были кочевниками на огромном степном пространстве, протянувшемся на тысячи километров. Они состояли из большого числа различных племен, но общность языка, постоянное общение и перемешивание позволяли им достичь понимания необходимости объединения. Они объединялись в составе различных государственных образований, получавших свои названия по имени того или иного племени в нем. Это народ, обладающий тысячелетиями опыта собственной государственности. Это народ, создавший свою письменность, имеющий достаточно развитую для своего времени систему взглядов на мир. Культура древней тюркской Сибири "много богачей ярче, чем можно было полагать ранее" (А.П.Огородников).

     Тюрки не являются какими-то пришельцами ни в Европе, ни в Азии.

     Здесь их историческая родина, здесь их корни, здесь - исчезнувшие ныне - могилы их предков...

     
Тюркские каганаты Европы

     Выше уже было отмечено, что тюрки являются евразийским народом.

     Более четырех тысячелетий тому назад уже были известны тюрки, населявшие прикаспийские земли. Две тысячи лет тому назад греческие историки писали о тюрках Прикаспия, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Южного Приуралья. Стало быть, "булгаро-татары, осевшие в Поволжье задолго до появления великороссов, представляли собою сравнительно древнюю расу" (М.Г.Худяков).

     Примерно в тот же период среднее течение Оки было уже заселено тюркоязычными мещерами. Племена мещеров-маджар, узов-удов, губинов-кубанов населяли также Прикавказье, где они имели два известных города под названием Маджар на территории современного Ставропольского края.

     С тех времен сохранились также тюркские названия некоторых рек (Кума, Бювалы, Кубань). В составе печенегов-куманов и разноязычных племен Паннонии (на территории современной Венгрии) была значительная прослойка мишарско-кыпчакских племен.

     В качестве обитателей Восточной Европы уже во II веке упоминаются гунны. В междуречье Днепра и Днестра проживали тюрки-анты (ант-клятва), которые затем вошли в состав булгарского народа. Земли между Днепром и Доном были известны под названием Кумания по имени обитавших там куманов (кыпчаков). На северных берегах Каспийского моря жили тюркские племена саксины (нижневолжские булгары), савиры (сувары), хвалисы и другие (сравните: Хвалынское море, г. Хвалынск и т. д.). Некогда по одну сторону Москвы-реки обитали финно-угорские черемисы, вепсы, а другой берег населяли тюрки-кыпчаки. Таким образом, тюрки обитали в Европе с незапамятных времен.

     Со временем образовалось мощное объединение племен, в состав которого входили в основном местные, европейские тюрки и гунны, пришедшие с востока. Скорее всего, племена в объединении были разноязычными, в то же время существовала некая единая языковая основа (кыпчакская), которая позволяла людям понимать друг друга. Поскольку объединение в основной своей массе являлось тюркским, то именно тюркско-кыпчакский язык выполнял здесь роль языка межнационального общения. Это объединение называлось гуннским. Греческие историки V века указывали, что булгары входят в состав гуннского народа. Армянские историки считали, что царство гуннов состоит из следующих тюркских племен: гуннов, суваров и барсилов (берсулов). Сувары и барсилы являются основными составляющими элементами булгарской народности.

     В 370-е годы гуннские воины вступили на земли Центральной Европы. Предводитель гуннов Атилла был выдающимся полководцем, нанесшим поражение могущественной Римской империи. Европейские армии тогда были преимущественно пешими. Аттила создал конное войско. Степняки применяли железные шашки и кольчуги, а их европейские противники пользовались еще бронзовым оружием. Римский историк того времени писал, что никто из когда-либо царствовавших "не произвел столько великих дел, как Аттила, и в такое короткое время... Военная сила его такова, что ни один народ не устоит против нее".

     Аттила был также выдающимся государственным деятелем и политиком. Он сумел установить взаимоприемлемые отношения между гуннами и другими народами. "Надо отдать должное уму и такту гуннов, тагбачей и тюрков. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. Идеологии периферийного варварства они не создавали" (Л.С.Гумилев). Стало быть, в отличие от представителей некоторых других народов, гунны, тюрки не считали лишь себя носителями высокой культуры в среде отсталых варваров.

     К слову сказать, именно Аттила потребовал от императора Рима и Византии освободить всех рабов, направив им обоим списки своих соплеменников, проданных ранее в рабство. Интересно, что жители этих империй впервые попробовали у гуннов неизвестный доселе напиток - кумыс.

     Историки свидетельствовали, что люди Аттилы после войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть; что гунны отличаются искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему.

     Кстати сам Аттила был довольно равнодушен к роскоши, даже среди своих приближенных он отличался скромностью в одежде и быте. Как указывал византийский историк, Аттила разговаривал с римлянами на латыни, с греками - по-гречески, сам читал записи на этих языках. Тюрки-гунны (заметим, что византийцы считали гуннов тюрками-кипчаками) пользовались руническими письменами, имели свой свод законов "Белег".

     Гунны уже умели строить деревянные дома с печным отоплением, каменные бани и т. д. Западноевропейцев особенно удивлял сумавар (самовар), которым гунны пользовались для приготовления пищи в двигающейся крытой повозке. Таким образом, племенной союз гуннов стоял на более высокой ступени развития по сравнению со многими европейскими народами.

     Все это позволило Аттиле и его империи достичь исключительных результатов. Укрепился авторитет Дешти-Кыпчак (Кыпчакской степи), простиравшейся от Дуная до Байкала (Дорога с одного конца Степи до другого занимала восемь месяцев пути). Великие государства той эпохи Византия и Римская империя платили дань Степи.

     Часть гуннов обосновалась в Центральной Европе (в частности, в Паннонии). Другая часть возвратилась в Восточную Европу и поселилась среди родственных тюркских племен Причерноморья, Нижнего Поволжья, Южного Приуралья.

     После распада Гуннской империи другие тюркские народы Восточной Европы стремились стать главенствующими, государствообразующими (авары, хазары, булгары). К примеру, кочевые тюрки-авары создали Аварский каганат на Дунае, который впоследствии (в 626 году) был разгромлен Византией. Тогда часть аваров вернулась в Приазовье и вошла в состав народов Приазовской Булгарии. В V веке усилился Хазарский каганат. Хазары и булгары говорили на близких диалектах общего кыпчакского языка.

     Составной частью народа Каганата были барсилы - одно из крупных булгарских племен. Позже в составе Хазарского каганата оказались буртасы лесостепного Южного Зауралья. Поэтому хазары представляли собой объединение племен, а слово "хазар" стало означать некое собирательное имя. Хазары "были одним из замечательных народов той эпохи. Первоначально их поселения сосредотачивались в низовьях Терека и по берегам Каспия" (Л.С.Гумилев).

     В период своего расцвета Хазарский каганат был могучим государством. Вместе с другими булгарскими племенами Предкавказья хазары совершают походы на Таврию, сопротивляются арабским завоеваниям VII-VIII веков, а также нападениям иных недругов. К примеру, в ответ на нападение киевских дружин на хазарские города войска Каганата в 940 году взяли Киев и привели княжество к покорности. К Хазарскому каганату относились земли от Южного Зауралья до Крыма и Северного Причерноморья.

     В начале VIII века в Каганат проникает ислам, каган становится мусульманином. Каганат мирно принимает евреев, изгоняемых католической церковью из их насиженных мест. Евреям были переданы большая часть торговли в государстве, политическая переписка и т. д., они не несли лишь военную службу. В дальнейшем преимущественное распространение получает иудаизм и высшая знать начинает принимать иудейскую религию.

     В Хазарии мирно уживались всевозможные религии. Так, среди жителей г. Самандара было больше распространено христианство. Подавляющее большинство жителей столицы проповедовало мусульманство. Столица - г. Итиль располагалась недалеко от устья Волги. Здесь действовало 30 мечетей, были молельные дома христиан и иудаистов. Работали семь равноправных казиев (судей): два мусульманина, два иудея, два христианина и один язычник. Каждый судья разрешал тяжбы людей одинаковой с ним религии. При возникновении неразрешимых тяжб вопрос передавался мусульманскому судье для решения по шариату (мусульманскому законодательству).

     Исключительная веротерпимость была характерна для всего государства. Это вызывало большое недовольство мусульманских арабских халифатов и христианской Византии. Эти государства стремились всяческими способами возвысить в Хазарии ту религию, которую проповедовали сами.

     К их действиям добавились довольно постоянные наскоки киевских князей с целью грабежа богатых поселений Каганата. Все это привело к тому, что Хазария перестала существовать как самостоятельное государство в конце X века. Населявшие его племена (в основной своей массе - тюрки) оказались подданными других государств, вошли в состав других народов. Значительная часть хазар продолжала обитать на своей земле (в том числе и саксины), определенная часть населения переселилась в другие регионы.

     И в более ранние годы вражеские вторжения заставляли мирное население этого края искать более спокойные места обитания. Одним из таких мест для тюрков был регион Среднего Поволжья, Прикамья и Предуралья. В этом обширном регионе проживали угро-финские и тюркские народы. Наличие местных родственных племен облегчало вынужденным беженцам находить свое место под солнцем на новой родине. Подобные "вливания" в среду жителей данного региона заметно увеличивало тюркское население края. Вместе с коренными тюрками этих мест тюрки Южного Дешти-Кыпчака внесли свою лепту в формирование современных татар Поволжья.

     
Приазовская Булгария

     Среди тюркских народов Восточной Европы начала нашего летоисчисления значительное место занимают булгары. В письменных источниках, сохранившихся до настоящего времени, этот народ известен почти две тысячи лет. Согласно армянским летописям, вследствие больших смут в Булгарии многие жители этой страны во II веке нашей эры переселились в Армению. Греческие хронографии середины IV века упоминают булгар как кавказские и северокавказские племена.

     По легенде VII века Булгар, Хазар и Берсил (Барсил) являются родными братьями. Русские летописи XII века указывают, что скифы, хазары и булгары - это один и тот же народ. Подобное же утверждение высказывал польский исследователь XVII века, подчеркивая, что татары и турки происходят от скифов. Поэтому можно утверждать, что основной состав гуннских, хазарских, булгарских объединений состоял из одних и тех же тюркских племен. Не случайно греческий историк того времени булгарского хана называл царем гуннов.

     Некоторые исследователи указывают, что булгары принадлежали к огурским племенам Северного Кавказа. В V веке они одержали ряд побед над кавказскими народами и начали создавать свое государство. К слову, одно из 20 существующих толкований слова "булгар" - это "великий огур". Считается, что народ получил это название после своих побед на Северном Кавказе.

     Государственное образование булгар известно как Великая Булгария в Приазовье. Ее земли простирались от Днепра до Кубани, включая в себя западную часть Северного Кавказа, а также степные просторы между Каспийским и Азовским морями. В свое время владения булгар в несколько раз превосходили хазарские. Столицей государства стал г. Фанагория на Таманском полуострове. С целью установить соответствующие отношения булгарское посольство в 462 году посетило Константинополь - столицу Византии. Вероятно, предпринимались и другие шаги, направленные на международное признание государства.

     Булгары оцениваются историками как сугубо мирный народ. Мирным было и их государство. В письменных источниках нет никаких сведений о завоевательных, больших военных булгарских походах. Известен лишь один крупный поход, совершенный булгарским ханом Зубаиром на придунайские земли. Мирная Булгария не раз попадала в зависимость от других тюркских государств. К примеру, в VI веке она оказалась в составе Тюркского каганата. Булгары несколько раз поднимали восстание, пытаясь восстановить независимость своего государства. К началу VII века им удалось добиться этого и освободиться от власти Тюркского каганата.

     Наибольшего своего могущества Великая Булгария достигла при правлении Кубрат хана (говорят, что по мужской линии Кубрат хан был правнуком Аттилы). Ему удалось укрепить свое государство, объединив в его составе не только булгар, но и другие тюркские племена. Дальновидный политик, Кубрат хан стремился к укреплению связей Булгарии с другими соседними странами и народами и, в первую очередь, с Хазарией.

     Беспокоили его и те набеги на степь, которые постоянно совершали северные и северно-западные соседи. Кубрат хан стремился установить хорошие отношения и с ними. Нет никаких сведений о воинственности хана Кубрата или о его кровавых походах. Это был мудрый правитель, стремящийся обеспечить мирную жизнь своим соплеменникам и достигший замечательных успехов в осуществлении своих намерений.

     Годы правления Кубрат хана - самый благополучный период развития государства. Росли, развивались города, довольно высокого уровня достигло ремесленничество. Часть населения занималась земледелием, развивалось и традиционное занятие степняка - скотоводство. На степных просторах паслись многочисленные стада, которые обеспечивали население мясом, шерстью и кожей. Последние шли на изготовление одежды, обуви и т. д. Полукочевое и большая часть оседлого населения проводили летнее время за пределами постоянных поселений, выезжая на летние пастбища. Таким образом, степь оживала и наполнялась людьми - летом, а города и поселки - зимой.

     Булгария заслужила широкое международное признание. В 635 году Кубрат хан заключил мирный договор с Византией, которая присвоила хану звание патриция. Говорят, что знаменитый Авиценна (Абу Али Мухаммет Ибн Сина) посетил Фанагорию, где был принят очень тепло. К слову, именно правнук этого выдающегося ученого и мыслителя - Абу Райхан сочинил любимую песню куманов "Цветы Кыпчакского поля".

      В 642 году умер Кубрат хан. Связанное с этим резкое ухудшение положения государства и усиление военного и политического давления со стороны Хазарии поставили на повестку дня вопрос о самостоятельности Булгарии. Это привело к нескольким случаям переселения значительной массы населения на другие земли. Часть булгар ушла в Малую Азию, в Аравию, где со временем ассимилировалась среди местного населения. Некоторые булгары переселились на Кавказ (в частности, в Армению).

     Большая группа булгар, ведомая Аспарухом, сыном Кубрат хана, двинулась на запад, где обитали тюрки-гунны (в том числе булгары), оставшиеся в свое время в Центральной Европе. Здесь булгары создали новое государство - Булгарию на Дунае. 681 год считается годом образования этого государства, а Аспарух - его основателем. Славянизация этих булгар произошла не сразу. Старинные булгарские летописи написаны по-тюркски, правитель страны лишь в X веке принял титул царя. Не сразу они стали и христианами, эта религия долго не признавалась булгарами. К примеру, хан Булгарии Омуртаг в начале IX века даже лишил своего сына права на престол за то, что тот проявлял приверженность к христианству.

     Значительная часть булгар двинулись в путь под предводительством Кодрака (Котрага) - другого сына Кубрат хана. Они сочли за благо выбрать давно известное направление на север с тем, чтобы найти спокойную жизнь с ранее ушедшими булгарами в верхнем течении реки Итиль (Итиль в понимании тех лет включал в себя нижнюю и среднюю Волгу до устья Камы, Каму до места впадения Белой, а также нижнее и среднее течение Белой).

     Естественно, определенная часть населения, в т. ч. ремесленники и земледельцы, остались на своей земле.

     Булгария стала частью Хазарского каганата. Однако это не принесло спокойной жизни, которая нередко нарушалась военными вторжениями других государств на Хазарию. В 721-722 годы Хазария, и особенно булгарские города подверглись нападению арабов, которые захватили и сожгли города Беленджер, Семендер, Тарки. Население этих городов и их окрестностей убегает на север к тем своим соплеменникам, которые раньше ушли туда вместе с Котрагом. Арабское нападение повторилось через десять лет. На этот раз были разграблены булгарские земли в окрестностях рек Терек и Кубань, арабы захватили в плен 20 тысяч барсилов. Это опять вызвало новое массовое переселение булгар на север.

     Таким образом, менее чем за сто лет на Среднее Поволжье и Приуралье прошли три крупные волны беженцев из Булгарии. Последние две волны привели на новую родину половину булгар - кутригур. Кроме этих крупных уходов были также и немассовые переселения булгар из Предкавказья и Приазовья. В конечном итоге, именно булгары стали основным образующим элементом татарского народа, сформировавшегося в Казанских краях.

     Великая Булгария в Приазовье осталась в составе Хазарского каганата и больше ей не удалось восстановить свою самостоятельность. Потомки ее народа унаследовали булгарские культурные и иные традиции. Болгарский ученый Стоян Петров указывает: "Древние булгары оставили нам не только свое имя в наследство, но и свои традиции. Эти традиции сохраняются в национальных одеждах, народных традициях, сказках-преданиях, особенно в музыке... Я нашел удивительно интересные доказательства того, что сильное воздействие на музыкальную культуру не только Азии, но и Европы оказали гунны и древние булгары".

     В конце разговора о Приазовской Булгарии остановимся на двух, довольно непривычных утверждениях. На основе письменных источников IX века исследователи утверждают, что Киев основан булгарами Кубрат хана для своего брата Шамбата. Город назывался Шамбатос (Самбат) и лишь позже получил свое нынешнее название от булгарского слова "кий" (киселгэн - отрезанный). Кстати именно на Украине, недалеко от Полтавы в 1912 году было открыто богатое древнее захоронение: оттуда изъяли 75 килограммов золотых и серебряных изделий (эту коллекцию, хранимую в Эрмитаже, часто называют сокровищами Кубрата). По найденным именным кольцам был сделан вывод о том, что здесь похоронены Кубрат хан и его племянник Орган. Значит, эти земли входили в состав Булгарии, ведь ханов хоронили на территории своего государства. Поэтому и г. Шамбат вполне мог быть булгарским городом. Во всяком случае, нет оснований не верить историкам и поэтам IX века в этом вопросе.

     Другое утверждение касается братьев Кирилла и Мефодия - уроженцев Приазовской Булгарии, признаваемых изобретателями кириллицы. Некоторые исследователи указывают, что новую письменность - глаголицу братья изобрели для своего, булгарского языка. Стремясь придать европеизированный вид руническим знакам булгарской письменности, они преобразовали руны в литеры; получилось 40 знаков для обозначения звуков булгарского языка. Поэтому и старинные книги православной церкви написаны глаголицей, на общетюркском языке.

     Подобные утверждения противоречат общепринятому представлению официальной российской истории. Какая точка зрения более полно соответствует исторической истине - этот вопрос предстоит решить будущим исследователям, но в любом случае следует помнить о таких дополнительных штрихах к истории замечательного государства предков современных татар - Великой Булгарии в Приазовье.
     
 
Hosted by uCoz