ПЕРИОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

     
Татары и монголы

     Как же оказались взаимосвязанными эти два различных наименования "татары" и "монголы"? Выше было указано, что давным-давно на территории современной Монголии обитало могущественное и многочисленное племя (племенное объединение), называемое татарами. Оно являлось самым крупным из 14 тюркских племен и включало в себя 70 тысяч семей. Арабский источник указывает, что благодаря их исключительному величию и авторитету другие племена также объединились под этим именем. Другой историк XI века сообщает о татарах, обитающих на берегах реки Иртыш.

     Поскольку татары и китайцы нередко воевали друг с другом, то китайцы считали, что этот народ непременно явится бедствием для Китая. Поэтому китайцы совершали регулярные (один раз каждые три года) походы против татар, проводя так называемую политику "сокращения совершеннолетних". Кроме того, Китай постоянно натравливал своих северных соседей друг на друга, вызывая междоусобные войны. Нередко подобные войны вспыхивали между татарами и монголами. К примеру, в 1164 году татары разгромили монголов, а в 1198 году выступили против китайского засилья. По китайцам удалось перетянуть монголов на свою сторону. Объединенное китайско-монгольско-кереитское войско нанесло жестокое поражение татарам. Часть татар была уничтожена, часть покорена, другие же ушли на запад.

     Оставшиеся на востоке татары еще не раз пытались восстановить свое былое величие. Но это им не удалось. В 1202 году монголы разбили военные силы татарских племен алухай, дидаут, алчи, чагаи. В этой жестокой сече татары бились до последнего и потеряли большое число своих воинов. В 1204 году опять произошли военные столкновения между татарами и монголами и восточные татары были окончательно разгромлены. Затем та же участь постигла найманов, кереитов, меркитов и других. Монголы превратились в единственную реальную силу данного региона. В 1206 году монгольский курултай объявил своего предводителя Тимучина единственным главой местных племен и нарек его ханом Вселенной - Чингиз ханом.

     С этого времени начинается постепенное распространение названия "татар" на собственно монгольское объединение. Китайские летописи XIII века выделяют среди них белых, диких и черных татар. Белые татары (тюрки, в том числе остатки татарских племен, уйгуры, онгуты и т. д.) обладают стройной фигурой, благовоспитанны, уважают родителей. Дикие татары (тунгусо-маньчжурские племена севера) весьма бедны, да еще и примитивны и не обладают никакими способностями. Черные татары (собственно монголы) - это нынешний император Чингиз, а также его полководцы, министры и сановники. Вот так описывает татар китайская хроника.

     Распространению наименования "татары" способствовало, прежде всего, то обстоятельство, что в монгольском войске в первых рядах должны были идти и первыми вступать в бой отряды, составленные из покоренных народов (все завоеванные народы в обязательном порядке поставляли воинов в передовые части войск Чингиз хана). Историки XIII века указывают, что Чингиз хан повсюду посылал первыми татар. Очевидно, в монгольском войске, особенно в начальный период завоевательных монгольских походов, были и татарские воины. Известно о наличии двух крупных воинских объединений татар, которые созданы одной из жен Чингиз хана из числа татар, оставшихся в живых после разгрома 1204 года. В покорении китайских, восточно-туркестанских и среднеазиатских земель значительную роль сыграли также и эти воины под командованием татарских же нойонов. Поэтому выражение "татары идут" стало относиться ко всему монгольскому войску.

     В последующих монгольских походах, особенно в европейских походах, численность татарских воинов в составе монгольских войск не могла быть значительной. Передовые отряды несли самые тяжелые потери, а пополнялись они уже не татарами. Эти отряды лишь продолжали носить наименование татарских, но состояли уже из представителей других завоеванных народов. К примеру, во время походов на Центральную Европу монгольское войско насчитывало более полумиллиона человек, лишь 130-140 тысяч из них составляли монголы, другие же представляли народы, покоренные в предыдущих войнах. В военной колонии монголов близ Пекина в 1330 году находилось более десяти тысяч русских, монгольский каган в Пекине имел отряд, состоящий из русских. Другой каган создал русский полк, который носил наименование "Во веки веков верная русская гвардия".

     Возвышение монголов, организация военных походов, создание огромной мировой империи неотделимы от имени Чингиз хана. Нужно отдать должное этому человеку как великому полководцу и государственному деятелю. Его отец Есугей дал своему сыну имя Тимучин (Тимерче - кузнец). Так звали предводителя татарских воинов, одного из давних противников Есугея. Быть может, в этом сыграло свою роль отражение древних верований: отнять у врага его имя, его оружие считалось верным способом унаследовать его силу и мощь. Принятие монголами имени "татар" (самых стойких и бесстрашных врагов своих), присвоение его своим передовым отрядам могло быть вызвано также и этой причиной.

     Рано лишившись отца, Тимучин испытал голод и лишения. Но благодаря своему природному уму и железной воле он стал тем, кем стал. Как истый кочевник, Чингиз хан предпочитал кочевой быт. Но он относился с уважением и к мастерству и умениям оседлых народов - владению письменностью, ремеслами, административными навыками. Он был против жестокости ради жестокости, против бесцельного избиения мирного населения, против его беспричинного уничтожения. Во время войны в Персии он по указанным мотивам жестоко наказал одного из лучших своих военачальников.

     Чингиз хан был весьма веротерпимым человеком. Именно ему принадлежат слова: "Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса, Мухаммета) и прошу того, кто у них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником". Нет также оснований обвинять Чингиз хана в непреодолимом шовинизме, он поощрял заимствование тех или иных умений у других народов. Монголы приняли уйгурскую письменность, секретарями в монгольской армии обычно служили уйгуры. Главным судьей многие годы являлся Шиги-Кутуку. Некогда этот татарский мальчик попал в руки монголов во время одного из монголо-татарских сражений. Говорят, что этот весьма грамотный человек никогда не судил людей лишь на основе их собственных показаний (которые могли быть получены под страхом наказания), а искал истинные доказательства в любом деле.

     Чингиз хан умело планировал свои военные операции. К 1218 году монголы завершили завоевание Восточного Туркестана. До 1224 года покорено государство Хорезмшахов (современный Афганистан, Иран, Средняя Азия). Таким образом, в течение 1205-1235 годов была завоевана значительная часть Азии. И все эти завоевания связывались с именем "татары".

     
Подъем Золотой Орды

     После завоевания Восточной Европы монголы смогли продолжить свой поход на запад. В 1241 году они вторглись в Центральную Европу, разгромили объединенные польско-немецкие и венгеро-хорватские войска, дошли до побережья Адриатики. Однако, огромная протяженность завоеванных земель и беспокойная обстановка в них ставили под сомнение возможность удержания захваченного пространства в покорности. В 1242 году Батый хан повернул свои войска назад и поместил свою ставку в самом беспокойном регионе - в Булгарии. По-видимому, хан хорошо помнил слова Чингиз хана о том, что верхом на коне можно завоевать многие страны, но удержать их верхом на копе нельзя.

     Еще в 1227 году Чингиз хан предназначил своему старшему сыну Джучи для кочевий земли до реки Иртыш (не только уже покоренные земли, но и те, которые предполагалось завоевать). Эта огромная страна должна была стать Джучиевым уделом (улусом). Она была названа Большой Ордой или Улусом Джучи, позднее за ней закрепилось название "Золотая Орда". В ее составе оказалась почти вся кочевая степь, поэтому она сохранила и свое прежнее наименование Дешти-Кыпчак. Ее протяженность от Иртыша до Дуная составляла около 5600 километров, а от Дербента до Булгара - почти 4000 километров.

     Сын рано умершего Джучи - полноправный правитель Орды Батый хан намеревался создать такое государство, где сочетались бы оседлое и кочевое хозяйства. Было установлено, что высшая ордынская власть дает разрешение занять княжеские престолы в завоеванных странах. В ставке Батый хана получали ярлыки на княжение булгарские, русские, армянские князья. Здесь, в Булгаре, где располагалась ставка хана в 1242-1246 годы, была начата чеканка ордынских монет от имени монгольского кагана.

     В 1246 году ставка хана была перенесена во вновь построенный город Сарай Бату, расположенный в нижнем течении реки Волга, примерно в 30 километрах севернее Астрахани. Со временем этот город превратился в красивейший город мира. В XIV веке с ним могли бы соперничать лишь Каир, Багдад и Константинополь. В годы расцвета население города достигало 75 тысяч человек, он стал крупным центром торговли, ремесел и искусства. В нем были построены мечети, работали медресе. Это был красивейший город "чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня... и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов" (Ибн Батутта).
     
      Сложилось гак, что в середине Джучиева улуса находилась кочевая степь, а по краям располагались оседлые, земледельческие районы - Хорезм, Булгария, русские княжества и т. п. Правители Орды хорошо представляли значение подобных районов. Обычно они не стремились к полному уничтожению городов с их ремеслами, ограничиваясь лишь разрушением крепостных укреплений. Скажем, зимой 1238 года во Владимирском княжестве были сожжены всего лишь 14 деревянных городов из существующих 300. Разгрому подвергались лишь те города, которые оказывали сопротивление монголам, как, к примеру, г. Биляр. Разрушение булгарских городов, уничтожение их населения в первую очередь объясняется стойким сопротивлением булгарского народа завоевателям, его последующими восстаниями против монголов. Новые власти привели к разделению булгарского государства на две относительно автономные области Орды - на Буртасию и на собственно Булгарию.

     Булгары в составе нового государства начали восстанавливать свое хозяйство. Этому способствовала также большая потребность нового огромного государства в развитии ремесел и торговли. Государственная власть обеспечивала безопасность торговых путей, создание соответствующих условий для любого путника в пределах страны. Скажем, в трехмесячный путь из Крыма в Хиву можно было отправляться, не запасаясь никакими съестными припасами. Целесообразно расположенная сеть ямских станций была рассчитана на разностороннее обслуживание путников.

     Возрождение торговли, захиревшей в годы военных действий, вызвало активизацию купеческой части населения бывшей Булгарии. Вновь начинает подниматься первая столица государства - г. Булгар, как важный торговый центр. Его прежняя известная слава, богатые ремесленнические традиции и т. п. причины сыграли немаловажную роль в этом подъеме города. Булгар рос и достраивался, восстанавливая свою былую красоту. Начинается замощение улиц камнями, восстанавливаются и дополняются водоснабжение города, а также общественные бани. В них вода поступает по керамическим трубам. Под полами, отделанными каменными плитами, были проложены специальные трубы для подачи горячего воздуха.

     При хане Берке в г. Булгаре начато строительство главной мечети. Она представляла собой внушительное сооружение из белого камня размером 32 на 34 метра. Белокаменный же минарет мечети возвышался на 25 метров. В конце XIII века воздвигается еще одна мечеть, появляются мавзолеи. В первой половине XIV века развитие города достигает своего пика, его площадь доходит до 380 гектаров. Завершается оформление центра города с торговой площадью и четко распланированными улицами. Воздвигаются административные здания, продолжается строительство каменно-кирпичных зданий. Булгар становится одним из лучших городов Джучисва улуса, его важнейшим торговым и ремесленническим центром.

     В тот же период начинает развиваться еще один город - Мукша (Мохша, Наручад) - административный центр Буртасии. Здесь также были построены белокаменная мечеть, жилые кирпичные дома с пристенным отоплением и т. д. Обстраиваются также города Тубылгытау, Жукетау, Шунгат и некоторые другие.

     За сравнительно короткий период булгары восстановили земледелие, а также другие традиционные виды сельскохозяйственного производства и добились последующего их развития. Булгария становится важным земледельческим районом Золотой Орды. В городах вновь открываются мастерские, возрождаются ремесла. Рассеявшееся по другим регионам булгарское население постепенно начинает возвращаться на старые места проживания и налаживать жизнь в новых условиях.

     Булгарское духовенство начинает активные действия с целью восстановить свое прежнее привилегированное положение. Это стремление подталкивает его на установление более тесных связей с ордынской знатью. В этом же оказываются весьма заинтересованными и булгарские купцы.

     Все это вместе взятое способствовало усилению роли булгарского населения в Золотой Орде. Булгары стали принимать соответствующее участие в политической жизни страны. К примеру, после смерти Батый хана в 1255 году престол достался его сыну христианину с дозволения монгольского кагана. Однако в борьбу за власть в Сарае включились булгары - наиболее устойчивые мусульмане в государстве. С их помощью на золотоордынский трон сел мусульманин Берке. Он подавил сопротивление сторонников Батый хана и его сына. Берке нанес поражение войску, посланному из Монголии в поддержку других наследников престола.

     Вступление Берке хана на престол предоставил мусульманским купцам "доступ ко всем государственным учреждениям, а перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионерской деятельности" (М.Г.Сафаргалиев). В результате подобных шагов ордынская знать уже в 1260-е годы начинает принимать мусульманство.
     
      Со времени Берке хана начинается отделение Золотой Орды от Монголии и его полное превращение в самостоятельное государство. Берке хан перестает чеканить монеты от имени монгольского кагана, впоследствии их уже чеканили от имени ханов Золотой Орды. С 1262 года Сарай прекращает выделение части налога в казну монгольского кагана, т. е. полностью отделяется от Монголии.

     В 1257-1259 годы была проведена перепись всего податного населения Золотой Орды, в 1310 году проведена денежно-весовая реформа. В Золотой Орде складывается военно-политическая организация государства. В XIV веке завершается оформление чиновничьего аппарата, для работы в котором были необходимы грамотные кадры. Булгары, как народ высокого уровня грамотности и исторического опыта государственного строительства, достаточно активно участвовали в этом процессе. Частично они проникали и в налоговую систему, которая в Золотой Орде приняла довольно стройный вид. Сборщики налогов (тамгачи) нередко назначались из числа местных грамотных жителей. Впоследствии часть тамгачи откупала право сбора налогов. Среди подобных тамгачи было и немало булгар.

     Своего наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке, правившем более 30 лет в 1312-1342 годы. Он сумел добиться полной централизации власти, ликвидировав самостоятельность отдельных уделов. Он покровительствовал торговле и производствам, поддерживал строительство городов и их благоустройство, в том числе и на булгарских землях. При Узбек хане расцветает международная торговля, здесь особо важную роль играют булгарские купцы. Усиливается значение булгарских земель как центров международной торговли. В городах Булгар и Мукша начинается чеканка медных монет (пулов). Нередко на этих монетах располагалась надпись "Котлы булсын янга пул" ("Пусть благословенным будет новый пул"), или изображались булгарские государственные символы - барс и лев.

     Таким образом, монгольское нашествие и последующие за ним события внесли заметные изменения в жизнь и самосознание булгарского народа. Прежде всего, булгары потеряли самостоятельность своего государства и единство своей народности. Боевые действия против захватчиков, восстания против завоевателей резко замедлили количественный рост народа. В то же время булгары не растворились среди других народов, сумели сохранить свое самосознание как единой общности. За короткий срок они сумели подняться и встать в ряды активного населения Золотой Орды.

     
Культура и искусство

     В Золотую Орду были вывезены высокопрофессиональные умельцы из многих стран, здесь оказались также люди культуры и искусства. Золотая Орда объединяла земли многих оседлых народов с древней культурой. Все это способствовало культурному развитию и расцвету искусства. Земли и народ булгарский также развивались вместе с этим государством. Вместе с ним, как его подданные, булгары пережили периоды его подъема и упадка. Это справедливо и относительно других народов: все они внесли свой вклад в культурное развитие этой страны. Особую роль при этом сыграли тюркские народы, как основная масса населения Золотой Орды.

     В начальный период развития Золотой Орды официальным языком в государстве являлся монгольский. В документах и дипломатии применялся также один из тюркских языков - уйгурский. На этом языке составлялись дипломатические письма, ханские ярлыки и т. д. Языком межнационального общения также служили тюркские языки, разговорная речь преимущественно была тюркской. К середине XIV века тюркский - кыпчакский язык становится самым общеупотребительным и вскоре превращается в официальный язык государства. Произошло изменение самих правителей, уже хан Узбек был тюрком. "В древности это государство (Орда) была страной кыпчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их" (Шихабутдин ал-Омари, XIV век).

     Саму страну позже стали именовать татарской землей, Тамерлан называл это государство "Великой татарской страной". Подобным же образом наравне с названием "кыпчаки" применялось название "татары". Его восприняли также ханы и высшая знать, наименование "татар" стало общепризнаваемым в Золотой Орде.

     Поэтому было бы абсолютно неверным попытаться описывать культуру, литературу и искусство многих тюркских народов того периода в отрыве от Золотой Орды. Культура народов этого государства - общее достояние современных татар и башкир, казахов и узбеков, и многих других тюркских народов. В раннеордынской культуре имеются следы и языческой культуры, свойственной кочевникам, а также христианства несторианского толка, которое проповедовала значительная часть монголов. Однако с 1260-х годов все больше и больше начинает проявляться влияние культуры мусульманского мира.

     Вхождение в состав Золотой Орды не внесло коренных изменений в многовековую культуру булгарского народа. Очевидно, вместе с монголами в Восточной Европе появились определенные элементы культуры различных народов Монголии, Китая, Индии, Средней Азии и т. д. Однако булгары издавна поддерживали тесные связи с указанными регионами благодаря своим торговым и религиозным деятелям. Поэтому они и раньше заимствовали те или иные культурные достижения этих народов, передавая им, в свою очередь, своеобразные и самобытные элементы булгарской культуры.

     Процесс проникновения южных и восточных тюрков в Поволжье имел место и до массового переселения булгар в данный регион. Этот процесс не прекратился и в дальнейшем, особенно он усиливался в трудные периоды жизни этих народов, тогда они искали себе защиту в Булгарии. Нередко проникали сюда кочевые кыпчаки - половцы. Монгольское нашествие согнало в Булгарию определенную часть населения из Средней Азии и современного Казахстана, а также жителей Ирана и Закавказья (в частности, армян). После первых монгольских ударов по южным районам Восточной Европы большое количество половцев и саксинов переселилось на булгарские земли. Да и в спокойные времена в Булгарии проживали представители многих племен, и, прежде всего купцы и ремесленники. В состав булгар продолжали включаться местные финно-угорские племена со своей культурой. Имело место также взаимовлияние культур других соседних народов: славян, тюрков и т. д. Поэтому культура булгарского народа обогащалась, вбирая в себя определенные элементы культур этих народов. Самобытная булгарская культура была вполне европейской и в то же время отражала особенности культур Востока и мусульманского мира.

     Положение Булгарии на стыке культур Востока и Запада нашло свое отражение в архитектуре и искусстве, в том числе изобразительном, в стиле написания книг, в ювелирных изделиях булгар, в керамике и т.д.

     Особое развитие в Золотой Орде получило градостроительство - культурное наследие всего человечества. В те годы построены Сарай-Бату, Сарай-Берке, Сарайчик, Аккирман, Акмечеть, Хажитархан, Полистан и другие города. В настоящее время известны 32 достаточно крупных золотоордынских города, в том числе четыре булгарских, где чеканили государственные монеты. Крупнейшим городом мира была вторая столица государства - Сарай-Берке (Сарай аль-Джадид, т. е. Новый Сарай), расположенный южнее современного Волгограда. По количеству жителей Сарай-Берке уступал тогда лишь Багдаду, в нем проживало более ста тысяч человек.

     Булгары восстановили свои учебные заведения - мактабы и медресе. В них со временем появились шакирды, а также преподаватели из других регионов, выходцы из друг их стран. К примеру, во второй половине XIII века в Булгаре работал известный историк и теолог Абу Аррижас Мухтар ибн Махмут - беженец из Ирана. В те же годы здесь жил беженец из Азербайджана Шейхульислам хаджи Хасан ибн Гумер - крупный религиозный деятель, наставник и учитель. Свободолюбивый человек и вольнодумец, он пользовался большим авторитетом в среде булгарских ученых, впоследствии стал известен под именем Хасана Булгари. В конце XIV века в Булгарии жил поэт и мыслитель из Ферганы Усман ибн Малик ал-Маргиани. Подобные примеры далеко не единичны. Стало быть, Булгария (и, в частности, г. Булгар) того периода являлась известным центром культуры тюркского, мусульманского мира.

     Развитие народного образования в Булгарии привело к появлению целой когорты выдающихся педагогов. Знаменитый педагог Махмут Булгари преподавал мусульманское право, риторику, философию в медресе Булгара, Сарая, а также Египта и Сирии. Написанная им книга о воспитании была признана багдадскими учеными как одна из лучших книг по педагогике в XIV веке. Многих учеников воспитал Абу Мухаммет Садр ибн Галяутдин ал-Булгари. Один из его воспитанников Ибрагим ибн Мухаммет ал-Каратмани прославился своим объемным трудом "Руководство к соблюдению настоящего ислама", завершенном в 1363 году. Ранее подобный геологический труд был написан Бурханетдином Ибрагимом ибн Хызыр ал-Булгари.
 
      Первую половину XIV века можно назвать периодом расцвета булгаро-тюркской поэзии и литературы. Видный поэт того времени Котби из булгарского племени эсегел в 1342 году сочинил другой вариант известного произведения Низами - поэму "Хосров и Ширин". В 1358 году выпущена книга "Нахджел-Фарадес" ("Открытый путь рая"), написанная Махмутом ибн Гали Булгари-Сараи. Книга содержит рассказы о пророке Мухаммете и его близких, восточные фольклорные сюжеты. В них изложены основы поведения, норм семейной жизни, социального и общественного бытия. Эта книга была особо популярной у булгар, затем у татар. Широкое признание получили также дастаны и другие поэтические произведения поэтов XIV века Хисама Кятиба, Кылыча Саяди и других. Знаменитое произведение последнего - "Бабахан дастаны" - это поэтичное предание о неугасимой любви Тахира и Зухры. Творчество Сайфи Сараи (1321 -1396 гг.) является кульминацией тюрко-татарской литературы золотоордынского периода. В среде грамотного населения были широко распространены его поэма о любви, а также книга "Гюлистан бит тюрки" - сборник рассказов и стихотворений. В этой книге Сайфи Сараи (почти за сто лет до Коперника) высказал мысль о вращении Земли вокруг Солнца. Произведения всех указанных авторов были написаны на общелитературном языке средневекового тюрки. Поэтому, к примеру, древний дастан "Кузы Кюрпач" ("Козы Корпеш") входил позже в репертуар и татарских сказителей, и казахских акынов, и башкирских сесенов.

     Таким образом, высокая культура Золотой Орды - это общее наследие родственных тюркских народов. Культурными наследниками этого государства стали народы Казахстана и Средней Азии, народы Восточной Европы и Предкавказья, а также образовавшиеся впоследствии государства: Ногайская Орда, Казанское, Сибирское, Крымское ханства и т. д.

     
Период упадка и распада

     Правители Джучиева улуса в первое время еще сохраняли определенную автономию Булгарии. Но после подавления булгарского восстания 1277-1278 гг. было введено непосредственное управление. Булгария фактически превратилась в составную часть Орды. Однако стремление булгар к экономической и политической самостоятельности никогда не прекращалось. Оно в определенные моменты ослабевало, в другие - усиливалось. Так, продолжавшаяся более тридцати лет (1280-1313 гг.) феодальная междоусобица в Орде, три трудных засушливых периода в эти годы привели к подъему такого стремления булгар. Хан Золотой Орды Тохта вывел из Булгарии свой монетный двор и административный аппарат. А булгары в обход хана направили посольство к египетскому султану. Посольство получило в Каире знамена, меч, почетную одежду, коня с упряжью. По понятиям того времени это означало признание суверенитета Булгарии со стороны султана.

     В 1342 году умер хан Узбек. При его преемниках уже наметились признаки упадка государства. Этому способствовали страшный мор 1346-1350 гг. из-за чумы, а также неудачные военные кампании Орды на востоке. Чума произвела страшное опустошение в Степи, в Булгарии и в Крыму. Только лишь в Крыму в те годы погибло более 80 тысяч человек.

     Непрекращающаяся борьба за власть в столице государства предопределила упадок Золотой Орды. В 1359 году был убит очередной хан. После этого на ордынском престоле сменилось 25 ханов за 20 лет. Воспользовавшись этим, различные регионы пытаются создать свои независимые государственные образования. На землях бывшей Булгарии возникают небольшие: Булгарское, Жукетауское, Кашанское, Казанское, Тубылгытауское, Тетюшское, Наручадское и другие княжества. В конце XIV - начале XV веков усиливается процесс раздробления всей Орды. Часть Средней Азии и западного Казахстана (между Каспием и Аралом) составили фактически новое государство - Синюю Орду, отделилась Ногайская Орда, отпал Хорезм. Литва и Польша захватили земли в бассейне реки Днепр и т. д.

     Ослабление ханской власти усиливает политическое влияние военачальников, обладающих реальной военной силой. Некоторые из них при номинально правящих ханах фактически управляют делами государства (темник Ногай, темник Мамай, эмир Идегей). Опираясь на подчиненные им войска, они участвовали в борьбе за ханский трон на стороне какого-либо очередного претендента, начинали военные действия против тех или иных, относительно самостоятельных регионов Золотой Орды. Так, темник Мамай в 1378 году организовал поход на Рязань, Нижний Новгород и нанес им большой урон. В 1380 году произошло известное сражение войск Мамая и московского князя Дмитрия. Каждая из сторон имела по 100-150 тысяч человек войска. В составе мамаевых войск были татары, литовцы, генуэзцы, представители кавказских племен, русские. Неоднородным было и войско Дмитрия. Скажем, сторожевым полком здесь командовал татарин Мурза Мелик. "Лучшие ордынские конные лучники - наиболее профессиональные воины того времени - сражались на стороне Дмитрия Донского и практически обеспечили русским победу над Мамаем" (В.И.Захаров). Из-за больших потерь в войсках во время сражения на Куликовом поле Мамай уже не мог возвращаться в Сарай. Со своими людьми он стал кочевать недалеко от южных границ русских княжеств.

     Полный распад Золотой Орды был ни безболезненным, ни бескровным. Не раз предпринимались попытки возродить былое величие государства. В этих условиях произошло драматическое переплетение судеб двух выдающихся личностей - хана Тохтамыша и эмира Идегея.

     Тохтамыш - прямой потомок Джучи. Он был сыном правителя Мангышлака, казненного одним из золотоордынских ханов. Отец Идегея являлся советником этого хана. Тохтамыш убежал в Самарканд, к Тамерлану. После нескольких неудачных попыток он в 1380 году завоевал трон Золотой Орды и казнил своих противников, в том числе отца Идегея. Сам Идегей и его брат начали верой и правдой служить Тохтамышу. Новый хан окончательно разгромил военные силы мятежного темника Мамая (позже Мамай был убит).

     Тохтамыш начал энергичную работу по укреплению государства. В 1382 году он совместно с рязанскими и нижегородскими дружинами взял Москву, Владимир и т. д. и восстановил данничество московских князей Золотой Орде. Для защиты северных и северо-западных областей страны (т. е. булгарских земель) от разбойничьих ватаг Тохтамыш направил туда своих ставленников. В частности, современный г. Камбарка - это место расположения военачальника Камбара, посланного сюда ханом. Тохтамыш остановил междоусобицу. Он провел денежную реформу, добился оживления торговли, налаживалась мирная жизнь. Историки того времени пишут, что Тохтамыш очень способный, имеет хорошее отношение к людям, батыр, красивый хан; что его справедливость и хороший характер всем известны; что это - могучий и смелый татарский император.

     Подобный волевой хан не мог устраивать властолюбивую и также волевую личность - Идегея. После пятилетней верной службы Тохтамышу он убежал к Тамерлану и в течение шести лет участвовал в военных кампаниях последнего. К этому времени отношения между Тохтамышсм и Тамерланом были весьма натянутыми, произошли военные столкновения. В 1391 году на берегу реки Кондырча (на левом берегу реки Волга) произошло решительное сражение. В нем, названном историками Великой битвой, участвовало с обеих сторон по 200 тысяч воинов. Идегей воевал на стороне Тамерлана, а его брат командовал правым флангом войск Тохтамыша. В решительный момент битвы соплеменники Идегея из состава ханских войск (в том числе несколько военачальников и знаменосец) перешли на сторону Идегея, что и решило исход сражения в пользу Тамерлана. Татарское войско понесло огромные потери (до ста тысяч человек). В 1395 году две армии столкнулись опять, на этот раз на берегу реки Терек. Со своим 400-тысячным войском Тамерлан окончательно разгромил Тохтамыша и длительное время грабил золотоордынские земли.

     Центральная власть оказалась уничтоженной, Золотая Орда распалась на отдельные области. Тохтамыш кочевал по степи со своими приближенными. Идегей со своими воинами постоянно преследовал его. В 1399 году на берегу реки Ворскла он разгромил объединенные силы Тохтамыша и литовского князя, куда входили также полки южнорусских княжеств, немецких и польских рыцарей. Непрекращающаяся борьба Идегея против Тохтамыша закончилась лишь с гибелью последнего в одном из боев в Сибири (1406 год).

     Идегей начал активную деятельность по восстановлению Золотой Орды, того государства, к разгрому которого он сам же и приложил руку. По своему происхождению он не мог претендовать на ханский трон. Но он ставил и менял ханов Орды. По свидетельству арабского историка "султаны при нем носили только имя, но не имели никакого значения". Он снова привел к покорности булгарские земли, Нижнее Поволжье, Крым. В 1399 году Идегей предпринимает решительные шаги против московского князя, в течение трех месяцев грабившего булгарские земли. Он предпринял успешные походы в Среднюю Азию, в русские княжества. Одно время он был изгнан из Сарая, но затем ему удалось вернуть себе власть. Идегей был убит сыном Тохтамыша в 1420 году.

     Таким образом, Идегей являлся фактическим правителем Золотой Орды в течение 20 лет. Он провел денежную и судебную реформу, способствовал укреплению позиций ислама в государстве. Идегей - крупнейший государственный деятель Золотой Орды в период ее распада.

     Последнюю серьезную попытку восстановить былую славу Золотой Орды предпринял Саидахмет хан (Ахмет хан). В 1476 году он потребовал от московского князя уплатить просроченную на четыре года сумму дани. Однако Москва договорилась с Крымом и отказалась выполнить это требование. Князь выступил против хана и противники осенью 1476 года оказались на противоположных берегах реки Угра, левого притока Оки. В течение полутора месяцев ни та, ни другая сторона не осмеливалась начать крупные военные действия. Утомленное долгим ожиданием войско князя начало убегать и разбредаться. Однако Ахмет хан к этому времени уже получил сообщение о нападении Крыма на ханских союзников и о подготовке военного похода на Сарай. Хан был вынужден спешно направить войска для зашиты столицы. Так завершилось бескровное противостояние на реке Угра. Вскоре Саидахмет хан был убит. После него уже не было такого хана, которого признавали бы правителем всей Золотой Орды. В начале XVI века Золотая Орда перестала существовать в качестве единого государства, его народы вошли в состав других государственных образований.

     Завершая разговор о Золотой Орде, поговорим о так называемом татаро-монгольском иге. Известно, что ордынское правление русскими княжествами было косвенным, без постоянных гарнизонов и монгольской администрации на русских землях. Монгольским правителям было выгоднее управлять через местных князей, что вполне соответствовало положению географической, политической и экономической периферии, чем по существу и являлись русские княжества. "Русь была тихой заводью... Для Золотой Орды не было смысла управлять Русью напрямую, поэтому русским князьям... было разрешено сохранить свои позиции. Волжские булгары и хорезмская политическая элита были менее удачливы" (Чарльз Гальперин). Не случайно золотой век православия в России совпадает с периодом монгольского владычества. Лишь в XIV веке в русских княжествах было построено столько монастырей, сколько за все предыдущие 400 лет. Все доходы церкви принадлежали только ей. Монахи подлежали суду только православного митрополита.

     Не было и постоянных крупных военных вторжений ханов на русские земли. Появление ордынских отрядов в этих краях обычно вызывалось тем, что отдельные русские князья в борьбе за право княжения старались опираться на военную силу Орды. Именно ордынские войска помогли русским княжествам противостоять против западных врагов. К примеру, Александр Невский отразил нападения литовцев и немцев, а также добился победы на Ледовом побоище при помощи приглашенного им татарского корпуса под командованием известного нойона. В 1406 году по просьбе Москвы золотоордынское войско изгнало литовцев, захвативших русские земли вплоть до Тулы. В объединении, сплочении и усилении Москвы некоторые исследователи усматривают заслугу именно Золотой Орды и особенно Узбек хана. Если бы не протекционистская политика этого хана, то "сегодняшняя Россия не появилась бы на арене даже и стараниями десяти Петров и десяти Екатерин" (Ризаэтдин Фахретдин).

     Усилившаяся Русь активизировала свою захватническую политику против булгар. Так, только лишь нижегородские правители в 1370-е годы совершили три разбойничьих похода на Булгарию, в результате чего присвоили себе нижнесурские земли булгар, построив там крепость Курмыш. В 1391, 1395 годах русские князья организовали два похода, захватили Булгар, Жукетау, Казань и другие города. Русский летописец сообщает, что русские "всю булгарскую землю завоевали, и много бесермен и татар убили, а землю захватили. И воевав три месяца, возвратились с великою победой и большой добычей в землю русскую". В 1409 году Нижний Новгород направил для грабежа в Булгарии 100 судов по Каме и 150 - по Волге и т. д. Постоянный характер приняли набеги новгородских ушкуйников (1360, 1366, 1369, 1370, 1371 годы и т. д.).

     В этих условиях прекращение существования булгарских разрозненных княжеств становилось вопросом непродолжительного времени, а сохранение самобытного булгарского народа оказывалось весьма проблематичным.
     
 
Hosted by uCoz