СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ТАТАР

     
Борьба за государственность

     Революции 1905-1907 годов и, особенно, 1917 года всколыхнули различные слои татарского народа, породили надежду на восстановление своей государственности. Многие действия национальных движений и видных татарских деятелей того периода в своей основе имели именно эти чаяния татар. Значительная часть этих деятелей стремилась к тому, чтобы тюркские народы России в антиколониальной борьбе выступали единым фронтом, усиливалось понимание своей принадлежности к общему тюркскому миру. Именно этим можно объяснить, например, что большая группа девушек-татарок с началом балканской войны в 1912 году отправилась в качестве сестер милосердия в Турцию.

     Появились различные политические партии и движения, объединения, всяческие общества по распространению знаний, восстановлению национальной культуры и т.д. К примеру, в С.-Петербурге действовала молодежная организация "Татар учагы" ("Татарский очаг"), объединяющая студентов-татар. Были проведены всероссийские мусульманские съезды. Тюркским народам удалось провести своих представителей в Государственную Думу.

     В Думе была создана мусульманская фракция, члены которой довольно успешно использовали думскую трибуну для разъяснения своих позиций. Впоследствии власти приняли соответствующие меры по сокращению количества депутатов-тюрков. Если в первой Думе их было более 40 человек, то в третьей осталось всего лишь семь, да и те могли быть избраны лишь по какой-либо русской курии. Число депутатов-татар в городских думах Волго-Уральского региона не должно было превышать 20% из числа депутатов-русских. В составе присяжных поверенных не могло быть более 10% татар. Однако подобные шаги властей уже не могли остановить национальное движение тюркских народов вообще, и татар, в частности.

     1 мая 1917 года начал работу Всероссийский мусульманский съезд. В нем участвовало более 900 делегатов, представляющих 30-миллионное тюркское население России. Съезд решил, что Россия должна стать демократическим государством, федерацией равноправных национальных республик. В июле того же года состоялось объединенное заседание всероссийских съездов в Казани: мусульманского, мусульманских священнослужителей и мусульманских военных. Заседание объявило о равноправии русского и татарского языков, образовало Милли Маджлис (Национальное собрание). Съезд военных принял решение о создании мусульманских военных частей и избрал Военный Совет под председательством Ильяса Алкина.

     Одним из первых официальных документов новой, советской власти была Декларация прав народов России, гарантировавшая суверенность всех народов, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. На основании указанного документа Милли Маджлис 4 декабря 1917 года в Уфе объявил о создании государства Штат Идел-Урал. Оно должно было быть поделено на равноправные районы для всех, без исключения, народов Штата. Таким образом, в нем не должно было быть государственной, господствующей нации. Было образовано правительство - Милли Идара (Национальное Правление) во главе с Садри Максуди.

     В состав Штата могли быть включены Казанская и Уфимская губернии, определенные районы Оренбургской, Пермской, Вятской, Самарской и Симбирской губерний. Здесь проживало немногим более семи миллионов человек, в том числе около 3,7 миллиона татар. Были установлены принципы, на основе которых следовало определить границы Штата: здесь большинство населения должно быть татарским; земли должны составлять единую, сплошную массу; эти земли должны быть связаны единой экономикой и культурой.

     Милли Маджлис не ставил вопроса об отделении от России. Однако большевистские правители не могли допустить создания такого государства. В канун официального объявления о создании Штата Идел-Урал в Казани было арестовано руководство национального движения. Последние не стали оказывать вооруженное сопротивление, не желая идти на кровопролитие. Затем было распущено Национальное Правление в Уфе, разогнаны мусульманские центры, их имущество конфисковано. Эти действия оттолкнули многих национальных деятелей от большевиков. В то же время обе борющиеся стороны (и красные, и белые) на словах обещали широкие права угнетенным народам. Все это привело к тому, что татарский народ оказался расколотым: одни на стороне большевиков громили национальное движение; другие стали воевать на стороне белых, надеясь с их помощью добиться создания национального государственного образования.

      Именно в этих условиях 23 марта 1918 года был опубликован декрет Москвы о создании Татаро-Башкирской Советской Республики. По территории она должна была примерно совпадать с предполагаемой территорией Штата Идел-Урал. По просьбе чувашей и марийцев Москва включает их земли во вновь образуемую республику. Эта республика фактически так и не была создана в действительности, а в 1920 году сама идея о ней уже была объявлена "национально-буржуазной". Но декрет сыграл свою роль. Он помог большевикам привлечь на свою сторону массы татарского и башкирского населения.

     В феврале 1919 года большевикам удалось перетянуть на свою сторону командование башкирских конников, воевавших в рядах белой армии. Ахметзаки Валидову (Валиди) и Ильясу Алкину было гарантировано создание отдельной Башкирской республики, которая имела бы самостоятельную национальную армию. Прежде чем перейти со своими вооруженными силами на сторону красных, А.Валиди сообщил руководителям Алаш-Орды, что этот его шаг не означает доверия большевикам или подчинения им. Далее он указывает, что перед большевиками будут выдвинуты национальные требования, согласованные с Алаш-Ордой, и просит Ахмета Байтурсынова участвовать в переговорах с большевиками: башкирам и казахам вместе будет проще, чем по отдельности.

     20 марта 1919 года было объявлено о башкирской автономии - о создании республики Малая Башкирия со столицей в селе Темяс. 20 июня 1920 года принято постановление о создании Татарской Советской Республики. Вот таким образом было окончательно похоронено обещание о Татаро-Башкирской Республике.

     Резкие споры возникли при определении границ новой республики. Московские чиновники стремились оставить Казань за ее пределами, ссылаясь на значительную массу русского населения в городе. До проведения особого референдума в состав Татарстана не были включены Бирский, Белебеевский, Стерлитамакский, Уфимский уезды. Однако в 1922 году эти земли волевым решением Москвы были присоединены к Башкирии. Тем самым был заранее создан определенный повод для раздора между братскими народами - татарами и башкирами. (В 1920 году И.В.Сталин выразил недовольство тем, что в силу своего политического, экономического и культурного превосходства татары стали гегемонами над другими мусульманскими народами).

     Хотя в постановлении и говорилось о Татарской Советской Республике, но при образовании СССР в 1922 году представителям татарского народа не удалось отстоять республику как союзную, союзообразующую. И.В.Сталин считал, что за четыре года гражданской войны были вынужденные уступки в национальном вопросе и их надо исправлять. Не увенчалось успехом также и стремление уравнять в правах союзные и автономные республики: "все автономии должны быть субъектами СССР... Неестественно делить нации на родных и пасынков" (М.Султангалиев). Победила линия, приведшая к официальному разделению народов на шесть различных сортов. Представителям Татарстана не удалось добиться повышения статуса своей республики и в 1936 году, когда принималась новая Конституция СССР. Быть может, и прав известный литератор С.И.Липкин, утверждая, что И.В.Сталин усматривал опасность со стороны "недобитых восточных буржуазных националистов... Их надо уничтожить. Хуже всего татары. Он с ними боролся, когда был еще наркомнацем. Мнят о себе... С них и надо начать. Таков примерно ход рассуждений Сталина".

     Статус автономной республики не мог удовлетворять татарский народ. Однако даже это являлось хоть небольшим, но шагом вперед к сохранению национальной самобытности.

     
Некоторые деятели национального движения

     Подъем национального самосознания, годы борьбы за государственность выдвинули целую плеяду национальных лидеров. С точки зрения сегодняшнего понимания хода исторического развития они, быть может, не всегда занимали правильные позиции. Часто оказываясь соперниками друг другу, они уничтожали друг друга на радость великодержавному шовинизму. Но каждый из них верил в СВОЕО правоту, надеялся, что именно его путь приведет татарский народ к свободе и благоденствию. Едва ли можно проследить деятельность и жизненный путь большинства из них, однако на некоторых личностях следует остановиться особо.

     Один из видных деятелей большевистского движения Мулланур Вахитов (1885-1918) получил образование в Петербурге. В годы учебы он уже участвовал в революционном и татарском национальном движении. Назначенный комиссаром по мусульманским делам (в составе народного комиссариата по национальным делам) большевистского правительства, он много сделал для создания интернациональных отрядов Красной Армии. Был противником образования Штата Идел-Урал и стал одним из организаторов насильственного разгона его органов. Выступал за создание Татаро-Башкирской Республики, участвовал в подготовке необходимых документов по этому вопросу. Как советский комиссар с широкими полномочиями был расстрелян белочехами в Казани.

     Ильяс Алкин (1895-1937), являясь студентом в Петербурге, начал участвовать в национальном движении. В годы первой мировой войны был призван на военную службу, стал офицером. В 1917 году избран председателем мусульманского Военного Совета и начал энергично создавать вооруженные силы. Вел активную работу по образованию Штата Идел-Урал. Вместе с Г.Бахаветдиновым и Г.Шарафом он был арестован большевиками, однако не стал втягивать мусульманские части в братоубийственную войну. Позже И.Алкин примкнул к А.Валиди, заняв пост начальника штаба башкирских войск. Сыграл большую роль в организации перехода этих войск на сторону красных. В мирные годы занимался научной работой, проводил экспедиции, является автором нескольких книг. И.Алкина можно считать первым ученым из татар в области экономической географии. Его короткая жизнь изобиловала арестами. Некогда его четырежды арестовывали белые. Шестой арест профессора И.Алкина большевиками оказался последним: он был расстрелян как татарский буржуазный националист.

     Одним из его соратников был Шайхулла Алкин. Другой его соратник Галимжан Шараф (1896-1950) - уроженец Казанской губернии, организатор кружка "Татар учагы" в Петербурге. Этот активный участник национального движения был одним из основных авторов идеи Штата Идел-Урал (именно он предложил это название). Вместе с И.Алкиным он до конца остался верен этой идее, этому не успевшему родиться государству. Впоследствии он занимался научной работой, показал себя ученым энциклопедических знаний. Профессор Г.Шараф - автор многих трудов по истории и этнографии, по филологии и педагогике. В годы репрессий он был арестован и многие годы провел в лагерях.

     Выдающийся политический деятель Садри Максуди (1879-1957) родился в Приказанье, обучался в Крыму, Турции и во Франции. Он дважды избирался депутатом Государственной Думы, где развернул активную политическую деятельность. Как убежденный противник агрессивной политики России, С.Максуди был включен в жандармский список неблагонадежных лиц. Выступая в Думе, он говорил, что Россия должна быть децентрализованной, что все области должны иметь широкие права в самоопределении и самоуправлении. В Милли Маджлисе он ратовал за культурную автономию татар в составе России. С.Максуди - председатель правительства несостоявшегося Штата. Впоследствии он был вынужден эмигрировать в Турцию, где занимался научной работой, стал профессором Стамбульского университета. С.Максуди избирался депутатом турецкого парламента, был членом турецкой делегации в Лиге Наций.

     Большим влиянием в национальном движении пользовался Габделбари Баттал (1880-1969). Образование он получил в Каире, работал учителем в Троицке, сотрудничал в казанских газетах. В 1917-1918-е годы Г.Баттал сам издавал газеты, в которых печатались материалы, проникнутые национальными идеями. После поражения белого движения он эмигрировал в Турцию, где проводил научные исследования, написал книги, посвященные истории татарского народа. Большие заслуги в национальном движении имел Фуад Туктаров (1880-1938).

     Огромную роль в татарско-башкирском национальном движении сыграл Ахметзаки Валидов - Заки Валиди (1890-1970). Уроженец Уфимской губернии, он работал преподавателем в Казани и в Уфе, начал заниматься политической деятельностью, избирался депутатом Государственной Думы. Во многих событиях, связанных с национальным движением в 1917-1920-е годы, А.Валиди принимал деятельное участие. Он выступал против создания Штата Идел-Урал и Татаро-Башкирской Республики, считая более целесообразным установить связи с Алаш-Ордой. Как руководитель башкирских частей в рядах белой армии, он вел вооруженную борьбу против большевиков. Доверившись обещаниям советской власти, 3.Валиди организовал переход башкирских частей на сторону красных. После этого Валиди больше года вел энергичную борьбу по созданию Башкирской республики. Опасаясь репрессий со стороны Москвы, руководители Башкирской республики в середине 1920 года разъехались из Башкирии. 3.Валиди уехал в Турцию и занялся научной деятельностью. Он написал около 400 научных трудов, которые были опубликованы во многих странах мира. Значительная часть его работ освещает проблемы истории татар. Заки Валиди - это "чистое золото, которое встречается один раз в сто лет" (М.Султангалиев).

     Во всем татарском национальном движении особое место занимает выдающийся сын татарского народа Мирсаит Султангалиев (1892-1940). Его кипучая деятельность в 1917-1918 годы была направлена на создание мусульманской политической партии, мусульманских воинских сил и т.д. Все это должно было обеспечить возрождение государственности татарского народа. Вместе с тем он резко выступал против Штата Идел-Урал и совместно с М.Вахитовым стал организатором его разгрома. Эти два политических деятеля - активные сторонники Татаро-Башкирской Республики, подготовили ее документы при участии некоторых других лиц. В 1918 году были проведены съезд мусульманских учителей, затем конференция мусульманских коммунистов. Было объявлено о создании автономной партии российских мусульман-коммунистов, в руководящие органы которого были избраны оба инициатора указанных совещаний - М.Вахитов и М.Султангалиев.

     Много внимания уделялось вооруженным силам. Первая татарская военная часть была создана еще в 1917 году. В дальнейшем появились подобные части в Перми, Уфе, Казани, Москве, Астрахани. В 1918 году против белых воевали уже мусульманские соединения в составе 50 тысяч бойцов. М.Вахитов и М.Султангалиев организовали выпуск листовок-обращений, брошюр, а также газеты "Кызыл Армия" ("Красная Армия"). В Казани были открыты курсы мусульманских офицеров, удалось создать два батальона из пленных турков.

     Однако все это не привело к желанной цели: одно национальное государство еще в зародыше было уничтожено руками самих татар, другое оказалось пустым обещанием новых властей. В сложившихся условиях М.Султангалиев со всей присущей ему энергией начинает борьбу за фактическое равенство всех народов России. Он занимает посты представителя Татарстана в Москве, председателя Федеративного комитета при народном комиссариате по делам национальностей и т. д. М.Султангалиев не раз довольно резко критикует позиции И.В.Сталина в национальном вопросе. Так, на съезде большевиков в 1923 году он говорит, что предложение И.Сталина не решает национальную проблему, и если не решить ее кардинально, то придется возвращаться к ней. Вскоре после этого М.Султангалиев был арестован и обвинен в антипартийной деятельности. Однако многократные совещания в высших эшелонах власти выявили, что его взгляды находят понимание у многих деятелей. На одном из подобных совещаний представитель Татарстана заявил, что "Султангалиев - самый лучший из нас", а представитель Крыма указал на необходимость немедленного освобождения М.Султангалиева. М.В.Фрунзе отметил, что причиной националистических выступлений является великодержавный шовинизм, что неравноправие и неравенство наций никогда не проходит и не пройдет бесследно. Л.Д.Троцкий заявил, что татары издавна подвергались национальному давлению, что забота о своей нации не является преступлением. И.Сталин бросил реплику: "Татарам земли уж никогда не хватает". Один из руководителей Татарстана Кашшаф Мухтаров прямо взмолился: "Султангалиев - самая популярная личность среди татар... Прошу вас, оставьте нас, татар, в покое уж хотя бы во время обсуждения вопроса о басмачестве!".

     На этот раз М.Султангалиев был освобожден. Сыграло свою роль и то, что государственные деятели, а также периодическая печать Индии, Ирана, Турции, Франции, Англии выступили в защиту М.Султангалиева. Однако термин "султангалиевщина" уже занял свое место в лексиконе партийно-государственных руководителей и в дальнейшем послужил доказательным "аргументом" для уничтожения видных национальных деятелей Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и т. д.

     После нескольких арестов и освобождений Мирсаит Султангалиев был расстрелян. В истории татар эта яркая личность осталась как последовательный борец за равноправие народов.

     
Татары в годы войны

     Отечественная война 1941-1945 годов стала величайшим испытанием для всех народов СССР. Потребовались героические усилия на грани невозможного, чтобы отразить нашествие завоевателей - фашистских агрессоров. Все народы СССР оказались едины в том, чтобы, несмотря ни на что, отстоять независимость этой огромной страны. В героической и самоотверженной борьбе народов татарский народ не был исключением: около 170 татар стали Героями Советского Союза (в процентном соотношении один из самых высоких показателей среди народов страны), почти 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами. "Воины-татары на полях сражений проявляли лучшие качества народа - великую любовь к родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения" (Маршал Л.А.Говоров).

     С первых же дней войны большинство молодых татар оказалось на полях сражений. Чаще всего уходили на войну все мужчины семьи. К примеру, четверо сыновей Хасана Ахметова, шесть сыновей Ибрагима Нугуманова из Татарстана воевали на фронте. Тимерзагит Хайруллин из Башкирии и его взрослый сын Ахметшариф взяли в руки оружие. Почти половина членов Союза писателей Татарстана вместе со своим председателем Мусой Джалилем ушла на фронт. Погибли такие поэты и писатели, как Нур Баян, Фатих Карим, Гадел Кутуй, Мансур Гаяз, Мифтах Вадут, Кашфи Басыров и другие.

     В 1942 году раненый Муса Джалиль попал в плен. Здесь он организовал подпольную группу, которая развернула агитационную работу в легионах, создаваемых из числа военнопленных для участия в боевых действиях против Красной Армии. Группа выпускала листовки с сообщениями об успехах Красной Армии, проводила вечера и т. д. Первый же легион, посланный на фронт, перешел с оружием в руках на сторону советских войск. Группа М.Джалиля начала подготовку ко всеобщему восстанию военнопленных. Однако фашистам удалось напасть на след подпольщиков, и они были арестованы. В Моабитской тюрьме М.Джалиль написал свои последние, бессмертные произведения. Муса Джалиль и члены его группы, в том числе известный татарский писатель Абдулла Алиш, были казнены.

     В тылу врага выпало воевать и Халилю Хайруллину. Убежав из плена, он стал партизаном в белорусских лесах. Затем героически сражался в рядах Красной Армии, стал Героем Советского Союза. Успешно действовал партизанский отряд А.Ш.Усманова под Ленинградом, майор Мурзин командовал партизанским отрядом, действовавшим в Чехословакии. Т.Г.Гайнанов является участником крымского подполья и т. д. В 1944 году из 118 бойцов одного из партизанских отрядов во Франции 51 человек были татарами.

     Защита Брестской крепости вошла в историю войны как показатель невиданного упорства. Оставшись глубоко в тылу врага, лишенные всяческой связи с основными силами, защитники крепости продержались более месяца, выдерживая бесконечные атаки противника. Командовал ими отважный сын татарского народа Петр Гаврилов.

     Легендарный подвиг совершил Александр Матросов. В решающий момент боя он закрыл своим телом вражескую огневую точку. Пожертвовав собой, он спас жизни десяткам своих товарищей. Позже выяснилось подлинное имя героя. Им оказался татарский паренек Шакир Мухамметжанов из Башкирии. Воспитываясь в детском доме, он получил свое новое имя и другую фамилию. Во время войны много бойцов повторило подвиг Александра-Шакира Матросова-Мухамметжанова, в том числе и около 20 воинов-татар (Газинур Гафиятуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов, Мансур Валиуллин, Салахутдин Валиуллин, Ахмет Мухамметов и другие).

     Стали известны и имена тех, кто водрузил первым знамя на куполе рейхстага в Берлине. Гази Загитов - уроженец Башкирии участвовал в боевых действиях с первых дней войны. Во время уличных боев в Берлине он со своей группой первым ворвался в здание рейхстага. Несмотря на ранение, Гази Загитов вместе с М.Мининым под огнем противника сумел подняться на купол и раньше других установить там Красное знамя.

     Разведчик Нурми Шарипов не раз проникал в тыл противника, проводил разведку, захватывал пленных. Во время одного из вылазок во вражеский тыл его группу стал преследовать противник. Тогда Н.Шарипов отправил своих бойцов, а сам остался прикрывать их отход. Окруженный врагами, он подорвал себя и их последней гранатой. Пехотинец Гали Закиров со своими товарищами удерживал плацдарм на берегу Днепра, несмотря на многочисленные атаки противника.

     Артиллерист Ильдар Маннанов во время боя остался в живых один, но продолжал вести огонь, действуя за весь артиллерийский расчет, и отбил все атаки. В течение 36 часов сражался в окружении артиллерийский полк Шамиля Рахматуллина и отражал все танковые атаки до подхода своих частей. Полк выстоял, в этом бою погиб 23-летний командир полка Ш.Рахматуллин. После гибели отца на фронте 17-летний доброволец Сабир Ахтямов прибыл в действующую армию. В одном из сражений он уничтожил десяток единиц боевой техники противника и в 18 лет стал Героем Советского Союза. За время боев артиллерист Заки Шаймарданов лично уничтожил более 60 единиц боевой техники противника.

     Из города Джамбула был призван в действующую армию Нурулла Фазлаев. Под вражеским обстрелом он обеспечил беспрерывную переправу войск через реку Одер. Когда вражеская авиация потопила все понтоны, он соорудил плоты и продолжал переправу. Командир бронекатера Герой Советского Союза Асаф Абдрахманов закончил войну на Дунае. В боях у озера Балатон погиб Зариф Алимов. Последними словами Героя были: "Я отдал все, чтобы моя Родина, мой народ жили свободно и счастливо".

     Героически воевал командир эскадрильи Мисбах Халиуллин. В бомбардировках Берлина еще в 1941 году участвовали летчики Гали Борхан, Габделхай Галиуллин. Более 780 боевых вылетов на ночном бомбардировщике совершила Маргуба Сыртланова. Дважды Героями Советского Союза стали летчики Муса Гареев и общий сын татарского и казахского народов Талгат Бигильдинов.

     Во время войны звание Героев Советского Союза заслужили танкист Гали Шамсутдинов, разведчик Миннулла Гиззатуллин, пулеметчик Гайфутдин Гильмутдинов, матрос-десантник Галлям Мурзаханов и многие другие. Сотни жизней спасли фронтовые медики Асия Ильматова, Сания Фахрутдинова, Сара Камалова и т. д. "Я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою. Этот советский народ снискал себе уважение за выдающееся мужество солдат, всегда вызывающих своей боевой работой... только радость и восхищение" (Маршал Р. Я. Малиновский). По-видимому, не случайно фашистский солдат писал домой о том, что "здесь против нас много татар. Я не хотел бы встречаться с татарином даже во сне".

     В ходе войны выросли опытные командиры из татар. Заки Хабибуллин, Фарид Фатхуллин и другие командовали полками, Сахип Майский - механизированной бригадой. Неувядаемой славой покрыли себя войска генералов Я.Д.Чанышева, Ф.Г.Булатова, П.Г.Шафранова, X.Г.Ганиева. Герой Советского Союза генерал-лейтенант Гани Сафиуллин провел свое сиротское детство в Тургайских степях. Кадровый военный, он принимал участие во всех крупнейших боевых операциях этой войны.

     Под лозунгом "Все для фронта, все для победы" самоотверженно трудился тыл, обеспечивая военную победу. За короткое время в Татарстане были созданы новые производственные мощности, увеличена интенсивность производства. За годы войны промышленность Татарстана в 2-3 раза увеличила выпуск продукции. Огромную роль сыграли молодежные бригады. Только лишь на предприятиях Казани в 1944 году работали более двух с половиной тысяч таких бригад.

     Огромную непосильную тяжесть вынесли на своих плечах жители села. При нехватке техники и рабочих рук они обеспечивали фронт хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией. Пахали на быках, на коровах, тянули плуг и сами люди. От недоедания умирали голодной смертью, но фронт получал свою долю хлеба.

     И в селе, и в городе испытывался острый недостаток опытных рабочих рук. Мужское население работоспособного возраста поголовно оказалось на военном или трудовом фронте, их место заняли женщины, старики и подростки. Доля женского труда в колхозном производстве в 1944 году достигла 80%. Удельный вес молодежи в различных отраслях промышленности равнялся 50-70%. Вот они ценой непосильного труда и лишений обеспечили фронт всем необходимым для победы.

     По всей стране был развернут сбор средств у населения на нужды Красной Армии. Сельские жители Татарстана собрали сто миллионов рублей на строительство танковой колонны "Колхозник Татарии". Еще столько же было собрано на постройку эскадрильи боевых самолетов "Советский Татарстан". На личные деньги татарстанцев были построены и отправлены на фронт около 200 танков и более ста самолетов. В г. Зеленодольске было собрано два миллиона рублей на постройку боевых кораблей. Постоянно отправлялись на фронт теплые вещи для воинов, собираемые у населения. Известные татарские артисты создавали фронтовые бригады и выступали перед бойцами в боевых порядках.

     В тыловых городах были открыты госпитали, много их было в Казани, Уфе и т. д. Татарстан приютил немалое число беженцев из западных районов СССР. Многие нашли здесь свою вторую родину. Когда началось освобождение ранее оккупированных земель, Татарстан отправлял туда эшелоны с оборудованием, продовольствием, одеждой. Бескорыстная помощь татарстанцев вызывала искреннюю благодарность тех, кто испытал все трудности и лишения вражеской оккупации.

     Подобная деятельность была характерна для всех татар, где бы они ни жили. Как и все граждане СССР, татары восприняли защиту единой страны в качестве своего кровного дела. И на фронте, и в тылу они сделали все возможное и невозможное, чтобы отстоять независимость этого государства.

     
Сценическое искусство и литература

     Первым автором татарской драмы является, вероятно, Габдрахман Ильяси. В 1886 году он написал драму "Бичара кыз" ("Бедная девушка"), в следующем году она была поставлена на домашней сцене автора. Первые публичные театральные представления на татарском языке организовал Габдулла Кариев (Минлебай Хайруллин) в 1906 году. Драматург, артист и режиссер, он в 1908 году создал в Казани первую профессиональную татарскую театральную труппу "Сайяр" ("Передвижник"). В 1912 году появился татарский театр "Нур" ("Луч") в Уфе, затем "Ширкат" ("Товарищество") - в Оренбурге, театральная труппа в Астрахани и т. д. В 1920-е годы был создан Челябинский татарский театр. Этот кочевой театр действовал до 1941 года. В 1930-е годы работал татарский театр в Троицке и т.д. Позже в Казани были открыты театр оперы и балета, филармония и драматический театр. В 1990-е годы в Татарстане работали уже 12 профессиональных театров.

     В свое время Г.Тукай поддерживал искренние дружеские отношения с артистами труппы "Сайяр", в том числе со знаменитой актрисой Сахибджамал Гиззатуллиной. Здесь же выступал известный певец, исполнитель музыкально-драматических ролей Ситдик Айдаров вместе с Ашраф Синяевой. В создании труппы "Ширкат" активно участвовал выдающийся артист Мухтар Мутин (1886-1941). Он играл здесь главные роли, освоил не только национальный татарский репертуар, но и репертуар русской и западноевропейской сцены. Он является родоначальником романтического направления в татарском театре. В указанных труппах выступали также Нурый Сакаев, Вали Муртазин, Зайни Султанов, Сара Байкина и другие. Выдающийся артист Халиль Абжалилов был на сцене более трех десятков лет, создал большое количество незабываемых образов. Его считали таким талантом, который появляется не чаще одного раза в столетие.

     В репертуаре первых театров были произведения Идриса Богданова, Фатхи Бурнаша, Шамиля Усманова, Габдрахмана Мангушева и других. Особой популярностью пользовались произведения классиков татарской драматургии Галиасгара Камала, Карима Тинчурина, Мирхайдара Файзи, Накыя Исанбета, Тажи Гиззата. Татарская драматургия последних десятилетий связана с именами Р.Ишмурата, Т.Миннулина, X.Вахита, А.Гиляжева, Ш.Хусаинова и других.

     В годы советской власти сформировались выдающиеся артисты Габдулла Фаткуллин, Фатима Ильская, Ильяс Аухадиев, Хидаят Султанов, Заки Валиев, Фоат Тагиров, Анвар Нагаев, Амина Садыкова, Альфия Галимова, Шакир Мажитов и многие другие. Непревзойденным мастером игры на гармони был Файзулла Туишев. Его традиции продолжили Файзи Садыков, Азгар Абдуллин и т. д. Высокого уровня исполнительского мастерства достигли певцы Гульшат Сайфуллина, Ситдик Айдаров, Азат Аббасов, Галия Гафиятуллина. Своим песенным мастерством завоевали любовь народа Усман Альмеев, Фахри Насретдинов, Сулейман Юсупов, Фарида Кудашева, Гульсум Сулейманова, Альфия Афзалова и другие. Уникальное явление в татарском песенном искусстве представляет собой Ильгам Шакиров.

     Нужно отдать должное художественной самодеятельности, она сыграла значительную роль в сохранении этнического единства народа, особенно в среде татар вне Татарстана. Кружки художественной самодеятельности стали распространяться в начале XX века, и особенно - после 1917 года. К примеру, в 1919 году в Казани действовали около сотни таких кружков. 30-е, 50-60-е годы были годами наибольшего расцвета самодеятельного сценического искусства. Кружки возникали во всех регионах СССР, где проживала значительная масса татарского населения. Даже в небольших городах создавались кружки художественной самодеятельности и татары приобщались к сценическому искусству своего народа.

     Выросли выдающиеся композиторы из татар. Композитор Захид Яруллин является организатором первого татарского струнного оркестра в Казани. Семья Яруллиных дала народу еще двух композиторов - Мирсаита и Фарита. Фарит Яруллин написал музыку знаменитого балета "Шурале" по мотивам одноименной сказки Г.Тукая. В 1925 году на сцене была поставлена первая татарская опера "Сания" Султана Габаши и Газиза Альмухамметова. Оркестровка оперы была написана Василием Виноградовым. В 1934 году поставлена опера "Качкын" ("Беглец"), музыку которой написал Нажиб Жиханов, либретто - Ахмет Файзи. Появились музыкальные произведения Салиха Сайдашева, Жаудата Файзи, Мансура Музаффарова, Загида Хабибуллина. Незабываемые мелодии, любимые народом, создали С.Садыкова, Р.Яхин, А.Бакиров, А.Монасыпов, А.Даутов и другие. София Губайдуллина получила признание как "один из самых талантливых композиторов" (В.И.Холопов). Во многих странах мира проводятся фестивали в ее часть, о ней пишут книги, снимают кинофильмы. Американская пресса отмечает, что С.Губайдуллина "превратилась в самую крупную фигуру всемирной музыки".

     Национальная татарская литература объединяла многих выдающихся представителей своего народа. Их произведения были проникнуты национальным колоритом и народным духом. В них проявлялась глубокая любовь к своему народу и в то же время - душевная боль за его угнетенное состояние. Справедливы были также многие упреки поэтов и писателей в адрес служителей ислама. Определенные позиции священнослужителей, направленные на сохранение народа как обособленного организма, со временем пришли в противоречие с потребностями развития этого народа в сообществе с другими народами.

     На рубеже XIX-XX веков появилась целая плеяда татарских поэтов и писателей, которые продолжали свою творческую деятельность и в советское время. К примеру, Сагит Сунчаляй еще до 1917 года опубликовал сотни стихотворений, а также переводов произведений русских поэтов на татарский язык. Он работал позже в Уфе, в Крыму, в советских посольствах за рубежом. Как друг М.Султангалиева он был репрессирован. Другой писатель - Газиз Губайдуллин является также и ученым. Он - автор нескольких монографий по истории и литературе. Профессора Бакинского университета Г.Губайдуллина также не обошла слава "националиста", что привело к его безвременной смерти.

     Галиасгар Гафуров-Чыгтай - писатель и публицист, долгие годы был редактором московского журнала "Наука и религия". Известная поэтесса Магруй Музаффарова была педагогом и журналистом. В те же годы творил видный писатель Махмут Галяу.

     Классик татарской и башкирской литературы Мажит Гафури (1880-1933) воспевал борьбу за свободу и счастье народов. Он является автором поэтических произведений высокого гражданского накала. Его проза была направлена против социальной несправедливости и гнета. Произведения, полные оптимизма, создал Шариф Камал (1884-1942). Писатель, публицист и политический деятель Гаяз Исхакый (1878-1954) указывал, что литература должна служить делу развития нации. Вынужденный эмигрировать, он продолжал создавать литературные произведения, проникнутые заботой о судьбах татарского народа.

     Богатое литературное наследие оставил писатель, историк и публицист Галимжан Ибрагимов (1887-1938). В молодые годы он учительствовал в казахских аулах. Вероятно, уже тогда возник замысел будущего романа "Казакъ кызы". Позже Г.Ибрагимов преподавал в уфимском медресе "Галия". В тот период там обучались Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин и другие казахские шакирды. В первые советские годы Г.Ибрагимов занимал пост заместителя председателя мусульманского комиссариата в Москве. Он активно выступал за большевизацию татарского национального движения, позже резко критиковал татарских эмигрантов. Признанный писатель стал одним из первых Героев труда, но и это не спасло его от репрессий тех лет. На волне Г.Ибрагимова пострадали многие, в том числе и начинающий поэт Ибрагим Салахов - уроженец Кокшетау. И.Салахов прошел все круги ада в лагерях. Ему посчастливилось вернуться живым и он сумел стать широко признанным писателем.

     Выдающийся поэт Хади Такташ (1901-1931) известен как поэт-трибун. Много места в его произведениях занимает боевой наступательный, бунтарский дух, а также особый самобытный юмор. Поэтические произведения особого философского звучания создал Хасан Туфан. Признанными мастерами песенного жанра в татарской поэзии стали С.Хаким, А.Исхак, Г.Зайнашева, А.Ерикей, 3.Мансур и другие. Широкого признания получила поэзия Ш.Маннура, С.Баттала, Н.Даули, М.Садри, И.Юзеева, 3.Ярмаки, 3.Бурнашевой, К.Булатовой, А.Рашита, Г.Афзала, А.Юныса. Особое место занимает проза К.Наджми, Г.Баширова, А.Расиха, Г.Губая, И.Туктара, И.Гази, М.Амира, Ф.Хусни, А.Шамова, А.Галиева, Г.Ахунова, С.Сабирова, Г.Кашшафа, М.Хабибуллина, Р.Мустафина и других.

     На 1980 год произведения татарских поэтов и писателей были переведены на 53 языка. По количеству переводов на другие языки татарская литература занимала пятое место в СССР.

     Сценическое искусство и литература внесли достойный вклад в дело сохранения языка и этнического единства татар.

     
Татарское население и язык

     Кровавое завоевание Казанского ханства и последующая планомерная политика российских властей привели к тому, что татары стали национальным меньшинством на своей исторической родине. Гражданская война прошла огненными волнами по территориям, населенным татарами. Государственные власти постоянно рассеивали и расчленяли этот народ. Поэтому к 1920 году на территории Татарстана числилось всего лишь 1,45 миллионов татар. К 1926 году татарское население Татарстана сократилось до 1,27 миллионов человек (В то же время 51% населения Волго-Уральского региона составляли татары). Голод начала 1930-х годов унес жизни значительной части населения СССР. Один из сельских жителей Татарстана писал в те годы, что из 3250 жителей села в живых осталось 500, а из 500 лошадей - всего 50.

     Лишь к началу 1940-х годов численность татарского населения в Татарстане приблизилась к показателям 1920 года. Однако война 1941-1945 годов опять унесла миллионы жизней. Показатели 1920 года были достигнуты снова лишь к началу 1970-х годов. Таким образом, в продолжение полувека не было фактического роста татарского населения в Татарстане. В этом сыграли свою роль и другие факторы. К примеру, в годы репрессий почти полностью была уничтожена интеллектуальная элита - почти 90% татарской творческой интеллигенции. В конце 1930-х годов в тюрьмах и лагерях страны находилось около 40 тысяч татар.

     В СССР широко практиковалось организованное переселение народов. Рабочих-татар вербовали для работы в различных районах страны, одновременно в Татарстан прибывали рабочие, завербованные в других районах. Например, в 1949 году было организовано переселение в Карелию, в 1952 году по пять тысяч человек из Татарстана переселились в Забайкалье и Архангельскую область по организованному набору. В поисках лучшей доли татарская молодежь уезжала из республики, особенно на предприятия добывающей промышленности. В 1923 году на шахтах Донбасса было уже восемь тысяч рабочих-татар, Москвы и Московской области, а также Царицынской области - по пять тысяч, Иркутской - три тысячи и т. д. Руководители Донбасса отмечали, что "татары в Донбассе принадлежат к наиболее квалифицированным рабочим и представляют ценную часть его рабочей силы".

     Все это привело к тому, что за годы советской власти татары в Татарстане ни разу не составляли даже половины его населения.

     В несколько ином виде, но советская власть продолжала традиционную русификаторскую политику. Со временем она стала важнейшим элементом государственной идеологии: было объявлено о создании новой исторической общности людей - советского народа. Была развернута официальная государственная борьба против религии, особенно - против ислама. Чрезвычайного накала эта борьба достигла в начале 1930-х годов. В 1930 году с гордостью за содеянное было доложено в Москве, что в СССР закрыты 10 тысяч мечетей из 12 тысяч существовавших, закрыты 87% всех мусульманских епископатов, 90-97% мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять религиозный культ. Борьба против ислама сопровождалась сожжением старинных книг. Хранение книг, написанных арабской графикой, грозило тюремным заключением. Немало этих книг в свое время было привезено из Стамбула, Каира и т. д. обучавшимися там шакирдами и студентами. Большинство мусульманских священнослужителей и члены их семей оказались в тюрьмах, лагерях, были сосланы в далекие края навечно.

     Следует отметить неоспоримые заслуги многих служителей религиозного культа перед своим народом. К примеру, уроженец Оренбуржья шейх Зайнулла Расулев (1835-1917) основал медресе "Расулия" в Троицке, где вводил новые методы обучения. Он подвергался гонениям со стороны царских властей, его отправляли в ссылку. В 1941 году его сын был назначен главой мусульманского Духовного управления в Уфе и проделал значительную работу по поддержанию духа народа в тяжелые годы.

     Выдающейся личностью был Галимжан Баруди (1857-1921) - педагог, просветитель, философ и религиозный деятель. Он является основателем знаменитого медресе "Мухаммедия" в Казани, где проработал три с половиной десятка лет. Автор нескольких религиозно-философских трудов, а также многих учебников, он основал татарский журнал. После отбытия двухлетней ссылки Г.Баруди посетил Турцию и арабские страны. Образованнейший человек своего времени, он собрал личную библиотеку, содержащую более четырех тысяч книг. В 1917 году он был избран главой мусульман в Уфе и занимал этот пост до своей смерти. На этом посту его сменил Ризаэтдин Фахретдин - видный писатель и педагог. Он приложил много сил для смягчения давления властей на верующих, способствовал направлению молодежи на учебу за границу. Некогда он основал журнал "Шура" и руководил им в течение десяти лет. На новом посту он продолжал свою литературную деятельность и научные изыскания. Р.Фахретдин является автором 14-томной научно-биографической энциклопедии, его книга по проблемам воспитания выдержала восемь изданий. Самый популярный и авторитетный мусульманский деятель СССР, он в 1926 году был избран вице-президентом Всемирного исламского конгресса. Вот такие люди стояли на высших постах мусульманской иерархии. Это были достойные продолжатели прогрессивных традиций своих предшественников, озабоченных выживанием своего народа.

     В 1920-е годы произошел второй бум татарской периодики. Число газет на татарском языке достигло 500, выходило до сотни татарских журналов. Развернутая в 1930-е годы борьба за всеобщую грамотность населения также сыграла свою роль, способствуя повышению уровня грамотности татар. Однако власти не позволили тюркским народам идти к всеобщей грамотности прямым путем, без зигзагов. В 1928 году арабская графика была объявлена пособником ислама и начат переход на латиницу. В результате такого шага татарский народ оказался почти поголовно неграмотным, хотя в 1926 году татары занимали первое место среди народов СССР по процентному показателю умеющих читать и писать. Через 12 лет подобный опыт повторен вновь: начался переход на кириллицу, что опять превратило татар в неграмотное население.

     В то же время следует указать на огромную заслугу советской власти в распространении грамотности среди населения и повышения уровня его образованности. В 1930 году было принято решение об обязательном начальном образовании в СССР, в 1949 году - о семилетнем, в 1958 году - о восьмилетнем. К середине 1970-х годов в СССР практически уже было осуществлено обязательное среднее образование населения. Образовательные услуги были бесплатными сверху донизу, равными и светскими, имели только государственное финансирование. Открывались новые школы и другие учебные заведения. К примеру, в 1980 году в Татарстане действовали 2270 школ. Еще в 1921 году в Татарстане были открыты первые восемь педагогических техникумов, затем их число неуклонно возрастало. В начале 1990-х годов в Татарстане уже действовали 19 вузов (63 тысячи студентов), 65 средних специальных учебных заведений (60 тысяч обучающихся), 2500 общеобразовательных школ и гимназий (570 тысяч учащихся). Татарская молодежь получила возможность повышать свой образовательный уровень, в 1959 году грамотность населения Татарстана составляла 98,5%.

     Однако почти абсолютное подавление исламской религии, массовое внедрение русского языка поставили татарский язык в чрезвычайно трудное положение. При чуть ли не абсолютном вытеснении татарского языка из сферы городского применения лишь здоровый консерватизм сельского жителя оставался хранителем родного языка. Но со временем даже на селе началось вытеснение татарского языка, прежде всего, из школ: полная невостребованность татарского языка вынуждала обучать детей по-русски, с самого детства отрывая их от родного языка. Если в 1932 году общеобразовательные школы СССР работали на 102 языках, то в 1988 году - уже лишь на 39 языках.

     Во всех видах деятельности первичным становилось знание русского языка, без чего даже не всегда можно было пользоваться своим правом на бесплатное образование. Например, в 1947 году 18% выпускников средних школ не смогли поступить в вузы только из-за недостаточного владения русским языком. Из-за массового "перемешивания" народов единственным, понятным для всех, языком становился русский. Это вызывало несколько презрительное отношение к татарскому языку, как к чему-то неполноценному, что заставляло городских татар быстрее избавляться от него. Шло ускоренное исчезновение языка. А если "исчезает язык - народа нет более" (К.Д.Ушинский). В самом деле, в 1926 году в СССР насчитывалось около 200 народов и национальностей, а в 1979 году - лишь немногим более ста. Татарский язык ожидало исчезновение и забвение.
     
 
Hosted by uCoz