ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

     
Подъем национального движения

     В 1980-е годы произошел заметный рост национального самосознания народов СССР. Этому объективно способствовали имперская политика властей, неумение учитывать естественные чаяния нерусских народов, стремление ускоренного уничтожения национальных различий и т. д. Объявленный в 1985 году курс на гласность и открытость, на новое мышление стал своеобразным толчком к появлению и развитию национальных движений. Они выступали под лозунгом возрождения национальной культуры, сохранения национального языка и т. п. Национальные движения стремились стать реальной преградой усиливающемуся процессу ассимиляции своих народов. Эти движения принимали различные организационные формы. Национальные организации татар нередко формировались на базе имеющихся кружков художественной самодеятельности, клубов родного языка, татарской песни и т. д. Наиболее распространенным наименованием для них стал общественный или культурный центр. В течение нескольких лет такие татарские центры возникали почти во всех регионах СССР. Например, в 1989 году на базе татарского фольклорного ансамбля "Сарман" был создан Алматинский городской татарский культурный центр. Впоследствии татарские и татаро-башкирские культурные (общественно-культурные) центры появились во многих областях и городах Казахстана. Затем была образована ассоциация этих центров.

     Важное значение для всего татарского народа имело организационное оформление национального движения в Татарстане. Здесь движение приняло особо активные формы и стало оказывать заметное давление на властные структуры. Как и во многих регионах, в Татарстане ширилось движение за создание суверенных государств вместо бесправных республик, т. к. суверенное государство может создать условия для выживания и сохранения данной национальности. Последующие политические события в Татарстане, связанные с коренными национальными интересами татар, как единого народа, зависели не только от властей республики. В значительной степени толчком для них служили действия национальных движений.

     К концу 1980-х годов среди лидеров национального движения окрепло понимание необходимости его организационного оформления. В феврале 1989 года в Казани был созван первый курултай, который принял устав Татарского общественного центра, определил его структуру, основные цели и задачи, избрал президиум организации. Один из основателей центра Марат Мулюков стал ее президентом. Была развернута значительная пропагандистская работа, инициатором и активным участником многих политических акций в Казани стала вся организация. Были установлены связи с татарскими центрами вне Татарстана и вскоре организация была преобразована во Всетатарский общественный центр.

     Этот центр считает своей основной стратегической целью -возрождение суверенного государства Татарстан. Для реализации этой цели организация предпринимает совместные действия с другими общественными движениями - с Комитетом беженцев и вынужденных переселенцев, с ассоциацией "Просвещение", "Жамгияти хайрия" и т. д. Выпускаются газеты на татарском и русском языках. Сходную задачу ставит перед собой общественное движение "Суверенитет" (лидер движения - Амир Махмуд), созданный в 1990 году. Движение выпускает одноименную газету. С подобными целями и задачами действуют также общественные организации - общества "Марджани", "Азатлык" ("Свобода"), "Намус" ("Честь"). Создание независимого государства поставлено на первый план в программных документах общественно-политического движения "Иттифак" ("Единство"). В 1995 году создана также Партия независимости Татарстана.

     В феврале 1992 года был проведен первый курултай всего татарского народа, в работе которого участвовали представители национальных движений многих регионов. Был избран Милли Маджлис (Национальное Собрание) под председательством известной писательницы и общественного деятеля Фаузии Байрамовой. Милли Маджлис должен был стать общественным парламентом всего татарского народа. Была образована Всемирная Лига татар (председатель лиги - Гали Акыш). С целью укрепления культурных связей между тюркскими народами в 1991 году создана Ассоциация тюркских народов в Казани. Однако национальное движение в целом с самого начала не сумело стать объединенной, единой силой. Эта раздробленность заметно снижает результативность действий движения. В то же время общественные акции национальных движений сыграли свою роль в период подъема национального движения и стали важным фактором, обуславливающим принятие известных решений властей.

     30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана принял Декларацию о государственном суверенитете и объявил Татарстан союзной республикой в составе СССР. Это решение перекликается с известным решением 1920 года и полностью соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах. К этому пакту присоединилось большинство стран мира. Пакт устанавливает, что: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... Постановления настоящего Пакта распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий".

     Однако объявление суверенитета было встречено шовинистами в штыки. Началось усиленное идеологическое и экономическое давление на республику. В этих условиях руководители Татарстана сумели проявить выдержку и действовать в духе принятого решения. В феврале 1991 года было открыто постоянное представительство Татарстана в Москве. 12 июня 1991 года был избран первый Президент Татарстана. Им стал Минтимер Шаймиев, заслуживший доверие почти 71% избирателей, участвовавших в голосовании. Одним из первых своих указов Президент объявил все предприятия на территории республики имуществом Татарстана. Началась подготовка к подписанию нового союзного договора, в которой руководство республики планировало вступить как один из прямых субъектов нового федеративного государства.

     В результате известных событий 19-21 августа 1991 года (получивших название "Августовский путч") союзный договор не был подписан. Вскоре руководители России, Украины, Белоруссии совместно объявили о расформировании СССР, хотя общесоюзный всенародный референдум и высказался за сохранение общего государства - СССР. В этих условиях Верховный Совет Татарстана принял решение об акте суверенитета и обратился в ООН с просьбой о приеме в эту организацию.

     7 февраля 1992 года был утвержден герб Татарстана в виде крылатого барса - древнего герба булгар. На гербе изображен также щит - признак защищенности и восьмилепестковая астра - признак Солнца и долгой жизни. Крылатый барс находится в трехцветном круге, где использованы цвета государственного флага Татарстана. Красная полоса флага - цвет Солнца, древние тюрки считали этот цвет символом мощи и торжества жизни. Зеленая полоса - цвет весенне-летней природы, считался признаком молодости. Белый цвет флага олицетворяет чистоту и бескорыстие, мирную жизнь.
     
      Для выявления отношения населения к указанным действиям было решено провести референдум с вопросом: "Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" Шовинистические круги развернули настоящую войну в средствах массовой информации, агитируя людей против референдума, против суверенитета Татарстана. Российские власти попытались запретить проведение референдума. Несмотря на все это, референдум состоялся 21 марта 1992 года. В нем приняло участие 82% граждан, имеющих право голоса. 61,4% из них ответили "Да" на поставленный вопрос. Тогда татарское население республики составляло всего лишь 48%. Значит, поддержку политике суверенитета Татарстана оказали русские, чуваши, марийцы и другие народы, населяющие республику. За проведением референдума наблюдали представители многих международных организаций, других республик, татарской общественности со всего мира. В частности, наблюдателями от татар, проживающих в Казахстане, на референдуме были Мурат Каримов, Бахтияр Табиев, Гриф Хайруллин.

     В июне 1992 года в Казани был проведен Всемирный конгресс татар, в котором участвовало более 1100 человек из различных регионов мира. Конгресс принял обращение к всемирным организациям с просьбой признать суверенитет Татарстана. Был создан Исполком конгресса (председатель - Индус Тагиров), который в своей деятельности должен был преследовать цели - сохранение татарского народа и восстановление суверенного государства. В том же году была образована Ассоциация национально-культурных обществ Татарстана.

     6 ноября 1992 года принята новая Конституция Республики Татарстан, которая узаконивает положение Татарстана как суверенного государства, субъекта международного права. Указывается, что Татарстан - государство, ассоциированное с Россией.

     Власти Татарстана проводят взвешенную экономическую политику. Президент М.Ш.Шаймиев считает, что политические и социальные реформы не имеют никакой ценности, если они не работают во благо народа. Подобная политика властей, а также стабильность в республике (которая немало зависит от действий национальных движений) привлекают в Татарстан немало жителей других регионов. 60% лиц, переселившихся в Татарстан за последние годы, это люди татарской национальности. Благодаря в основном этому факту татарское население республики в 1996 году стало составлять более 50%.

     
Казахстан и татары

     В народной памяти веками сохранялись предания об общих корнях тюркских народов. Определенная часть того или иного народа в иных исторических ситуациях искала убежища и защиту среди родственного себе другого народа. Вплоть до XIV века такое движение, скорее всего, было преимущественно направлено из Азии в Европу. Однако все более усиливающаяся русская экспансия со всеми сопутствующими ей явлениями, изменила направление этого движения. Первая крупная волна из Поволжья на Урал, в Сибирь, в Казахстан и в Среднюю Азию началась сразу же после трагедии 1552 года. Бессмысленное кровопролитие и грабежи победителей при подавлении очередных народных восстаний опять вызывали новые, большие или малые, потоки беженцев в просторы Казахстана.

     Нередко татары уходили в казахские земли, не выдержав налогового бремени или избегая солдатчины. Говорят, что жители некоей татарской деревни целиком снялись с места и двинулись в эти края. Наконец, они добрались до местечка Лепсы (в современной Талдыкорганской области). Здесь они приняли русские, казахские фамилии, дабы ввести в заблуждение ищеек царской власти. Так они спасли своих сыновей от солдатчины. В этих местах и сегодня немало татар, носящих русские и казахские фамилии.

     У местного населения татары .чаще всего находили доброжелательное отношение, приюти степное гостеприимство. В свою очередь, татары приносили сюда свою культуру оседлой жизни, приверженность к исламу и высокий уровень грамотности. В XVIII веке казахи и народы Средней Азии стали применять татарский сабан, считая его лучшим орудием пахоты. Некий татарский купец Ахметов привез казахам Среднего Жуза инструменты и посевной материал. Через два года казахи с благодарностью писали купцу, что они теперь избавлены от голода; русское правительство наградило купца медалью.

     Довольно интенсивным был торговый обмен между Поволжьем, Уралом и Казахстаном. Торговля также приводила к появлению булгаро-татарского населения в этих краях. В различных казахских поселениях (особенно в связи с оживлением торговли начиная с XVIII века) стали появляться постоянные торговые точки, затем и мечети с муллами. При мечетях открывались мактабы и медресе, в которых обучались и татарские, и казахские дети. Еще в те годы на караванных путях появился Кызылъяр (Петропавловск). Недалеко от города было образовано торговое место, где построили также и мечеть. Здесь развернули свою работу предприниматели Бирушев, Муратов, братья Табиевы, а в Семипалатинске - братья Мусины, в Верном - И.Габделжаппаров, отец и сын Каиповы и т. д.

     В XIX веке резко увеличилось проникновение татарских предпринимателей в Казахстан, расширялись взаимосвязи татар и казахов. Эти два народа "издревле связывали не только культурная общность, но и реальная экономическая жизнь ... только на оренбургский меновой торг еще в конце прошлого столетия из казахской степи ежегодно прибывало до полумиллиона овец, десятки тысяч голов крупного рогатого скота, поступали мерлушки, сырье, кожи домашних животных, пушнина, соль, топливо и т. д. ... более века назад татарские купцы Яушев, Якупов, Абдрашитов и другие совместно с казахскими партнерами открывали салотопни, мыловарни, скотобойни, склады, торговые дома в Кустанае, в Актюбе, Иргизе, Карабутаке и т. д. ... Торгово-предпринимательские связи имели большое развитие и уже тогда носили обоюдовыгодный характер" (Н.А.Назарбаев).

     Поддержка торговли с Казахстаном со стороны российских властей была связана не только с экономическими целями, торговля должна была облегчить российское проникновение в Казахстан и в Среднюю Азию. В имперских планах Казахстану отводилась значительная роль: появилась грандиозная идея создать четвертую Россию. Предполагалось провести ускоренную христианизацию населения края и преобразовать Казахстан в Желтороссию в дополнение к собственно России, Малороссии (Украине) и Белоруссии.

     В начале 1860-х годов три брата - мелкие торговцы из поселка Каргалы (Сеитово под Оренбургом) начали привозить из Казахстана шкуры, шерсть, скот. Это дало им возможность расширить торговлю. Один из братьев со своей конторой расположился в Казани, другой - в Оренбурге, третий - в Казалинске. Братья считали, что просвещение - верный путь спасения от голода и нищеты. Один из них открыл медресе в Оренбурге, другой - Гани Хусаинов - курсы по подготовке учителей для работы по новому методу обучения детей. Позже Г.Хусаинов создал женские учительские курсы на свои средства, оплачивал труд учителей на курсах. За один лишь 1897 год он подготовил более ста учителей для работы по-новому и распределил их по два человека на каждый мусульманский уезд от г. Касимова до г. Ташкента.

     Особую роль сыграли татары в повышении уровня грамотности населения в XIX - начале XX века. При отсутствии разветвленной сети государственного образования в Казахстане именно татары стали главными распространителями грамоты среди казахского населения. В середине XIX века в одном только Семипалатинске действовали 7-8 татарских медресе. Немало казахских юношей получало образование в татарских медресе Оренбуржья, Поволжья и Приуралья. В.В.Радлов указывал, что сотни молодых казахов, "которые получили начальное образование дома, теперь идут учиться в татарские медресе в Северной России". Он же отмечал, что медресе Стерлибаш (на территории современной Башкирии) ежегодно принимает до 150 казахов, обучающихся здесь по крайней мере десять лет; что такое явление здесь продолжается в течение нескольких десятков лет.

     С появлением государственных учебных заведений для мусульман казахи получили возможность обучаться и в таких заведениях. К примеру, в 1872-1919 годы в Казанской учительской семинарии получили знания более полутора тысяч молодых татар, башкир, казахов и некоторых других. Татары-меценаты нередко отправляли молодежь для учебы в Турцию и в Аравию. По инициативе татарских благотворительных организаций были созданы библиотеки в Верном, Петропавловске, Капале, Ташкенте, Коканде, Пржевальске, Баку и т. д.

     Образованные казахи того времени начальное обучение проходили под руководством татарских мулл, в татарских медресе. К примеру, Абай Кунанбаев учился сначала у аульного татарского муллы, затем продолжал свое образование в Семипалатинском татарском медресе. Часть казахской интеллигенции была недовольна подобным положением. Она стремилась приблизить свой народ к русской культуре и образованию. Другие считали целесообразным сохранить мусульманское образование. Известны случаи оказания значительной материальной поддержки медресе со стороны казахских купцов и предпринимателей, обеспокоенных проникновением христианства через распространение русского языка в казахской среде.

     Через татар проникло в Казахстан театральное искусство. Еще в 1918 году группа самодеятельных татарских артистов организовала сценические выступления в г. Петропавловске. Культурно-просветительское общество татар Семипалатинска "Маданият" ("Культура") организовало театральную труппу. Там же появилась затем и казахская любительская группа. Татарские самодеятельные группы были организованы также в Кустанае, Атбасаре, Павлодаре, Уральске и т. д. В 1919 году приехал в Верный татарский актер X.Уразиков. Он организовал здесь труппу под названием "Театр имени Г.Тукая". С начала 1920-х до конца 1930-х годов в Алма-Ате работали татарский театр рабочей молодежи, татарские театральные группы при Казпотребсоюзе, при зооветеринарном техникуме и при татарской школе. В татарских сценических выступлениях делали свои первые шаги на сцене многие будущие знаменитости: К.Байсеитова, К.Бадыров, К.Кармысов, Ш.Мусин и другие. Перед казахской и татарской аудиторией выступали с гастролями театральные труппы "Сайяр", "Нур" из Уфы и т. п.,

     С Казахстаном были связаны имена многих выдающихся представителей татарского народа. Одной из таких личностей является ученый и дипломат, знаток азиатских языков Шагимардан Ибрагимов (1840-1892). Он подружился с выдающимся сыном казахского народа Чоканом Валихановым еще в годы совместной учебы в Омском кадетском корпусе. Эта дружба продолжалась позже, когда Ш.Ибрагимов работал в Петропавловске. Он стал первым редактором газеты "Туркестанские края" в 1870-1881 годы, выходящей па узбекском и казахском языках (Позже на этом посту его сменил другой татарин - X.Чанышев). Ш.Ибрагимов оказывал практическую помощь ученым, собирающим материалы о жизни казахского и других народов Туркестанского края. Он написал несколько статей, посвященных традициям и судопроизводству казахов, казахскому народному фольклору. Ш.Ибрагимов составил и опубликовал "Толковый словарь бытовых и традиционных слов казахского языка". Объясняя цель этих своих изысканий, он писал, что хочет собрать и дать в целом виде сведения о быте и традициях того народа, с которым ему часто приходилось общаться; что казахский народ всегда вызывал у него лучшие чувства, а в характере этого народа он видел много светлых качеств.

     Упомянутый выше Хусаин Фаизханов занимался также проблемами казахского языка. Именно он определил, что язык эпоса "Манас" не является казахским. Он вел переписку с И.Алтынсариным, с Ч.Валихановым. В одном из писем к последнему он сообщает, что во время своей поездки в степи им собрано более двух тысяч казахских слов, много фраз, а также сказок, пословиц, песен и т. д., и благодарит Ч.Валиханова за переданные материалы. Смерть помешала ученому завершить работу по составлению казахско-русского словаря.

     Выпускники отделения восточных языков С.-Петербургского университета проникались идеями своих преподавателей, подобных X.Фаизханову. Именно поэтому влиятельный деятель российского просвещения того времени Н.И.Ильминский считал этих студентов непригодными для работы в азиатских окраинах, т. к. "они изучают литературу, историю и этнографию азиатских народов объективно и переносят на них свое сочувствие". Н.И.Ильминский был убежден, что в работе с азиатскими народами недопустимо сочувствие, а потому не должно быть объективного изучения культуры этих народов.

     Абубакир Диваев (1856-1933) исследовал языки и этнографию народов Казахстана и Средней Азии. Автор многих научных трудов, он в последние годы был профессором Ташкентского университета. В течение 44 лет проработал доктором в Туркестанском крае Ханафи Батыршин (1837-1912). Это - один из первых татар, имеющих высшее медицинское образование.

     Любимым поэтом татар, казахов и башкир был Мифтахетдин Мухаммедьяр-улы (1831-1895). Уроженец Белебеевского уезда, он работал учителем в Казахстане. Известный певец-акын, он был наречен казахской беднотой Акмуллой.

     Немало видных деятелей татарской культуры, искусства и литературы является уроженцами казахской земли. Например, Галим Акчурин (1890-1938) был учителем в своем родном городе Петропавловске. В работе Милли Маджлиса в Уфе (1917 год) он участвовал как представитель данного края. Акрам Галимов (1892-1913) родился в Кустанае, писал свои поэтические произведения на татарском и казахском языках. Он был секретарем журнала "Айкап", выходящего в Троицке на казахском языке. Всего лишь 28 лет прожил другой поэт Ахмет Уразаев-Курмаши, работавший учителем в Петропавловске. Его поэтические произведения также написаны на двух языках. Друг Г.Тукая, известный педагог и журналист Габдулла Гыйсмати родился в Кустанае. Он является автором нескольких учебных пособий.

     В Казахстане родились видные татарские поэты Нури Арслан и Махмут Хусаин, а также выдающийся татарский композитор Нажиб Жиханов. В Казахстане раскрылись таланты целого ряда творческих личностей-татар: композитора Латыфа Хамиди, певцов Ришата и Муслима Абдуллиных, дирижера Фуата Мансурова и т. д. Здесь родился и здесь творит свои сочинения видный татарский писатель Ибрагим Салахов. Здесь живут и трудятся немало сыновей и дочерей татарского народа - известные артисты, художники, ученые. 320 тысяч татар, т. е. 2% населения республики, заняты во всех отраслях хозяйства Казахстана.

     Татары в Казахстане стремятся сохранить свой родной язык и культурные традиции. Они выступают за укрепление разносторонних связей Казахстана со своей исторической родиной. Межнациональное согласие и культурное сотрудничество всех народов воспринимается как важнейшая задача в общественном татарском движении Казахстана.

     
Татары в дальнем зарубежье

     По разным источникам татар на свете насчитывается от семи до двадцати миллионов человек. По официальной статистике, около четырех миллионов татар проживают в Волго-Уральском регионе, другие рассеяны в основном по всем регионам бывшего СССР. Много татар в Сибири, Казахстане и Средней Азии, на Украине. Значительная часть татар является жителями дальнего зарубежья. По данным ЮНЕСКО татары проживают во всех, без исключения, районах земного шара. Это - один из наиболее рассеянных по всему миру народов Земли. Выше уже говорилось о причинах такого рассеивания: основную роль при этом сыграла многовековая государственная политика, прямым давлением или косвенными методами вынуждающая булгаро-татарское население покидать родные места.

     Одной из причин расселения татар вдали от родины стала традиционная торговая деятельность этого народа. Освоение все новых и новых рынков - это условие развития торговли. На новых рынках купцам требовалось создавать постоянные базы, для работы на которых было предпочтительнее привлекать своих соплеменников. Появлялись татарские "слободы" с более или менее постоянным татарских населением, с мечетями и медресе. Так же случалось при развертывании деятельности татарских предпринимателей в иных краях. В силу разных причин потомки первых переселенцев могли покидать и новую родину, внося свой вклад в процесс дальнейшего рассеивания татар.

     Подобными пунктами дальнейшего продвижения татар на казахстанской земле служили Аягуз, Семипалатинск, Учарал, Талдыкорган, Аксу, Яркенд и т. д. В этих населенных пунктах было довольно много татар. Скажем, треть населения Аягуза в XIX веке составляли татары, почти вся местная торговля была сосредоточена в их руках. Когда российские правители запретили татарам приобретать недвижимость (землю, здания и т. п.) в Казахстане, некоторые татары стали записываться казахами. Иногда брали землю в долгосрочную (до 99 лет) аренду. Часть татар предпочитала уезжать еще дальше, туда, где проживают родственные тюркские народы. В 1890-е годы в некоторых городах Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район в современном Китае) резко увеличилось татарское население. В дальнейшем оно продолжало увеличиваться, прибывали земледельцы и ремесленники, купцы и предприниматели, учителя и священнослужители. Немало татар переселилось сюда в 1917-1918-е годы, в годы Гражданской войны, в голодные годы и т. д.

     В Восточном Туркестане сосредоточилась основная масса татар, проживающих в Китае. Преимущественно они проживали в городах Урумчи, Кульджа, Чугучак. Они развернули здесь торговлю, открыли швейную фабрику, кожевенный завод, маслозавод, различные мастерские. Татары занимались также земледелием. Было организовано выращивание урожайных сортов саженцев плодовых деревьев и т. д. Широкой известностью пользовались купцы и предприниматели Садретдиновы, Муслимовы, Салиховы, Габитовы, Усмановы, Алдагаровы, Миршановы, Юлдабаевы и другие.

     Особенного признания заслуживает просветительская деятельность татар в этих краях. Здесь начали работать татарские школы, в которых впервые было внедрено светское образование. В любой школе вместе с татарскими детьми обучались дети казахов, уйгуров, узбеков, дунган. В 1913-1917 годы учителем в Кульдже работал Габдулла Буби, который открыл истинно светскую женскую школу. Татарские школы готовили учителей для работы во вновь открываемых школах, работающих на языках местного населения. В разные годы в этих школах работали учителя Садик Сафаргалиев, Малик Биктимеров, Махинур Сиражетдинова, Жамал Сагитова, сестры Марзия и Фаузия Муллабаевы, братья Асхат и Маргуб Исхаковы и другие.

     Татары открыли здесь первые библиотеки, стали организаторами первых кружков художественной самодеятельности. Они вовлекали уйгуров, казахов и т. д. в театральное искусство. Позже появилась первая типография, созданная татарами. Действенную помощь оказали татары в становлении уйгурской периодической печати.

     Здесь, в Китае, приобрели известность немало выдающихся представителей татарского народа. К примеру, начало системного обучения детей связывается с именем Кашфеласрара Вагапова, более полувека трудившегося на ниве просвещения. Организация вооруженной борьбы за освобождение Восточного Туркестана в 40-е годы неотделима от личности братьев Садика и Фатиха Муслимовых. К слову, сын и шурин первого из них (Хамит Муслимов и Рафик Байчурин) также были активными участниками этой борьбы. Генералом китайской армии стал Маргуб Исхаков. Пост председателя Восточного Туркестана занимал Бурхан Шахиди. Впоследствии он работал заместителем Председателя Китайской Народной Республики, был председателем мусульманского общества Китая. Знаток многих языков, он написал также несколько книг.

     Непререкаемым авторитетом среди населения пользовался Курбангали Халиди - имам татарской мечети, а также кази (судья) татарского населения. К.Халиди глубоко изучил историю тюркских народов Восточного Туркестана. Его фундаментальные исторические труды были опубликованы в Казани. К.Халиди родился в Аягузе в семье купца, выходца из Казанской губернии. Он учился в том же медресе, что и Абай Кунанбаев. В одной из своих книг он приводит интересное предание об отце Абая. Кунанбая, лежащего на смертном одре, спросили о его неосуществленных желаниях и мечтах. Кунанбай дал ответ, характеризующий его как скромного человека высокого ума. Он сказал, что не сумел оставить людям придуманную именно им пословицу: "Что бы я ни думал, ни говорил, они все, оказывается, восходят к словам и пословицам, уже давно придуманным древними".

     Татары проживали и в некоторых других районах Китая. На северо-востоке Восточного Туркестана, у подножья Алтайских гор существует село, которое местными жителями названо "Нугайским". Оно появилось более чем полторы сотни лет тому назад. Основателями его были молодые парни Волго-Уральского региона, убежавшие от солдатчины.

     Значительная группа татар проживала в Маньчжурии. Здешнее татарское население сложилось за счет переселенцев из России. Сначала здесь появились рабочие на строительстве Восточно-Китайской железной дороги, затем - и купцы. Здесь татары построили свои мечети, создавали школы и библиотеки, выпускали газеты, развернули театральную деятельность. Появились татарские ассоциации в Харбине, Хайларе и в других городах. В 1934 году была образована культурная ассоциация Идея-Урал. Татарское население здесь увеличивалось и за счет беженцев из России. Немало оказывалось и бывших участников белого движения. Позже по мере усиления китайского революционного движения, сопровождаемого нарушением стабильности в данном регионе, татары постепенно выехали из Маньчжурии, направляясь в Японию, Турцию и в другие страны. До 1960 года более половины татар, проживавших в Китае, возвратилось в Советский Союз. В настоящее время в Китае насчитывается несколько тысяч татар. Одну татарскую деревню китайские власти объявили автономной. За счет государственных средств здесь построены мечеть, новая школа и больница.

     Первая заметная группа татар в Японии появилась, по-видимому, после поражения России в войне 1905 года. Татары-военнопленные, оставшиеся здесь, построили первую мусульманскую мечеть в Японии. Позже сюда переехали татары из Маньчжурии, проникли татарские купцы из других мест. Считается, что в 1935 году в Японии проживало около десяти тысяч татар. Татары сконцентрировались в г. Кобе, где построили мечеть, открыли татарские магазины, здесь же была создана Исламская ассоциация. Жили татары также и в Токио, где построили двухэтажное здание своей школы.

     В 1950-е годы большинство татар выехало из Японии и обосновалось в США и Турции. Часть татар уехала в Австралию. Вместе с татарскими эмигрантами из Китая они образовали здесь заметную группу. В г. Аделаида работает даже школа, где преподается татарский язык и ведутся занятия на татарском языке. К слову, 80 школ этого австралийского города работают на 36 языках.

     Значительная масса татар оказалась в Турции, это - эмигранты из России, Китая, Японии и т. д. Многовековую историю имеет взаимный интерес тюрков Малой Азии и Волго-Уральского региона. Поэтому случаи переезда татар в Турцию всегда имели место. В отдельные периоды усиливался приток татарского населения в эту страну. К примеру, в конце 1880-х годов в России было ужесточено давление на ислам, закрывались медресе, сжигались религиозные книги мусульман. В 1890 году российские власти разрешили официальную эмиграцию тюркских народов за рубеж. Началась массированная агитация татар за отъезд в Турцию. Такая же кампания проводилась в начале XX века. Поэтому тысячи татар переселились в Турцию. Здесь и сегодня существуют шесть татарских деревень, немало татар проживает в городах Измир, Стамбул, Анкара и т. д. Действуют татарские культурные общества. По данным 1970-х годов, 36% татар в Турции - это уроженцы России, около 46% - уроженцы Китая.

     В Турции жили и работали многие выдающиеся личности - татары по национальности. Видный ученый, профессор Анкарского и Сорбоннского университетов Юсуф Акчура (1876-1935) - уроженец Симбирска. В Лозаннской мирной конференции 1916 года он выступал от имени татарского народа. Бывший преподаватель Казанского медресе Ю.Акчура долгие годы был советником Кемаля Ататюрка, избирался в турецкий парламент, был председателем Турецкого исторического общества.

     Видный представитель татарской литературы Муса Акъегетзаде также жил в Турции. Были вынуждены эмигрировать в Турцию выдающиеся деятели татарского национального движения (3.Валиди, С.Максуди, Г.Баттал и другие). Здесь продолжал свою литературную деятельность Г.Исхакый. Известный ученый-языковед Турции Ахмет Темир также выходец из казанских краев.

     Часть татар из Турции переселилась в Германию и Данию. Значительная часть татарской диаспоры в Германии - это потомки военнопленных первой и второй мировых войн. Многие военнопленные, особенно после войны 1941-1945 годов, не вернулись на родину из-за опасений за свою безопасность. Некоторым группам удавалось возвратиться в родные края. К примеру, около тысячи татарских военнопленных в Германии в 1918 году были зачислены в турецкий батальон. Их повезли на турецко-иракский фронт. Однако они отказались воевать и ценой больших усилий сумели уехать в Севастополь. Здесь они попали в руки белогвардейцев, но силой оружия пробились на сторону Красной Армии. Лишь в 1920 году остатки этой группы попали в родные края.

     Профессор Мюнхенского университета Тимурбак Давлетшин - уроженец Башкирии. Поскольку военнопленные -бывшие бойцы Красной Армии подлежали заключению в советских лагерях, он после 1945 года остался жить в Германии. Г.Давлетшин организовал здесь выпуск татарской газеты "Идел-Урал", журнала "Азат Ватан" ("Свободная Родина"). Он создал татаро-башкирский Национальный Комитет для оказания финансовой и правовой помощи соотечественникам. В Мюнхене проживает также Гали Акыш - автор нескольких публицистических книг, посвященных проблемам национального возрождения татарского народа. В настоящее время в Германии проживают также и татары, эмигрировавшие туда в последние годы. Здесь издается несколько татарских журналов.

     Определенная группа татар проживает в скандинавских странах. Впервые булгары появились здесь после разгрома Великой Булгарии монголами в 1236 году. После присоединения Финляндии к России в 1809 году здесь стали селиться татары - солдаты русской армии. В конце XIX века усилилось проникновение татарских купцов в эти края. В 1925 году в Финляндии создано "Исламское общество" для сохранения татарского языка и национальной самобытности народа. В Хельсинки действует мечеть, работают культурное и спортивное общества. Татары Финляндии проводят национальные вечера, выпускают сборники песен, печатают книги и журналы и т. д.

     Небольшие группы татар есть почти во всех странах Европы. Проживают татары и за океаном. Сотни татар поселились в Канаде. Около тысячи человек составляет татарское население США. Они создали здесь два национальных общества и обеспечивают сохранение языка в среде татар. Татары в США и Канаде - это не результат эмигрантских волн, а лишь результат единичных переселений. К примеру, Равил Салиахмет родился в Китае, в семье активных деятелей татарского национального движения. Американец Рифат Таби - потомок выходцев из России. В настоящее время татары в Америке собрали значительный материал о жизни татар во всем мире.

     Таким образом, татары рассеяны по всему свету. Но где бы они ни жили, всегда уделяют особое внимание образованию будущего поколения, стремятся сохранить свой язык, искусство и культуру.

     
Некоторые группы татар

     В настоящее время название "татары" носят еще несколько групп, находящихся в той или иной степени родства и близости к татарам Поволжья. Речь идет о крымских, польских (литовских), добруджинских (румынских) татарах. Названные группы татар и татары Поволжья и Приуралья веками находились в определенной взаимосвязи, поддерживали культурный обмен. Они имеют также общие исторические корни, являясь прямыми потомками тюрков Евразии - кочевников Великой Степи. Культурное общение и взаимообмен между этими народами продолжались и в эпоху Золотой Орды, и впоследствии - в период существования тюркских государств (Крымского, Астраханского, Казанского, Сибирского ханств, Ногайской Орды и т. п.). Поэтому в этническом составе этих народов довольно много общих элементов. К примеру, такие элементы, как нугай, аргын, кыпчак, кунграт входят в состав и крымских, и волго-уральских татар.

     Крымскому ханству удалось противостоять русской экспансии вплоть до 1783 года. Таким образом, более 200 лет после 1552 года крымские татары развивались отдельно от других тюркских народов России. В этот период Крымское государство сблизилось с Турцией, происходил интенсивный культурный обмен и взаимное влияние крымцев и турок. Постепенно крымские татары сформировались как самостоятельное этническое образование, отличное от других татар в России. Количество крымских татар на их исторической родине росло очень медленно. К примеру, в 1782 году их насчитывалось 120 тысяч человек, в 1883 году - 238 тысяч, в 1912 году всего 181 тысяча. Такие колебания происходили в основном из-за массовых исходов крымских татар в Турцию. Тяготея к турецкому народу по своей культуре, языку и религии, крымские татары искали защиту от русских в Турции, пытаясь путем эмиграции сюда сохранить свою самобытность. Например, в ходе войны 1853-1856 годов и после нее в Турцию переселилось 20-30 тысяч крымских татар, в последующие полтора-два десятилетия - еще 130-140 тысяч человек. В конце XIX - начале XX веков уехало в Турцию еще несколько десятков тысяч крымских татар.

     Много крымских татар погибло или эмигрировало в годы Гражданской войны. В 1944 году советские правители полностью выселили татар из Крыма: в течение суток они были вывезены из Крыма, оставшихся в живых поселили в Казахстане и Средней Азии. Татарам был запрещен въезд в Крым, сюда стали переселять русских и украинцев. Лишь в 1960-е годы крымские татары добились разрешения возвращаться в Крым. Однако представители власти не оказывали никакого содействия процессу возвращения. Татары в Крыму сталкиваются с различными трудностями при устройстве. Возвращенцам представляются пустующие земли, мало пригодные для сельскохозяйственной обработки. За прошедшие десятилетия нарушена традиционная культура крымского земледелия, сложившаяся в течение многих веков. Возвращении прилагают все силы для восстановления традиционного земледелия.

     С целью восстановления своих попранных прав крымские татары создали общественные организации, избрали собственный Милли Маджлис (Национальное Собрание). Эти организации стараются оказать первоначальную помощь возвращающимся, стремятся привлечь внимание мировой общественности к своему бедственному положению, пытаются добиться от властей справедливого решения своих проблем. Они прилагают большие усилия для возвращения крымских татар в Крым, для возрождения этого народа на своей исторической родине. Предстоит восстановить свои исторические ценности и религиозные святыни, т. к. многое разрушено, утеряно. К примеру, в Бахчисарае из 34 мечетей сохранились две, в Карасубазаре (Белогорске) и в Акмечети (Симферополе) - не сохранилось ни одной.

     В настоящее время крымские татары представляют собой небольшую часть населения Крыма. Наиболее многочисленная их группа проживает в Турции, некоторые эмигрировали в другие страны, определенная часть их осталась в Средней Азии.

     А в это время властные структуры России и Украины ведут ожесточенную дипломатическую войну за обладание полуостровом Крым...

     Между рекой Дунай и Черным морем раскинулась степь, называемая Добруджинский. Здесь с доисторических времен жили люди разных племен, в том числе и тюркских. Местные тюрки поддерживали связи с тюрками других регионов, сюда переселялись отдельные группы приазовских и поволжских булгар, хазар, ногайцев, крымских татар и других. Потомки их образуют ныне немногочисленный народ, известный как добруджинские или румынские татары. Их язык тяготеет к турецкому и крымско-татарскому языку. Устное народное творчество включает в себя определенное количество сказок и преданий, связанных с Поволжьем. В XIII веке в этих краях существовало гагаузское государство, позднее большая часть гагаузов переместилась восточнее. В настоящее время основная масса (около 200 тысяч) тюркоязычных гагаузов проживает на территории современной Молдовы.

     Еще одна группа татар носит название польских или литовских. Они проживают в Польше, Литве и, частично, в Белоруссии. Их появление в этих краях относится к золотоордынскому периоду. Литовские князья искали союза с ханами Золотой Орды, т. к. татарское войско могло помочь им противостоять крестоносцам. Именно татарские воины составляли первую линию литовских войск в битве 1319 года против крестоносцев. Сын Тохтамыша - Джелялетдин со своим войском в несколько тысяч человек героически сражался в Грюнвальдской битве, они внесли достойный вклад в победу над крестоносцами. Часть татарских воинов оседала на землях литовского княжества, что находило одобрение со стороны властей. В дальнейшем татарское население здесь пополнялось за счет беженцев из восточных и южных регионов, а также воинов, попавших в плен в ходе многочисленных военных столкновений. Еще в XVI веке в окрестностях г. Слуцка крымские татары основали несколько сел. В 1555-1556 годы Москва направила 30 тысяч булгаро-татар Казанского ханства на Ливонскую войну. После окончания войны эти булгаро-татары не стали возвращаться на свою разоренную родину; они осели в Польше и в Литве, соединившись здесь с другими группами татар.

     Литовские татары не имели возможности сохранить родной, тюркский язык. Однако благодаря единой религии - исламу, они сумели сохранить свое национальное самосознание и название "татары". Как и везде, татары занимались здесь ремеслами и торговлей, активно участвовали в политической жизни этих государств. Они строили мечети и другие общественные здания. К примеру, мечеть в г. Новагрудок в Белоруссии была закрыта лишь в 1948 году, а мечеть в г. Минске разрушена по указанию властей в 1960-е годы.

     Из среды литовских татар вышло немало видных деятелей (военачальник И.И.Якубовский, писатель Генрик Сенкевич и другие). Одна из таких личностей Мацей (Мухаммет) Сулькевич (1865-1920) родился в Белоруссии. В царской армии он дослужился до звания генерал-лейтенанта. Сотрудничая в 1917 году с мусульманским Военным Советом, М.Сулькевич создавал мусульманские воинские части. В 1918 году он создал Крымское правительство и сделал попытку возродить независимое Крымское государство. Он предпринял меры к возвращению крымских татар в Крым, установил контакты с политическими деятелями и национальными движениями Турции, Азербайджана, Татарстана с целью заручиться их поддержкой. Местное население с любовью называло его Сулейман-пашей и "Освободителем Крыма". Но белая армия захватила Крым. М.Сулькевич перебрался в Азербайджан и участвовал в создании национальных военных сил, в организации отпора белогвардейцам. Позже он был признан противником советской власти и расстрелян красными.

     Литовские татары создавали свои общественные организации. К примеру, в 1823 году было образовано общество мусульман Варшавы. В Вильно были проведены Всепольский мусульманский съезд, а также съезд мусульманской интеллигенции. До 1936 года в Польше выпускался журнал "Жиче татарская". В последние годы в Минске создано общество "Аль-Китап", в Гродно - "Китап". Подобные общества создаются и в некоторых других местах. В условиях инонационального окружения и многовекового отрыва от других татарских народов литовские (польские) татары стараются сохранить свое национальное самосознание.

     В 1997 году польские татары отмечают 600-летие первого переселения татар в эти края. В Польше и в Литве проводятся торжественные мероприятия, открываются памятники и т. д. Подобное отношение властей к национальным меньшинствам может быть оценено как показатель цивилизованного отношения этих государств к своим гражданам.

     
Еще немного истории

     Объективный взгляд на историю позволяет указать корни и проследить процесс формирования современного татарского народа. Татары ведут свое начало от древних тюркских племен Евразии, издавна освоивших Волго-Уральский регион. В формировании раннефеодальной народности в Булгарии участвовали многие племенные общности. Особую роль в этом процессе играли булгары - одно из кыпчакских племенных объединений. Значительным компонентом татарского народа были также буртасы. При этом "расовый состав волжско-камских булгар в общем тог же, что и в населении той же области в I тысячелетии до нашей эры" (Г.Ф.Дебец). Этот народ принял единое самоназвание и стремился сохранить его в дальнейшем. К началу XII века весь народ уже назывался "булгарские тюрки", "тюркские булгары", "булгары". Закрепление единого наименования "булгар" и признание этого наименования другими народами является показателем определенного уровня сформированности народа. Очевидно, при этом под одним названием объединялись и некоторые другие племена или части племен. Достаточно вспомнить, что шла борьба между названиями "булгар" и "сувар".

     В предмонгольское время уже сложилась феодальная народность. Монгольское нашествие не оказало сколько-нибудь заметного влияния на этнический состав булгар. Незначительное количество собственно монголов растворилось в булгарской среде. В числе "казанских и оренбургских татар едва ли есть хоть один человек, происходящий из воинов Батыя" (Н.Г.Чернышевский). Монголоидность в той или иной мере встречается у многих народов уже с VI века до нашей эры, признаки монголоидности у современных татар составляют всего 14%. Как считают ученые, современные татары антропологически происходят от средиземноморской расы с небольшими признаками монголоидности. Короче говоря, современные татары - это европеоидное население с примесью древних монголоидов.

     Народ в своей основе был булгарским и продолжал развиваться как булгарский. Этот факт признавался и другими народами. К примеру, европейские карты XIV-ХVII веков продолжают особо отмечать страну булгар. Русские летописи также указывают на преемственную связь между булгарами и населением Казанского ханства: "булгары - ныне называются казанцы". Представители этого народа предпочитали называть себя булгарами, проживая и в других районах. Покидая свою историческую родину, они уносили с собой не только неугасимую тоску по ней, по и гордое имя "булгар". Вдали от родины они стремились сохранить свое понимание принадлежности к булгарскому народу.

     Таким образом, этническое оформление современных татар состоялось в рамках Волжской Булгарии. Татарская буржуазная нация в основном уже сложилась в конце XIX - начале XX века. Ядром консолидации нации стало булгаро-татарское население Волго-Уральского региона. Астраханские и сибирские экстерриториальные группы вошли в состав единого татарского народа. На начало XX века около 2% от общего числа единого народа составляли астраханские, почти 3% - сибирские и более 95% - волго-уральские татары.

     Сибирские татары ведут свое происхождение от местных тюркских племен - кыпчакских и ногайско-кыпчакских. В XV-XVI веках они составили ядро населения Сибирского ханства, занимавшего огромную территорию от Урала и Челябинска до Тюмени, Омска и Новосибирска. Народы Поволжья и Сибири находились в постоянной связи, нередки были случаи переселения части населения из одного района в другой. После 1552 года для завоевателей открылся путь в Сибирь. Усилились бандитские походы с целью грабежа и захвата земель. Борьба Сибирского ханства за свою независимость связана с именем знаменитого Кучум хана. Он сделал очень многое для просвещения своего народа, для укрепления позиций ислама в государстве. Сорок лет хан противостоял русской экспансии на восток. Лишь под давлением особой жестокости и превосходящих военных сил героическая Сибирь была вынуждена признать власть России.

     Принадлежность к единому государству способствовала сближению татар Поволжья и Сибири. Более интенсивными стали переселения, несколько подобных переселений в Сибирь отмечено в XVII веке. К концу XVIII века 25% татарского населения в городах Сибири составляли выходцы из Поволжья и Приуралья. Этот процесс усилился в XX веке. В Тюменской области, например, в 1959 году проживали 72 тысячи татар. Массовый переезд нефтяников и газовиков сюда из Татарстана и Башкортостана привел к тому, что в 1989 году татарское население области достигло почти 230 тысяч. Таким образом, татарское население Сибири в настоящее время состоит из коренных татар этого края и татар Поволжья и Приуралья.

     Около ста лет просуществовало Астраханское ханство. Местное население ханства - так называемые астраханские татары происходят в основном от тюрков - печенегов, кыпчаков, хазар, саксинов (нижневолжских булгар). Антропологический тип этих татар сформировался к началу XV века. В составе Российской империи астраханские татары превратились в одну из экстерриториальных групп единого татарского народа. Татары Астраханского и Казанского ханств были тесно связаны с населением Ногайской Орды, которая располагалась в Поволжье и в степях Южного Урала. Впоследствии Орда была подчинена России, ногаи вошли в состав казахского, татарского, башкирского, крымско-татарского народов. В частности, ногаи сыграли значительную роль в формировании татар и башкир, потомки которых проживают в Челябинской, Оренбургской, Пермской и Екатеринбургской областях, в южных и восточных районах Башкирии.

     Одним из основных составляющих современного татарского народа являются мишары. Совместная жизнедеятельность в составе Великой Булгарии на Волге сблизило булгар, мишар и буртасов. Позже мишары создали Наровчатское княжество с центром в г. Мокша. Во времена казанского ханства мишары частично оказались в составе Касимовского удела. Большинство мишар раньше других татар попало под власть русских княжеств и привлекалось на русскую службу. Именно мишары составляли основную массу "служилых татар" и в этом качестве нередко участвовали в военных действиях против других татар. Их переселяли также в восточные районы Казанского ханства, на башкирские земли и т. д. Таких мишар нередко называли (и записывали) казаками - по наименованию военного сословия населения Казанского ханства.

     Много татар проживает на территории Башкирии и Оренбургской области. Когда-то булгары и значительная часть башкир находились в составе единой Булгарии, развивали общие элементы культуры, все более сближаясь друг с другом. Налицо были все предпосылки формирования единой народности.

     Однако известные исторические события разделили пути развития этих народов в некоторой степени. В XVII веке основная масса башкир проживала на территории современного Оренбуржья. В конце XVII века российские власти начали переселять служилых татар для несения пограничной службы. К середине XVIII века более половины военного сословия на Яицкой линии уже составляли мусульмане.

     Как указывалось выше, булгаро-татары переселялись в эти края и раньше. Со временем переселенцы были внесены в специальные налоговые книги - дефтяры (тетради). Таких переселенцев стали именовать тептярами (типтярами). Среди них было немало беженцев, особенно большой поток беженцев был в XVIII веке. Например, в 1750 году почти 20 тысяч татар-мужчин со своими семьями убежали в башкирские степи, пытаясь спастись от насильственной христианизации. К середине XVIII века уже третья часть булгаро-татар проживала в Приуралье. Казанский губернатор был вынужден отметить, что за последние 20 лет население башкирских степей выросло в два с половиной - три раза. Правительство всячески пыталось остановить этот процесс, дабы не уменьшилось количество налогоплательщиков в Казанских краях: силой оружия возвращали беженцев назад, запрещали башкирам принимать татар, были запрещены межнациональные браки между татарами и башкирами и т. д.

     В XVIII веке слово "башкир" в официальных документах русских властей еще не означало национальную принадлежность. Под этим словом чаще всего понимался вотчинник, т. е. владелец вотчины - определенного земельного участка. Скажем, могли быть башкиры из типтярей, башкиры из мещеряков (мишар) и т. д. Они имели определенные налоговые льготы. Поэтому многие стремились попасть в разряд башкир. Губернские власти Казани с тревогой указывали, что большая половина казанских ясачных "татар в башкиры перешла, к тому же прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемисы, вотяки целыми селами перешли, а ныне уже и русских немало число от подушных податей беглецов в башкиры перешло". В 1862 году башкирское сословие здесь насчитывало более миллиона человек. Около 550 тысяч из них принадлежали к башкирской народности.

     В конце XVIII- начале XIX века проводились размежевание земель и продажа земельных участков. Это вызвало целую волну переселений других народов (в том числе и булгаро-татар) на юго-западные земли современного Башкортостана. В поздние времена подобные переселения также имели место. Башкиры и татары всегда выступали вместе против угнетателей, вели во многом сходный образ жизни. В бытовом общении обычно никогда не имела значение принадлежность человека к татарам или башкирам. Поэтому и в настоящее время можно встретить немало татар, официально числящихся башкирами. Большую роль при этом сыграла также политика некоторых партийных функционеров, пытавшихся резко увеличить численность башкирского населения только лишь за счет исправления документов о национальной принадлежности человека.

     В составе татарского народа имеется еще одна группа - это крещеные татары (кряшены). Эта группа в основном сохранила родной язык и участвует в развитии культуры единого татарского народа. Несмотря на все усилия христианских священнослужителей и давление властей, христианизировать большинство татар не удалось. В 1660-е годы лишь около 8% татар были христианами. Да и те в любой момент стремились перейти обратно в мусульманство. К примеру, в начале XX века около 40% кряшенов приняло ислам.

     Таким образом, современные татары представляют собой единый народ, сознающий свое этническое единство. Как и в составе любого народа, среди татар также различаются отдельные группы. Однако это не нарушает единства татарской нации, народа с многовековой историей. Корни татар "уходят в глубь времен - к многочисленному, стойкому народу, создавшему еще в домонгольское время свое средневековое богатое и сильное государство." (В.А.Чивилихин).
     
 
Hosted by uCoz