UCOZ Реклама

Татарское историческое общество

 

Купцы–мусульмане приезжали в Нижний не только торговать…

Рассекреченные архивы ФСБ.

Любой приезжающий задержит взор на чудно отражающейся в водах Волги Нижегородской Ярмарке, свяжет ее с образом купеческого Нижнего и такой увезет в памяти и в открытках. И вряд ли когда-либо узнает, что у этих мирных стен, олицетворяющих прогрессивную деловитость города, есть весьма темные пятна в прошлом. Впрочем, связаны эти пятна не самой Ярмаркой и ее руководителями. Кроме разборок купцов и сплетен шансонеток никаких серьезных политических эксцессов она не порождала. Но в ее стенах собирались тайные международные организации. Цели у этих организаций были политические и глобально завоевательные.

3 декабря 1910 года начальник Нижегородского охранного отделения подполковник Стрекаловский В.А. получил совершенно секретное письмо от начальника губернского жандармского управления генерал-майора Левицкого. В письме говорилось о том, что на Нижегородской ярмарке под видом купцов и возвращающихся из Мекки богомольцев начали прибывать эмиссары. Это были руководители младотурецкого движения, проповедовавшие панисламскую и пантюркскую идеи. Начитанные и преданные новым идеям ходжи, не ограничиваясь в пропаганде своих идей за пределами Турции, решили способствовать возрождению ислама и в других странах и, в частности, развивать в России.

"Посылаются эти опасные для единства России ходжи большей частью на Волгу и в местности густо заселенные татарами. По сведениям МВД во главе младотурецкого движения в России стоит некто Латфулла Исхаков, воспитывавшийся в Турции и Каире и известный среди мусульман как масон-кадет. Лицо это проживает в Санкт-Петербурге и часто посещает Нижегородскую ярмарку, этот центр сбора мусульман и здесь, навещая всех видных мусульман, сеет свои воззрения, устраивает тайные собрания, на которых вырабатывает планы дальнейших действий. Результаты своих поездок на ярмарку, об общем состоянии мусульман в России, по возвращении в Санкт-Петербург, он доносит главарям младотурецкой партии в Константинополь", - сообщал в письме начальник губернского жандармуправления.

Во второй половине декабря того же года в адрес политической полиции Нижнего Новгорода поступил секретный циркуляр Департамента полиции МВД от 18.ХII.1910 года за N 119645 под названием "О магометанской партии панисламистов". Данный циркуляр касался характеристики панисламизма и определял конкретные направления борьбы с этим явлением. Из содержания циркуляра следовало, что "в последние три-четыре года среди мусульманского населения империи замечается явное брожение, возникшее на почве идей так называемого панисламизма. Главный принцип панисламизма - это объединение всего мусульманского мира в политическом и экономическом отношениях под эгидой Турции с конечной целью – образования Всетюркской республики. В жизни мусульманского мира выделяются три периода: 1) период могущества, науки и цивилизации; 2) период слабости и невежества; г) период пробуждения. В жизни мусульман наступил третий период. Ближайшая задача панисламистов - сплочение всех сознательных мусульман для политической борьбы с существующим в империи государственным строем, который является в глазах панисламистов главной препоной к национальному самоопределению магометан".

Таким образом, панисламизм, как мусульманское движение, направленное прежде всего против существующего государственного строя в империи, представляло собой явление, на которое политической полицией должно быть обращено особое внимание. Департамент полиции Российской империи в этом циркуляре предписывал отделениям тайной полиции и жандармуправлениям следующее:
"1. Принять меры к немедленному приобретению соответствующей секретной агентуры для освещения преступной деятельности панисламистов и их революционных организаций в целях своевременного пресечения таковой;
2. Неослабно следить за настроением мусульманского населения, обратив при этом особое внимание на деятельность как педагогического персонала мусульманских школ, так и магометанских духовных лиц, по своему положению особенно близко соприкасающихся с мусульманским населением;
3. Следить за деятельностью панисламистских издательств, а также и за панисламистской литературой во всех ее видах, своевременно представляя в Департамент полиции заслуживающие внимания статьи".

Но уже с самого начала активного формирования в России в начале XX века мусульманского движения, дореволюционные спецслужбы не без оснований усматривали в мусульманских течениях реальную угрозу безопасности империи и держали эти процессы в центре своего внимания.

В силу ряда причин мусульманское движение в России организационно стало оформляться именно в Нижнем Новгороде. Здесь прошли 5 съездов мусульман, 4 из них – были нелегальными. Усилившееся во время русско-японской войны 1904-1905 г.г. недовольство режимом правительства захватило мусульман. Передовая их часть стала требовать уравнения мусульман в политических, религиозных и имущественных правах с коренным русским населением. Зарубежные страны мусульманского толка с большим вниманием следили за движениями российских мусульман. Особенно в этом направлении выделялась Турция - южный сосед России.

15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде состоялся всеобщий мусульманский съезд. Проходил он тайно, так как не был разрешен губернатором. Съезд положил начало объединению мусульман в единый Всероссийский мусульманский союз "Иттифак-Эль-Муслимин". Были приняты программа и устав союза.

На третьем съезде, прошедшем так же в Нижнем, была выработана программа. Первый ее пункт красноречиво говорит о серьезных настроениях новой политической организации: "О необходимости борьбы с учениями, не отвечающими единственно истинному учению пророка Магомета, путем проповеди догматов Корана среди мусульманского населения". На съезде были поставлены также вопросы об изъятии из мусульманских учебных заведений русского языка, автономности мусульманских школ и автономности национальности, но вопросы эти, за исключением автономности школ, провалились. Все доклады и прения на съезде велись на татарском языке. По данным полиции съезд мусульман проходил без инцидентов и речей, возбуждающих мусульман к неповиновению властям и закону.

Четвертый съезд мусульман проходил в Нижнем Новгороде в августе 1907 года, пятый – в августе 1908 г. Имена и фамилии участников обоих съездов полиции известны не были.

Кроме посылок эмиссаров, младотурки предприняли энергичную пропаганду идей панисламизма через турецкие журналы, распространяющиеся и среди русских мусульман. Большой популярностью пользовался Адуль Рашид Ибрагимов - редактор журнала "Тааруфуль-Муслимин". Ибрагимов часто выступал в качестве лектора в разных клубах младотурецкой партии и пользовался поддержкой турецкого правительства.

К началу Первой мировой войны ситуация еще более обострилась. Турция воевала против России. Между тем, тайной полиции России стало известно о том, что отдельные богатые мусульмане России жертвовали крупные суммы денег на усиление турецкого флота. И наибольшее количество информации о такой поддержке сообщали нижегородские тайные агенты. В телеграмме, поступившей в адрес начальника Нижегородского губернского жандармского управления 7 июня 1916 года от начальника Туркестанского районного охранного отделения, сообщалось следующее: "В текущем году все более крупные купцы предполагают съехаться на Нижегородскую ярмарку, по окончании которой купцы-мусульмане предполагают собраться в г.Москве на Варваринском подворье и там передать установленный закят, т.е. 1/40 часть своего годового дохода, купцу Таджи-Иса-Мухамедову, имеющему торговлю в Москве, Петрограде и Гельсингфорсе,а последний эти деньги должен направить в Турцию через Гельсингфорс и Швейцарию". Хотя эта информация в последствии не подтвердилась, действия мусульманских объединений продолжали быть в центре внимания Тайной полиции царской России.

В ноябре 1915 года от заграничной агентуры в Департамент полиции поступили сведения о вредной государственно-раскольнической деятельности отдельных мусульманских лидеров России. Так, в частности, стало известно, что в Вене состоялась встреча депутации мусульман России с министром-президентом Австрии Штюрчком и заместителем министра иностранных дел страны графом Форгачем. Депутация мусульман представила Штюрчком и Форгачу памятную записку с требованиями: "1) освобождения Бухары и Хиви от русского владычества и присоединения к ним Туркестана; 2) предоставление административно-политической независимости киргизам; 3) восстановления Казанского и Крымского ханств, последнего под покровительством турецкого султана; 4) признание Волги и Каспийского моря нейтральными водами".

По данному факту Департамент полиции разослал 1 января 1916 года за N 100001 секретный циркуляр с просьбой принять органами политической полиции на местах исчерпывающие меры по выяснению контактов вышеупомянутых лиц с населением каких-либо губерний России. В связи с этим начальник Нижегородского губернского жандармского управления отдал соответствующее распоряжение всем уездным исправникам проверить наличие проживания в их уездах вышеперечисленных лиц. Вскоре от уездных исправников поступила информация с практически одним и тем же ответом: лица, фигурирующие в донесении как члены данной депутации, в уездах не проживали и не проживают.

У Департамента полиции имелись также агентурные данные о том, что "мусульманские лидеры замышляют устройство тайного съезда мусульман России в целях выяснения вопроса об отношении мусульман к социализму и выработке единой для всех программы действий в случае возникновения в России революционного движения". Каких-либо оперативных разработок по данному съезду в архивах Нижегородской политической полиции не имеется. По-видимому помешала этому Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года, положившая конец деятельности царской политической полиции.

Опубликовано на сайте www.islam.nn.ru 

 

  Грассманн и Ломтев рефрижераторы . Профессиональная уборка квартиры - Восход Клининг. . ЗАО СМК - гидроабразивная резка материала без термодеформации

Hosted by uCoz