Гордость уммы. Марджани
Марджани
— религиозный деятель, просветитель,
философ, историк. Вышеперечисленные
определения не охватывают все стороны его
многогранной деятельности. Марджани также
и этнограф, и археограф, и востоковед, и
педагог. Энциклопедичность его знаний
можно сравнить с энциклопедизмом
французских просветителей ХVIII века - Дидро
и Руссо.
Каким же был путь Марджани к признанию,
высотам, позволившим Габдулле Тукаю
охарактеризовать его как "поборника
свободомыслия, знания и прогресса,
сделавшего первый шаг к просвещению"?
Шихаб ад-дин (Шихабуддин) б. Баха ад-дин б.
Субхан б. Абд аль-Карим аль-Марджани родился
16 января 1818 года (по новому стилю) в с. Ябынчи
нынешнего Атнинского района Татарстана.
Предки Марджани со стороны отца и матери
принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов.
Первые сведения по истории Шихабуддин
получил от своего деда Субхана б. Абд аль-Карима,
который владел арабским и персидским
языками.
Дед Марджани со стороны матери, Абд ан-Насир,
обучал его Кор'ану, Сунне, фикху (мусульманскому
праву). Отец Марджани Баха ад-дин получил
образование в Бухаре и был там одним из
уважаемых людей, которого на свои меджлисы (собрания)
приглашал эмир Бухары Хайдар б. Масум. С
отцом он занимался арабским языком, логикой,
каламом (раздел теологической науки).
В пятилетнем возрасте Марджани лишился
матери, а потом воспитывался мачехой в
довольно суровой обстановке. Начальное
образование он получил в медресе, где
преподавал его отец, в д. Ташкичу. Юный
Шихабуддин не ограничивался изучением
предметов, преподаваемых там, а занимался
самостоятельно в домашней библиотеке. Уже с
семнадцати лет он начинает преподавать в
этом медресе и, будучи неудовлетворенным
учебником морфологии персидского языка,
составляет свой. Оба его деда и отец, будучи
людьми образованными, обладая обширными
познаниями по восточной истории, философии,
религии, сумели привить юному Шихабуддину
стремление к учению, знанию. Полученное
образование не удовлетворяет Марджани,
постоянно стремившегося к получению новых
знаний. В 1838 году он отправляется в Бухару
для продолжения образования.
В Бухаре неудовлетворенный системой
обучения в медресе он, в основном
самостоятельно, занимается в богатых
ценными рукописями местных библиотеках.
Деньги на жизнь зарабатывает обучением
детей состоятельных людей. Хотя
схоластическое обучение в Бухаре уже не
соответствовало современным потребностям
общества и не удовлетворяло Марджани,
пребывание там для него не было бесполезным:
он встречался с известными, прогрессивными
учеными своего времени (хотя их было
немного), все больше убеждаясь в
необходимости изменить старую систему
мусульманского образования.
В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд
— один из древних очагов культуры Средней
Азии. Там он обучается в медресе "Ширдар",
знакомится с известным историком кади Абу
Саидом ас-Самарканди (ум.1848-49 гг.), который,
как пишет Марджани, стал первопричиной того,
что он "начал интересоваться
исторической наукой и приступил к
исследованию исторических книг".
В Самарканде, уже обладая определенными
знаниями, Марджани испытывает потребность
глубже познать взгляды своего
предшественника и соотечественника Абу
Насра аль-Курсави (1776-1812). Впервые он
прочитал рукопись Курсави приблизительно в
двадцатилетнем возрасте, и она оказала
значительное влияние на формирование
научных взглядов Марджани, в частности, на
концепцию "открытия дверей иджтихада"
(вынесение собственного суждения по
общественно-правовым вопросам жизни
мусульман при отсутствии прямых указаний
или рекомендаций в Священном Кор'ане или
Сунне — ред.).
Если в Бухаре формируются взгляды Марджани
как религиозного деятеля, не согласного с
ортодоксами лишь в системе обучения, то в
Самарканде, под влиянием кади Абу Саида,
Марджани всерьез приступает к занятиям
историческими науками.
В 1845 году Марджани возвращается в бухарское
медресе "Мир-Араб". Именно там Марджани
начинает серьезное изучение культуры,
истории, философии Востока. Первые свои
произведения он посвятил истории тюркских
народов Средней Азии.
В 1848 году, после одиннадцатилетнего
отсутствия, с новым багажом знаний Марджани
возвращается на родину и в марте 1850 года
назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской
мечети.
В 1867-68 годах Духовное собрание мусульман
Поволжья и Приуралья назначило Марджани на
должность ахунда и мухтасиба Казани (одна
из самых почетных религиозных должностей
региона), что явилось несомненным
признанием его деятельности со стороны
руководства мусульман. С официальными
светскими властями у Марджани также
устанавливаются позитивные контакты. Он
выполняет отдельные поручения казанской
губернской власти: следит за изданием
текста Кор'ана в казанской типографии (впоследствии
выпускает книгу, посвященную истории и
принципам издания Кор'ана в России),
организует сбор денег для кавказских
народов, пострадавших от землетрясения,
составляет отчеты о рождении,
бракосочетании, смерти мусульман для
государственных учреждений, участвует в
судебных заседаниях при произнесении клятв
мусульманами.
Со временем имя Марджани становится
известным далеко за пределами Казани: в 1870
году выходит в свет его книга "Назратуль-хакк",
своими новыми для своего времени и среды
религиозно-реформаторскими идеями,
принесшая автору широкую известность не
только на родине, но и на мусульманском
Востоке. Он становится видным идеологом
религиозного реформаторства, продолжившим
и углубившим в новых исторических условиях
традиции своих предшественников А. Курсави
и А. Утыз-Имяни. Религиозно-реформаторские
взгляды Марджани, включали концепцию "открытия
дверей иджтихада", а также обращение ко
временам Пророка Мухаммада (Кор'ану, Сунне,
словам муджтахидов) для "очищения"
Ислама от позднейших наслоений, реформу
преподавания в медресе.
Возврат к временам Пророка Мухаммада он
мыслил как "обновление веры". Его "возврат
к прошлому" заключался в том, чтобы, "очистив"
Ислам от позднейших наслоений, сделать его
доступным для понимания в новой
социокультурной ситуации, возникшей в
Казанском крае во второй половине ХIХ века.
Но в глазах консервативно мыслящих
религиозных деятелей такой подход не был
"возвратом к прошлому".
"Назратуль-хаккый фи фардийятиль — ыша'
ма лям ягиб аш-шафак" ("Обозрение
истины относительно обязательности ночной
молитвы до наступления сумерек") — один
из наиболее известных своих трудов
Марджани написал не столько для объяснения
неверности положения о необязательности
ночной молитвы в Казанском крае, сколько
для того, чтобы изложить свое новое
понимание основных положений вероучения,
реформаторских по сути.
"Назратуль-хакк" получил широкую
популярность не только в Поволжье, но и на
Ближнем и Среднем Востоке. Этот труд
Марджани высоко оценивали известные
мусульманские ученые Индии того времени
Садик б. Хасан аль-Кинауджи и Абд аль-Хай аль-Лакнави,
сирийский ученый Джамал ад-дин ад-Димашки,
тунисский — Шейх Мухаммад Байрам.
70 - 80-е годы ХIХ века — это время близкого
знакомства Марджани с русской культурой,
учеными-востоковедами Казанского
университета. Марджани хорошо знал
профессора И. Ф. Готвальда, академика В. В.
Радлова, профессора Казембека, первого
востоковеда среди женщин О. С. Лебедеву и
многих других русских ученых. Через своего
ученика Х. Фаизханова он устанавливает
сотрудничество с В. Вельяминовым-Зерновым и
шейхом ат-Тантави — известными
петербургскими востоковедами.
Марджани первым из мусульманских ученых
был избран в Общество археологии, истории и
этнографии при Казанском университете,
активно участвовал в его деятельности. Его
фигура в белой чалме и зеленом чапане часто
привлекала внимание русских ученых на
заседаниях этого Общества. В 1877 году в
Казани проходит IV Всероссийский съезд
Общества, на который съезжаются около 300
ученых из многих городов России и ее
пределов. 13 августа на съезде академик
Радлов прочитал на русском языке доклад
Марджани по истории Булгара и Казани. В 1884
году этот доклад на татарском и русском
языках был опубликован в материалах съезда.
Педагогическая работа Марджани — еще одна
страница его просветительской
деятельности в широком смысле этого слова.
13 сентября 1876 года в Казани открылась
Татарская учительская школа с восьмилетним
обучением. Школа готовила учителей
начальных классов из татар. Преподавание
велось на русском языке, исключая урок
шариата. Марджани первым из татарского
мусульманского духовенства согласился на
предложение инспектора школы В.Радлова
преподавать в ней вероучение. На открытии
школы он выступил с приветственной речью, в
которой призывал татар к обучению в этой
школе. В течение девяти лет Марджани
преподавал в Татарской учительской школе,
входил в педагогический совет. Однако в
результате разногласий с инспектором и
некоторыми учителями вынужден был оставить
преподавание. За эту деятельность
консервативные круги мусульманского
духовенства называли Марджани миссионером,
еретиком, вероотступником.
В своем медресе Марджани многие занятия
ведет по собственной программе.
В 80-х годах ХIХ века радикально расширяется
собственно научная деятельность Марджани,
на передний план выходят занятия
философскими и историческими дисциплинами.
В этот период Марджани работает над
рукописным биографическим словарем "Вафиятуль-асляф
ва тахийятуль-ахляф" ("Подробное о
предшественниках и их приветствиях
потомкам"), который включает 6057 биографий
ученых, писателей, философов и общественно-политических
деятелей мусульманского Востока.
К "Вафиятуль-асляф" Марджани написал
введение — "Мукаддима", которое тоже
было издано. В нем ученый описывает историю
зарождения наук на Востоке, дает их
классификацию, подкрепляя ее ссылками на
высказывания видных деятелей
мусульманской культуры, рассматривает
основные религиозные школы, направления в
Исламе. По сути, это не только исторический,
но и мировоззренческий труд, посвященный
различным аспектам и проблемам духовной
культуры Востока.
В этот период издаются наиболее
значительные произведения Марджани, среди
которых: "Хаккуль-ма'рифа ва хуснуль-идрак"
(“Истина познания и красота постижения”),
1880 г. — сочинение о мусульманском праве (фикхе),
в котором ученый, в частности, излагает свои
социально-политические взгляды; "Мустафадуль-ахбар
фи ахвали Казан ва Булгар" (“Кладезь
сведений о делах Казани и Булгара”), 1885 г., 1
том — исторический труд о Волжской
Булгарии и Казанском ханстве; "Китабуль-хикма
аль-балига аль-джанийя фи шархиль-акаид аль-ханафийя"
(“Книга о зрелой философии, помогающей
объяснить учения ханафитов”), 1888 г. —
сочинение, в котором Марджани излагает свои
религиозные взгляды. Умственный
просветительский потенциал Марджани
многократно увеличили его путешествия 80-х
годов по России и странам Ближнего и
Среднего Востока. В поисках материала для
исторических исследований Марджани
посещал древние развалины Булгара,
татарские, русские, чувашские, мордовские
села. 31 августа 1880 года он из Казани
отправляется в паломничество, в ходе
которого посещает Стамбул, Измир,
Александрию, Каир, Суэц и другие центры
мусульманской культуры.
В Стамбуле он знакомится с автором сборника
"Чагатайские и османские языки"
Кудратуллой аль-Кандузи и с известным
ученым Ахмадом Джаудат-пашой, снимает копии
с надписей купола мечети султана Салима. В
Каире навещает ученого Махмуд-бека аль-Фаллаки,
снимает копии с надписей стен мечети
Мухаммада Али-паши.
Просветительские идеи Марджани охватывают
в 70 — 80 годы ХIХ века самые различные
стороны обновления общественной жизни
татарского народа, включая в себя мысли о
необходимости получения татарским
населением светского образования, усвоения
прогрессивного наследия прошлого (античной,
арабской мысли) и настоящего (русской и
западноевропейской культур). Ученого
заботят и вопросы воспитания национального
самосознания татарского народа, беспокоят
его благосостояние, социально-экономическое
и политическое положение. Считая
просвещение самым мощным орудием прогресса,
ученый пытался вызволить свой народ из "спячки".
Мировоззрение Марджани, синкретически
соединившее в себе религиозное
реформаторство и просветительство,
отразило диалектику развития этого периода
в истории татарского общества. Оно
эволюционизировало от религиозного
реформаторства — периода его творчества до
70-х годов — к просветительской идеологии 70
— 80-х годов ХIХ века. Ученый стремился
ответить на многие вопросы, которые
поднимало развивающееся по буржуазному
пути татарское общество: "обновить веру",
поднять социально-политический и
культурный уровень татарского народа,
приобщить его к современной цивилизации.
Религиозные взгляды Марджани проявляются в
критике вопросов каляма (направление в
исламской теологии). Калям культивировался
в татарских медресе в ХVIII-ХIХ веках, его
знание считалось обязательным для учеников:
он был включен в программу обучения и
считался одним из основных предметов.
Поэтому обращение к каляму Марджани было
объективно обусловлено своим временем.
Необходимы были реформа медресе,
преобразование преподавания.
Наиболее подробно проблемы каляма Марджани
изложил в "Китабуль-хикма аль-балига...".
Это религиозное сочинение, в котором
Марджани комментирует основные положения
догматики ханафитов, согласно ему,
неправильно интерпретированные некоторыми
учеными. "Бог со всеми своими свойствами
необходим, вечен, бесконечен, никем не
создан, ни в ком не нуждается, Его атрибуты
неотделимы от Его сущности", — пишет
Марджани.
Марджани — предвестник джадидского
движения в России, и именно он заложил его
основы — реформу преподавания в медресе,
усвоение татарским народом передовых
достижений мировой культуры и науки.
Марджани написал более 30 произведений,
большая часть которых была издана в
основном на арабском языке. Только
некоторые сочинения написаны на татарском
языке арабским шрифтом. Не все произведения,
написанные ученым, еще обнаружены. Например,
"Рисалятун фи масаилин-нахв" ("Трактат
о вопросах грамматики"), "Ат-тахрират
аль-муфрада" ("Отдельные
редактирования").
Идейно-философские взгляды Марджани, его
деятельность в качестве педагога,
религиозного деятеля, историка,
просветителя, философа останутся заметным
явлением в отечественной истории.
Айдар Юзеев
Ислам.ру