UCOZ Реклама
Заказать завтрак на дом москва подробности на сайте. . Каталог Творчество Декоративные элементы для флористики мох для декора натуральный 20 гр.

Татарское историческое общество

 

Государева мудрость,
или Что есть искусство соединения выгоды государства и пользы обществу

Лучшая боевая победа та,
которую одерживаешь, не воюя
Сунь-цзы

Сергей СЕНЮТКИН

Известно, что в конце XVIII века русское правительство наделило татар, башкир и прочих мусульман собственной исламской структурой. В 1778 году было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Через 10 лет именным указом от 22 сентября 1788 года Екатерина II учреждает в Уфе Духовное Собрание (муфтият), взявшее на себя управление делами мусульман Поволжья. Первым российским муфтием был назначен ахун Мухаммед Джан Гусейн. Государство положило ему прекрасный по тем временам оклад — 1.500 рублей серебром и наделило правом издавать мусульманский закон — фетву, трактующий то или иное явление общественной жизни. Все мусульманское население губерний в духовно-нравственном плане должно было следовать предписаниям муфтия Гусейнова.

Так «бабушка Екатерина» одарила мусульман; и поныне священнослужители пожилого возраста полагают, что она оказала «царское благодеяние правоверным».

Следует вспомнить, когда, при каких внутренних и внешних обстоятельствах государи Российской империи «пошли навстречу» своим мусульманским подданным.

В 1773 году вспыхнул и до 1775 года продолжался кровопролитный мятеж Емельяна Пугачева, успевшего до того провести некоторое время в Турции. По данным одного из ранних исследователей пугачевского мятежа, в Стамбуле Пугачев получил обнадеживающие обещания Блистательной Порты, подкрепленные 200 тысячами рублей золотом под мятеж в России, — давнем враге Османской империи, переживавшей неудачи в войнах XVIII века с Петербургом. Известно также, что денег в казне Порты того времени почти не было. Откуда были получены средства на столь жарко вспыхнувший бунт?

Другие вопросы: почему мятеж так быстро охватил Поволжье? И, собственно, почему именно Поволжье, где в XVIII веке население было зажиточнее, нежели в центральных и северо-западных районах страны? Почему среди участников пугачевщины столь высокий процент составили мусульмане-татары и мусульмане-башкиры, отличившиеся весьма свирепым отношением отнюдь не только к «классовым врагам» — помещикам, но и к мелким чиновникам, священнослужителям и даже крестьянам? (Попутно отметим полное неучастие в бунте татар-мишарей Нижегородчины.)

Напомним, что духовным поводырем российских башкир и татар в те времена продолжал считаться турецкий султан, имевший с XVI века звание халифа, то есть религиозного лидера всех мусульман от Гибралтара до Синьцзяна и от Казани до Занзибара (за исключением шиитов иранцев). И никто, кроме стамбульского муфтия, — и то лишь отчасти — не имел права критиковать его деяния.

Таким образом, внешнее религиозное лидерство, подкрепленное денежными вливаниями, и задержка российских властей со структурированием имеющихся в империи конфессий (один к одному с тем, что произошло в конце ХХ века) привели страну к тяжким испытаниям, людским потерям, угрозе престолу.

Поэтому, учреждая муфтият и должность муфтия, Санкт-Петербург решал несколько взаимосвязанных задач.

Во-первых, мусульмане приобрели своего, а не внешнего лидера. Последний назначался и находился под контролем Петербурга.

Во-вторых, назначенный лидер квалифицировал с религиозно-духовных позиций все общественно-политические явления в стране, а значит, на базе Корана и шариата определял, что есть дурное, а что — позитивное.

В-третьих, татары (казанские, мишари, ногайские, сибирские и проч., кроме крымских) и башкиры оказались вне религиозного контроля из-за рубежа. Более мятежей в их среде не вспыхивало.

И, наконец, государство получило возможность решать иные задачи, не теряя контроля над мусульманами, но и не вмешиваясь грубо в их религиозные дела. На их успокоение, вразумление, увещевание не тратились средства, а их лидеры сами проповедовали идею о том, что почтение к власти — суть требования Корана.

Итак, с наименьшими затратами (штат Духовного Собрания был невелик, и его содержание обходилось казне примерно в 2.000 рублей в год) императрица Екатерина решила задачи управления мусульманскими подданными. Оставление же их без внимания ранее обошлось государству в десятки тысяч жизней и сотни тысяч рублей.

 

Copyright © ОстровКрым, 1999-2002

 

Обсудить на форуме

Hosted by uCoz