UCOZ Реклама
Если требуется аренда видеооборудования в Москве - посетите сайт http://videoland-pro.ru.

          

                       
НОВОСТИ ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК 

"Мусульманская газета", №3, февраль 2000 г.

 Мусульманская фракция в Государственной Думе (1906 -1917 гг.)

    Создание и функционирование в 1906-1917 гг. мусульманской фракции в Государственной Думе царской России стало одной из форм политической организации мусульманского общественного движения, получившего название джадидизм. Это движение возникло в конце XIX века, предложив программу преобразования мусульманских конфессиональных школ, но не осталось в русле образовательных реформ и культурного просветительства, а приняло более широкие формы, превратившись, по сути, в общемусульманское движение, ориентированное на формирование современного общественного самосознания российских мусульман. Джадидизм был непростым по своей структуре явлением. Начала его развитию в русле мусульманского реформаторства было положено выдающимся татарским богословом и просветителем Шихабутдином Марджани.
 
    Впоследствии значительный вклад в формирование идеологии этого движения внес другой видный мусульманский просветитель и общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский, разрабатывавший евразийское направление мусульманского просветительства. В более позднее время, не без влияния младотурецкого переворота в Османской империи (1908г.), джадидизм эволюционировал в сторону пантюркистских идей. Но, так или иначе, все мусульманские просветители России рубежа веков усматривали историческую перспективу развития мусульманской уммы в синтезе исламской духовной традиции и достижений современной европейской культуры.

     Именно лидеры джадидисткого движения создали в 1905 году свою политическую партию "Иттифак аль-Муслимин" ("Союз мусульман") и выступили инициаторами объединения мусульманских депутатов Думы в единую фракцию. На протяжении предреволюционного десятилетия фракция, образованная по религиозно-культурному признаку, была единственным политическим представительством многомиллионного населения империи в высших эшелонах власти.

     Государственная дума была учреждена манифестом Николая Второго 6 августа 1905 г. как законосовещательный представительный орган. Следующий же манифест 17 октября провозгласил Думу органом народного представительства с законодательными функциями. Выборы в первую Думу  проходили в феврале-марте 1906г. Согласно избирательному закону следовало избрать 524 депутата, из которых ко дню ее роспуска (8 июля 1906 г.)  было избрано 499. Для населения мусульманских регионов империи, прежде всего Степных областей и Туркестанского края, были изданы особые правила, существенно ограничивающие возможность участия в выборах местного населения - от многотысячного населения каждой области мог быть избран только один депутат. Из-за задержки выборов в этих регионах многие депутаты смогли прибыть в Петербург с большим опозданием, а некоторые вообще не успели приехать до того, как Дума была распущена.
 
    Среди участвовавших в работе первой Думы было 22 депутата-мусульманина. Наибольшую активность в выборах проявило мусульманское население Уфимской губернии, от которой из 10 избранных в Думу депутатов 6 было мусульманами. Большую роль в активизации политического самосознания
российских мусульман сыграла партия  "Иттифак аль-Муслимин", созданная в августе 1905 года. Идеология этой партии, ориентированная на либеральный проект установления в России конституционной монархии и демократических, в  том числе религиозных и культурных свобод, почти полностью совпадала с программой конституционно-демократической партии "Народной свободы" (кадетов). "Иттифак", избравший в качестве предвыборной тактики союз с кадетами, в известном смысле стал мусульманской фракцией этой партии и либерального крыла российского общества в целом.

    В первые дни работы Думы большинство мусульманских депутатов присоединилось к кадетам, однако, впоследствии было принято решение о создании собственной мусульманской фракции. Отделив таким образом  свои интересы от общего умеренно-либерального потока, мусульмане, однако, не присоединились к фракции автономистов, куда вошли представители большинства национальных групп (поляки, украинцы, эстонцы, латыши, литовцы и др.). В руководящее бюро мусульманской фракции вошли 7 человек: А.-М.Топчибашев, С.Алкин, А.Ахтямов, С.Джантюрин, И.Зиатханов, М.-З. Рамеев, Ш.Сыртланов.

    В социальном отношении мусульманскую фракцию составляли представители либерально настроенных землевладельцев и духовенства, торгово-промышленной буржуазии и интеллигенции. Образовательный ценз мусульманских депутатов также был достаточно велик. Из 22 членов  фракции 10 человек имели высшее образование (среди них 8 юристов), 5 - среднее, остальные окончили религиозные учебные заведения. Это были представители формировавшейся российской мусульманской буржуазии, ориентированной в силу своих экономических и духовных интересов на модернизацию мусульманского общества и его адаптацию к магистральной стратегии развития западного индустриального общества. При этом люди (европеизированные или стремящиеся к европеизации) должны были представлять интересы многомиллионного мусульманского населения империи, преимущественно крестьянского, жившего в соответствии со своим традиционным укладом и ориентированного на ценности традиционного общества.

     В центре внимания мусульманской фракции первой Думы были два основных вопроса - проблема национально-религиозных взаимоотношений и земельный вопрос. Несмотря на утвержденное Николаем Вторым 17 октября 1905 г. Положение "Об укреплении начал веротерпимости", декларировавшее свободу вероисповеданий, в российском законодательстве сохранялся ряд правовых ограничений, связанных с религиозной принадлежностью граждан. Мусульманские депутаты с энтузиазмом поддержали проект "основных положений законов о гражданском равенстве", отменявший все подобные ограничения. Также депутаты поднимали вопросы национальных взаимоотношений в Российской империи. Так, депутат от Елисаветпольской губернии И.Зиатханов сделал запрос  по поводу армяно-азербайджанских столкновений в Закавказье, в котором в частности, поставил вопрос о провокационной и подстрекательской позиции центральных властей в этом конфликте. Однако, критикуя конкретные проявления произвола и безответственности властей, мусульманские депутаты все же не смогли поставить вопрос о выработке принципиально иной концепции национальной политики в России.

    Не менее важной была проблема малоземелья крестьян, особенно остро ощущавшаяся в мусульманских регионах, население которых было занять, в основном, в сельском хозяйстве. Для решения этих проблем предлагалось либо отчуждение частновладельческих земель на откуп крестьянам (кадеты), либо национализация и передача земли крестьянам на уравнительной основе (трудовики). Мусульманская фракция в целом склонялась к кадетской программе, однако их позиция имела свою специфику. Дело в том, что окраинные мусульманские народы (башкиры, казахи) были исконными собственниками тех земель, за счет которых царское правительство решало проблему малоземелья русских крестьян. Известно, что правительство проводило колонизацию земель, централизованно переселяя русских крестьян в Среднюю Азию, Казахстан. Башкирские вотчинные земли стали объектом государственной, горнозаводской и крестьянской колонизации еще в XVIII веке, а к концу XIX колонизация приняла угрожающие для башкир размеры. В этой ситуации позиция мусульманских депутатов была направлена скорее на сопротивление общероссийской политике в этой области, а не на ее поддержку.

    Вторая Государственная дума, выборы в которую состоялись в январе-феврале 1907г., осталась вопреки стараниям властей еще более левой, чем первая. Однако либеральная прослойка Думы существенно уменьшилась - кадеты потеряли 80 мандатов. Зато оформилось правошовинистское крыло во главе с черносотенцем В.М.Пуришкевичем. В состав второй Думы было избрано 36 депутатов-мусульман. По своему социальному положению они представляли в основном средний класс общества. Среди них было всего 4 крестьянина и 1 рабочий. Во второй Думе произошел раскол мусульманских депутатов -  под влиянием левого крыла была образована отдельная Мусульманская трудовая группа ("Мусульман хезмат тейфасэ"). В нее вошли 6 депутатов: Г.Атласов, Г.Бадамшин, З.Зейеалов, Х.Мессагутов, А.Неджметдинов, К.Хасанов, составлявшие особую мусульманскую группу трудовиков. С апреля 1907 г. группа стала издавать свой печатный орган "Дума". Поэтому эта группа получила также название "Думчелар" ("Думцы"). Мусульманская трудовая группа вступила в полемику с основной мусульманской фракцией, образованной на базе партии
"Иттифак аль-Муслимин", утверждая что "Иттифак " защищает интересы только богачей и для подлинного возрождения мусульманской нации необходимо организовать мусульманскую трудовую партию, которая смогла бы отстаивать интересы широких масс трудового населения. Программа самого  "Иттифака"
также была значительно скорректирована в сторону уменьшения радикализма и сосредоточилась в основном на решении религиозно-культурных вопросов. Либерально настроенные мусульманские политики отстаивали свою новомодную программу введения комплексного светского образования на родном языке как альтернативу системе русско-инородческих школ, разработанную в свое время Н.И.Ильминским и поддерживавшейся правительством. Они же выдвинули идею культурно-национальной автономии мусульманских народов, существовавшую в двух вариантах - территориальном и экстерриториальном.

     В Государственной думе третьего созыва, избранной на основе избирательного закона 3 июля 1907 г., резко уменьшилось представительство национальных окраин. Коренное население Туркестанского края и Степных областей вообще было лишено избирательных прав, как не достигшее "достаточного уровня ответственности". Также были урезаны квоты для областей внутренней России со значительным мусульманским населением. В результате в Государственную думу прошли только десять депутатов-мусульман.  Из этих десяти человек восемь объединились в самостоятельную фракцию, депутат от Закатальского округа и Дагестанской области И.Гайдаров примкнул к фракции социал-демократов,  депутат от Таврической области И.Муфтий-заде - к фракции октябристов.
 
    Одним из основных вопросов, которыми занималась фракция, была разработка законодательства об уравнении в правах православных и иноверческого населения. В частности, мусульманские депутаты активно поддерживали законопроект об изменении положений о переходе из одного вероисповедания в другое, который мог облегчить возвращение в лоно ислама тех, кто был насильственно крещен, но продолжал  в тайне исповедовать свою религию. Другими важными вопросами были использование местного языка в судах в тех регионах, где большинство населения составляли инородцы, не владевшие  в основном этим языком.

     Младотурецкий переворот 1908 г. в Османской империи усилил интерес российского правительства к оппозиционному мусульманскому движению. Одним из направлений национальной политики стала борьба с так называемым панисламизмом, под которым понималось всякое проявление культурно-политического самосознания мусульман. В приверженности панисламизму обвинялись, прежде всего, представители либеральной мусульманской интеллигенции, политическим рупором которой в своем роде была думская фракция. Мусульманские депутаты активно протестовали против этой политики, доказывая, что панисламизма не существует и разоблачая  провокации шовинистов. Подобная политика властей в немалой степени способствовала снижению лояльности политически активной части мусульманского сообщества России по отношению к государству. Однако нельзя не отметить тот факт, что после младотурецкого переворота в мусульманском политическом сознании наметилась серьезная протурецкая ориентация, которая не могла не беспокоить российскую власть.

    Мусульманская фракция в Государственной думе четвертого созыва, избранной в сентябре-октябре 1912 г., оказалась самой малочисленной - в нее вошли только 6 человек. Основные проблемы, которыми занимались мусульманские депутаты, остались практически прежними. Однако панисламистская проблема была осложнена победой  России в первой Балканской войне 1912-1913 гг. Поражение Турции вызвало в русском обществе подъем панславянских настроений, появились многочисленные рассуждения о "победе  славянства над исламом". Правительство стало усматривать в сочувствии мусульман своим единоверцам симптомы развития панисламизма и сепаратизма. В этой обстановке положение мусульманской фракции значительно усложнилось. Депутат М.Джафар