Сагитова
Л. В.
Региональная
идентичность:
социальные
детерминанты
и
конструктивистская
деятельность
СМИ (на
примере
Республики
Татарстан)
Несколько причин обусловили интерес исследователей к региональной идентичности в Татарстане. Первая из них связана с тем, что Татарстан, одним из первых в числе автономий заявил о самостоятельности и был лидером в "параде суверенитетов" начала 1990-х годов. Вторая причина - мирное урегулирование проблем в сфере межэтнических отношений как на уровне федерации, так и во внутриполитической жизни республики. Третья причина связана с религиозным фактором, поскольку на территории республики мирно уживаются две конфессии - христианство и ислам. И четвертая, универсальная причина связана с изучением изменений в культуре в трансформирующемся постсоветском обществе. Большая
часть
опубликованных
работ
посвящена
политическим
аспектам
идентичности
в
Татарстане.
Зарубежных
исследователей
прежде
всего
интересовал
процесс
федерализации
постсоветской
России, и
Татарстан
они
избирали в
качестве
одного из
показательных
примеров Актуальность
политологического
подхода к
проблеме
связана с
динамично
меняющейся
политической
конъюнктурой
процесса
федерализации
России,
процеcсами
строительства
федерации и
развития ее
субъектов в
новых
социально-экономических
и
политических
условиях.
Однако, не
менее
интересен и
актуален
культурологический
подход,
который
использовали
в своем
исследовании
авторы
сборника "Постсоветская
культурная
трансформация:
медиа и
этничность
в
Татарстане
1990-х гг." Тема и
предмет
этого
исследования
наиболее
близки
моему
подходу.
Авторы
используют
различные
фокусы в
исследовании
культурной
трансформации
в регионе. В
большинстве
статей
сборника
главный
акцент
ставится на
этнической
культуре и
идентичности
титульной
нации -
татар. В них
прослеживается,
как "отстаивается
национальная
идентичность
на "культурной
арене",
через
политику
языковой
реформы и
развитие
национальных
масс-медиа в
Татарстане В моем анализе важно соединить две взаимосвязанные составляющие процесса формирования региональной идентичности. Как известно, формирование региональной идентичности связано с перераспределением властных полномочий между Центром и регионами, основной импульс которого был задан политическими элитами. Поэтому интересы татарстанской элиты можно отнести к динамической составляющей процесса формирования республиканской идентичности. Однако, масштабные социальные изменения невозможны без подготовленной социальной почвы - интересов и настроений большинства населения региона. Это - инерционная составляющая процесса. Выявление факторов, влияющих на процесс конструирования региональной идентичности в современном Татарстане, является основной целью моего исследования. Следует оговорить, что в задачи данной статьи входит рассмотрение лишь одной из составляющих региональной идентичности - этнической, хотя последняя сосуществует и взаимодействует и с республиканской гражданской, и с территориальной идентичностями. Стимулы их формирования и сложность конфигураций их сосуществования требуют отдельного глубокого исследования. Теоретические основания анализа Сам по себе феномен идентичности имеет двойную направленность. С одной стороны, он является инструментом для поддержания субъективной реальности отдельной личности. С другой стороны, идентичность может использоваться влиятельными социальными группами в качестве инструмента социальной инженерии. Исторический опыт свидетельствует, что именно этническая идентичность становится объектом внимания политиков, с успехом использующих этнические ценности в своих идеологических доктринах и тем самым обеспечивающих себе широкую социальную поддержку. Современные концепции национализма помогают увидеть, как происходит политизация этничности. Этническая идентичность формируется и осознается в условиях культурного пограничья. Если не существует никаких внешних угроз, то этническая идентичность является частью приватной жизни человека, мало проявляя себя в сфере публичности. Какие же социальные факторы выводят ее в эту сферу? Два
сюжета из
концепции Б.Андерсона
- карьерная
биография
провинциального
чиновника и
осознание
сообществом
себя и своих
территориальных
границ
через
печатное
слово -
помогают
увидеть
роль
государственных
функционеров
и
интеллектуальной
элиты в
формировании
региональной
и
этнической
идентичности Анализируя
ситуацию
конструирования
новой
идентичности
в
Татарстане,
я
использовала,
в качестве
рамочной,
теорию
социального
конструирования
П. Бергера и
Т. Лукмана Детальное
описание
механизма
формирования
идентичности,
как
субъективной
реальности,
содержится
в теории П.Бергера
и Т.Лукмана.
Свойства
субъективной
реальности
формируются
в процессе
первичной
социализации.
Именно эта
веха
биографии
личности
содержит в
себе зерно
инерционности,
поскольку в
этот период
конструируется
первый мир
индивида,
которому
присуще
особое
качество
устойчивости.
Стабильность
ему придают
культурная
среда и
родной язык.
Язык при
этом
представляет
собой
наиболее
важную
часть и
наиболее
важный
инструмент
социализации "Материнское"
свойство
языка
придает ему
характер
исключительности
в ситуации
конкуренции
с другими
языками. Не
случайно,
Бергер и
Лукман
обращают
внимание на
то, что "это
редкость,
когда язык,
выученный
позднее,
приобретает
статус
столь же
неизбежной,
самоочевидной
реальности,
что и первый
язык,
выученный в
детстве" Не менее
значимо
влияние
социальной
структуры
на
формирование
идентичности.
Бергер и
Лукман
обращают
внимание на
особенности
формирования
идентичности
в различных
по степени
сложности
обществах Однако,
описанный
Бергером и
Лукманом Этнические
категории
могут
действовать
на уровне
межличностного
взаимодействия
(сфера
повседневности)
и на
идеологическом
уровне.
Рассматривая
второй
уровень,
можно
предположить,
что
значимость
тем или иным
этническим
категориям
придают
акторы,
действующие
в сфере
публичности
- "символьная" Таким образом, опираясь на теоретические посылки Барта, в ходе анализа предполагается выявить содержание основных этнических категорий с помощью которых очерчивается граница этнической группы и формируется региональная идентичность в Татарстане. Наряду с этим, будет определяться то, каким образом и почему этнические категории закрепляют систему господства - подчинения в соотношении этносоциальных групповых статусов. Гипотезы и задачи исследования Первичный анализ собранного материала позволил сформулировать гипотезы исследования: 1.
Конструктивистская
деятельность
элитных
групп по
формированию
региональной
идентичности
имеет под
собой
социальные
основания,
характеризующиеся
действием
политических,
социально-экономических
и
этнокультурных
факторов. Задачи исследования состояли в следующем: 1. Выявить
характеристики
основных
участников
процесса
конструирования
этнической
идентичности. Источники и методы исследования Поскольку
в
исследовании
анализируется
конструктивистская
деятельность
элитных
групп, то в
качестве
источника
была
избрана
республиканская
пресса.
Именно
ежедневная
газета,
транслируя
идеологию
власти,
делает ее
частью
обыденности.
Почему была
выбрана
пресса, а не
электронные
СМИ, влияние
которых
растет с
каждым днем?
Дело в том,
что
дискурсы, (как
официальный,
так и
оппозиционные
ему),
влияющие на
формирование
региональной
идентичности
начали
складываться
со второй
половины 1980-х
годов. В
этот период
в
республике
особенно
активны
были газеты:
на долю
местного
телевидения
приходилось
всего 3 часа
в день. Да и
сегодня,
несмотря на
то, что в
республике
увеличилось
время
вещания
местного
телевидения
и радио,
появились
новые
популярные
каналы,
пресса
сохраняет
свою
аудиторию.
Татарстан
вторую
подписную
кампанию
подряд (2000 и 2001
гг.)
занимает
первое
место по
Российской
Федерации
по
количеству
подписчиков
на 1000 человек
населения - 625,2
экз. (в
среднем по
России этот
показатель
составляет
216 экз.).
Разовый
тираж газет
в
Татарстане
сегодня
составляет 2
млн.329 тысяч
экземпляров При
анализе
республиканского
информационного
поля я
сочетала
два метода -
контент-анализ
и
дискурсивный
анализ
текстов.
Первый
метод
помогал
выявить
интенсивность
подачи
этнической
информации.
Под
этнической
информацией
понимается
"информация
об
этнических
особенностях
жизни,
появляющаяся
в СМИ в
разных
формах…
упоминания
в
публикациях
представителяй
тех или иных
этнических
общностей,
их обычаях,
ценностях,
явлениях,
связанных с
этнической
психологией
людей…
освещение
журналистами
этнополитических
и
этнокультурных
тем" При
отборе
изданий
учитывались
такие
параметры,
как
распространенность
газеты в
республике (тираж);
продолжительность
существования;
язык
издания (русский
или
татарский);
кому
принадлежит
издание (является
оно
государственным,
или
относительно
независимым).
Кроме того,
учитывалась
аудитория
издания (сельская
или
городская).
Всего было
отобрано
четыре
периодических
издания -официальные:
"Республика
Татарстан"
и "Ватаным
Татарстан"
и
относительно
независимые
издания: "
Вечерняя
Казань" и "Татарстан
яшьляре" Краткая
характеристика
изданий.
Если
официальные
издания, "Республика
Татарстан"
и "Ватаным
Татарстан"
в целом
сдержанны и
политически
корректны,
то "Вечерняя
Казань" и "Татарстан
яшьляре"
более
свободны в
выражении
своих
позиций.
Газета "Вечерняя
Казань"
носит
статус
закрытого
акционерного
общества и
зарегистрирована
в Минпечати
Российской
Федерации, в
Москве, что
обеспечивает
ей
независимость
от
республиканских
властей. "Татарстан
яшьляре"
учреждена
Советом
молодежных
организаций
РТ и
редакционным
коллективом
и находится
на полной
самоокупаемости.
Популярность
им
обеспечивает
небольшой
объем:
четырехполосные
(иногда с
добавлением
одной - двух
страниц)
газеты с
выходящей
один раз в
неделю "толстушкой".
Для них
характерны
отсутствие
больших
публикаций
и подача
краткой
информации
о самом
актуальном
в Казани и в
республике.
Кроме того, "Татарстан
яшьляре" с 2001
года
выходит в
цвете.
Наряду с
этим,
позиция
личностной
включенности,
комментарии
и отношение
журналистов,
коллективов
редакций к
происходящему
обеспечивает
довольно
высокий
рейтинг
изданий на
республиканском
рынке: "Вечерняя
Казань" и "Татарстан
яшьляре"
имеют
высокую для
республики
тиражность.
Эти издания
являются
самостоятельными
акторами на
республиканском
информационном
поле,
представляя
два ярко
выраженных
полюса в
оценке
происходящих
изменений в
Татарстане
по осям: "центр
- регион", "гражданская
- этническая"
идентичности Кроме
того, в
качестве
источников
использовались
данные
массовых
этносоциологических
опросов (1994, 1996, 1999,
2002 гг.), контент-анализ
читательских
писем Социальные группы и их интересы Те или иные акторы в зависимости от своих интересов, ресурсов, статуса и внутренних мотиваций играли различные роли в процессе формирования региональной (республиканской и этнической) идентичности в постсоветском Татарстане. Одни из них относятся к группе генераторов идентичности, другие могут быть онесены к стимулирующим группам и к пассивным потребителям. В данном исследовании важны все группы участников коммуникационного процесса. Генераторами выступают элитные группы, которые подразделяются на властную элиту, задающую основной вектор социальных преобразований в республике, и интеллектуальную элиту, которая генерирует идеологии, поддерживающие стратегии властной элиты, или же оппозиционные ей. К стимулирующим группам относятся те, кто распространяет идеологию, этнические и региональные ценности и символы. К ним можно отнести СМИ, систему образования и культуры. Третья группа - реципиенты (те, на кого направлено воздействие). Но главными участниками процесса формирования региональной идентичности выступают сегменты элиты. Властная элита Интересы
и мотивации
действий
властной
элиты
республики
определяются
сочетанием
ее
внутренних
характеристик
и динамикой
отношений с
Центром.
Важнейшей
особенностью
властной
элиты РТ
является ее
номенклатурное
происхождение.
Так, по
данным М.Фарукшина,
в середине 1990-х
годов
представители
бывшей
номенклатуры
в правящей
элите
Татарстана
составляли
92% Сложившийся
режим
взаимоотношений
между
Москвой и
Татарией в
советское
время
отчасти
напоминал
отношения
метрополии
и колоний по
Б.Андерсону.
Сходство
было в том,
что Москва
обладала
бесспорной
монополией
во всех
сферах
жизни:
политической,
экономической
и
культурной,
а модель
карьерного
роста в
советской
системе
социальной
мобильности
имела черты
сходства с
карьерным "путешествием"
абсолютистского
функционера.
Кроме того,
вследствие
политики
коренизации,
начавшейся
в 1920-е годы, в
административный
аппарат,
наряду с
русскими,
вводились
представители
"коренной
нации" -
татары.
Благодаря
сложившейся
модели
селекции
управленческих
кадров, (которая
воспроизводилась
и в
перестроечный
период),
высший
управленческий
слой
состоял в
большей
мере из
представителей
титульной
нации Какие факторы влияли на формирование групповой идентичности этого слоя в советский период? На мой взгляд, существенную роль могли играть кадровая политика Центра, ранжирование республик и областей, культурно-языковая дифференциация и степень экономической самостоятельности региональной элиты. В советское время кадровая мобильность внутри республиканского управленческого слоя полностью зависела от Центра. Назначение на партийную или управленческую должность согласовывалась в Москве. Доступ же к получению должности в самой столице функционеру из республики был крайне затруднен. Положение осложнялось существованием негласных установок, действовавших внутри высшего партийного бюрократического слоя: память о претензиях татар на собственную государственность, начиная с проекта штата Идель-Урал в 1918 г., требования повышения статуса республики до союзного в 1936, 1954, и 1977 гг.) поддерживала опасливое к ним отношение. Важное
значение
имела и
культурно-языковая
дифференциация.
Республиканская
бюрократия
систематически
пополнялась
выходцами
из села (по
данным Г.Мансуровой,
в
руководстве
Татарстана
выходцы из
сельской
местности в
1990-е гг.
составляли
73%) Региональная
идентичность
функционеров
стимулировалась
и системой
ранжирования
территорий
в СССР.
Союзные
республики
по
сравнению с
автономными
республиками
получали
большее
финансирование,
больше прав
и
возможностей
поддерживать
культуру
населяющих
их народов.
Ниже шли
области и
автономные
округа. Это
ранжирование
воспроизводилось
и во всем
укладе
корпоративной
культуры
республиканских
чиновников,
особенно
когда они
приезжали в
Москву.
Высказывание
одного из
депутатов
от Татарии
свидетельствует
о
чувствительности
к статусу: "Не
было
равноправия
и в зале
заседаний
Верховного
Совета СССР…В
1990 году
народные
депутаты
СССР,
избранные
от ТАССР,
сидели в
зале
заседаний
Верховного
Совета СССР
в последних
рядах, как
представители
"второсортной"
республики.
… В первых
рядах
сидели
представители
союзных
республик,
на галерке -
автономных" Но, пожалуй, самым болезненным для республиканской элиты было ограничение экономической самостоятельности. Татария, имея к началу 1980-х годов социально-экономический потенциал, равный трем прибалтийским республикам вместе взятым, по утвержденной модели распределения оставляла от получаемых производственных доходов всего 2% на собственные нужды. Безусловно, сложившаяся ситуация предопределяла общность интересов республиканских функционеров высшего звена в экономической сфере. Эта общность интересов усилилась в начале 1990-х гг. в связи с бурной приватизацией бывшей государственной собственности. Именно в этот период обостряется оппозиция "Центр - регионы", поскольку декларированная горизонтальность отношений республики с Центром предполагала равенство в претензиях на собственность. Для усиления и закрепления экономической самостоятельности властной элите Татарстана было необходимо защитить свои претензии с помощью государственности. Единственным обоснованием этого требования было положение о праве наций на самоопределение, и поэтому эффективным инструментом элит в процессе регионализации становится этничность, которая могла стать единственным основанием легитимации государственности республики. Поэтому усилия властной элиты были направлены на поддержку и развитие этнической идентичности татар. При этом для самих представителей элит этническая идентичность, хотя и присутствовала в структуре ценностей, не имела определяющего значения. Этот вывод может показаться противоречивым. Если исходить из того, что национальная принадлежность играла роль в селекции функционеров, то она должна была бы стоять на одном из первых мест по значимости в стратегии карьериста. Но на деле, этничность, имевшая значение в самом начале политики коренизации, со временем уступила место родственному или земляческому принципам рекрутирования элит. Помимо всего прочего, приемущестиво сельчан перед горожанами состояло в их бесспорном конформизме. Поэтому сельчане, попав во власть, отбирали нижестоящих функционеров не по этническому принципу (и тем более не по принципу компетентности), а по принципу родства или дружбы, когда лояльность выдвиженца была подтверждена давними связями. Хотя этот принцип был распространен по всей стране, но в русских провинциях, где население этнически однородно, он не был столь значим. Интеллигенция Активным участником процесса формирования региональной, и, в большей мере, этнической идентичности стала татарская интеллигенция. Пожалуй, это единственная группа, интересы которой и самоидентификация глубоко встроены в генерируемый ею публичный дискурс. Процесс обслуживания идеологии, направление которой задает властная элита, не всегда однозначен. Мотивация участия интеллектуалов в этом процессе может быть самой разной. Генерируемый властной элитой дискурс может совпадать с их личностной позицией и взглядами, а может быть просто необходимым средством поддержания социальной роли или же средством материального обеспечения. Возможны и дополнительные стимулы. В случае Татарстана к ним относятся социальное происхождение интеллигенции и сложившаяся в советское время асимметричность сосуществования "высоких культур" - общесоветской (на основе русской культуры и языка) и татарской. Значительная
часть
татарской
интеллигенции
является "молодой
интеллигенцией".
По данным
исследований
этносоциологов,
проведенным
в 1970-е годы, три
четверти
татар-интеллигентов
были
работниками
умственного
труда в
первом
поколении Почему
татарская
гуманитарная
интеллигенция,
будучи "молодой",
воспитанной
в лоне
советской
культуры,
вне
национальной
гуманитарной
традиции (почти
все
дореволюционное
культурное
наследие,
включая
татарскую
литературу,
общественную
мысль и
теологию,
было
объявлено
контрреволюционным
и запрещено,
а
интеллектуалы,
владевшие
им, уехали
за границу
или были
репрессированы),
с падением
коммунистического
режима так
активно
обратилась
к
национальному
наследию?
Ведь
гуманитарная
интеллигенция
была либо
активным
или
пассивным
агентом
советской
идеологии,
либо ее
негласным
оппонентом.
Но
последнее
было
редкостью:
если в среде
русской
интеллигенции
развивалось
диссидентство
и процветал
андеграунд,
то у татар
не было
ничего
похожего (наоборот,
количество
татар -
кандидатов
наук и
докторов,
работавших
на кафедрах
марксистско-ленинской
философии,
было
значительно
выше, чем у
русских в
республике) "1967 год.
Разиль
Валеев -
студент
первого
курса
московского
Литературного
института
им. М.Горького.
В институте
училось
всего 125
человек - в
основном из
союзных
республик.
Из
Татарстана
он один. (!) И
вот идет
лекция по
истории
Коммунистической
партии
Советского
Союза.
Читает ее
бывший
секретарь
по
идеологии
Сталинградского
обкома
партии, а
ныне
профессор
Водолагин.
Вдруг…
Валеев не
поверил
своим ушам!
Профессор
назвал
предателями
всех
крымских
татар! Более
того, все
татары на
его взгляд,
не только
крымские,
крайне
сомнительный
народ,
всегда
враждебно
относятся к
русским.
Недаром
казанских
татар
готовили к
выселению… Несомненно, такое внешнее приписывание черт закрепляло этническую идентичность и усиливало внутриэтническую солидарность. Все эти причины явились стимулами для того, чтобы национальная интеллигенция активно включилась в процесс формирования региональной этнической идентичности на массовом уровне. Апелляция к массовой поддержке оскорбленных национальных чувств получала эмоциональный отклик читателей в силу сходства опыта и отсутствия дистанции между читающими и пишущей "молодой" интеллигенцией. Республиканская пресса Рассматривать СМИ как механический инструмент передачи ценностей было бы упрощением. Значимые различия задают их институциональные характеристики, отношения собственности, учредители, не говоря уже о составе журналистского корпуса и читательской аудитории. В
постсоветский
период
заметно
выросло
количество
республиканских
изданий.
Если в 1985 г.
выходило 147
газет и 14
журналов, то
на 1 января 2001 г.
в
Татарстане
выходит 419
периодических
печатных
издания. Из
них: газет - 314
(74,9%), журналов - 85
(20,3%), прочих - 20 (4,8%).
На русском
языке
выпускается
234 издания (55,8%),
на
татарском - 51
издание (12,2%),
на русском и
татарском
языках - 105
изданий (25,1%) Несмотря
на то, что
внутри
правящей
элиты
Татарстана
существуют
противоборствующие
группы, ее
официальный
идеологический
дискурс,
выражающий
региональную
идентичность,
как правило,
консолидирован.
Возникающие
в
поворотные
для
республики
моменты
резко
оппозиционные
издания
живут
недолго Стремление властной элиты легитимировать в начале 1990-х годов более широкие (по сравнению с прежними), властные полномочия, как в глазах Москвы, так и в республиканском сообществе, должно было опираться на аргументы. На общероссийском уровне имелось только одно основание, которое отличало республику от обычной российской области - этнический фактор. Его значимость подкреплялась апелляцией к международным правовым нормам о праве наций на самоопределение и уже начавшимся процессам выхода из СССР союзных республик. Кроме того, немалую роль в республике играло национальное движение, которое пополнялось все новыми неформальными организациями. Его лозунги имели достаточно широкую поддержку среди определенной части татарского населения. Но был и еще один веский аргумент, который местная власть могла использовать в споре с Центром. Это - более низкий уровень обеспеченности жителей республики по сравнению с москвичами. Выигрышность этого аргумента в политической стратегии руководства Татарстана была бесспорна. Ответственность за сложившуюся систему распределения ресурсов несло центральное правительство. Поэтому выстраивание оппозиции "центр - республика" в формирующемся региональном самосознании способствовало четкому распределению акцентов: кто - "узурпатор", а кто - "жертва". Таким образом, этничность и оппозиция "центр - республика" становятся несущими опорами всей республиканской идеологии. Характер и особенности подачи этнической информации в республиканской прессе были тесно сопряжены с политическими событиями сопровождавшими отношения федерального Центра и республики. В соответствии с динамикой интенсивности подачи этнических тем процесс формирования республиканской идентичности можно разделить на несколько этапов. Первый этап - конец 1980-х - 1994 гг. - резкая и категорическая дистанцированность от Центра; 1994 - 2000гг. - неконфликтное утверждение республиканской идентичности; с 2000 года - интерпретация республиканской идентичности как составной части общероссийской идентичности. В
информационном
поле
Татарстана
конца 1980-х -
начала 1990-х гг.
этническая
информация
была очень
насыщенной,
и даже темы,
не
связанные
напрямую с
этничностью,
обсуждались
в свете
данных
проблем. Так,
тема
экологии,
связанная с
охраной
окружающей
среды,
переросла в
тему
экологии
национальной
культуры и
языка. Здесь
нельзя не
отметить (вообще
общую для
многих
национальных
республик)
характерную
увязку
этнокультурных
проблем с
политикой.
Отсталость
в развитии
национальной
культуры
татар
связывалась
с политикой
советского
государства,
с политикой
Москвы.
Именно
поэтому
получила
широкий
резонанс
тема
утраченной
государственности
татар.
Социально-экономические
проблемы
также
рассматривались
сквозь
призму
этничности Зачастую
обсуждение
сводилось к
поиску
виновной
стороны,
которой
оказывалось
российское
государство.
Однако, вина
государства
нередко
экстраполировалась
на его
этническое
большинство
- русских. В
этот период
особенно
сильно
звучал "мотив
жертвы".
Приведу в
качестве
примера
своего рода
квинтэссенцию
подобных
публикаций,
звучавших
довольно
часто на
страницах
республиканской
прессы.
Показательно
ее название
- "Соседи".
Автор,
писательница
Б.Рахимова,
оценивает "плоды
соседства с
русскими": "Государства
- нет. Язык - в
упадке. Нет
ни
национальной
армии, ни
национального
банка, наша
религия,
можно
сказать,
только, что
оправилась
от долгой
клинической
смерти. Что
касается
образования
- всего 7%
татарских
детей
обучается
на родном
языке.
Славный
некогда
град Казань
...
представляет
собой ...
настоящие
развалины.
Вместо
нефтяного
богатства
нам
достались
его
издержки:
химизация,
загрязненность
почвы,
землетрясения,
спровоцированные
нещадной и
вульгарной
эксплуатацией
наших
природных
богатств,
наконец,
чувство
опустошенности
в нас самих" Представленная
тема и тон
ее подачи
имеют свою
динамику.
Контент-анализ
сегодняшней
прессы (2001-2002 гг.)
показал, что,
хотя "мотив
жертвы"
продолжает
сохранять
актуальность,
но звучит
гораздо
реже. В этот
период
отмечена
всего одна
публикация
такого рода.
Ее название
- "Мудрость
начинается
с характера".
В ней автор
статьи
сравнивает
русский и
татарский
характеры. В
качестве
индикаторов
избраны
слова и
лексемы, по
мнению
автора, по-разному
осмысливающиеся
в русском и
татарском
языках. В
качестве
примера
приводится
ставшая
крылатой
фраза Б.Ельцина:
"Берите
суверенитета
столько,
сколько
сможете
проглотить!",
а затем
делается
вывод: "Русский
язык не
способен
быть языком
дипломатии,
так как в
нем много
резких и
бранных
слов".
После
перечисления
современных
бед России: "
экспансивная
политика"
и "разрушающее
изнутри
Россию
чиновничество",
автор
приходит к
заключению:
"Насколько
разнятся
системы
русских и
татарских
языков,
настолько
разнится и
менталитет
народов.
Сегодня
татары, живя
в русском
государстве,
перешли на
язык и
систему
русских"…От
этого, по
мнению
автора,
проистекают
все беды
народа.
Статья
завершается
призывом: "Нам
надо
разорвать
старую узду,
разрушить
мосты,
упрямо
встав на
родную
зеленую
почву,
начинать
жить
истинно по-татарски.
Только это
нас спасет" Для
периода
начала 1980-х -
начала 1990-х гг.
было
характерно
сильное
влияние
политической
конъюнктуры
на
появляющуюся
в прессе
этническую
информацию.
Особенно
это
проявилось
в период
сложных
отношений
между
Москвой и
Казанью в 1993-1994
гг. Контент-анализ
газет Борьба
за
государственность
Татарстана,
придание
республике
новой
политической
идентичности,
активизировала
использование
символов,
включающих
в себя
память о
былой
государственности
татарского
народа. К
ним
относится
День памяти
погибшим
защитникам
Казани при
завоевании
Казанского
ханства
Иваном
Грозным и
напоминания
о святых
Булгарах. В
качестве
примера
приведу
статью
писателя М.Юныса
"Уста руин",
где
инструментальная
функция
символа
выражена
наиболее
ярко: "Под
этими
камнями (в
Булгарах - Л.С.)
похоронена
эпоха наших
дедов,
живших
свободно. И
если мы
сегодня,
борясь за
независимость,
не сумеем
сплотиться,
... то наши
зародившиеся
надежды
тоже будут
похоронены
под этими
руинами" Как видно из приведенных материалов, общим знаменателем для всех тем, касающихся возрождения этнической культуры, языка и татарского народа в целом, в Татарстане стала тема государственности. Апелляция к этой теме имела две мотивации. Первая касается непосредственно возрождения этнической культуры и языка татар. Государственность татар в этом случае понималась как необходимое условие для создания благоприятного климата для их сохранения и развития, что отражало интересы национальной интеллигенции и этнически ориентированных татар. Вторая причина связана с перераспределением власти и собственности на территории постсоветской России. Интересы приумножения и сохранения экономических ресурсов были приоритетом для властной элиты, а этнический фактор служил ресурсом и инструментом консолидации населения республики вокруг ее лидеров. Исходя из своих интересов, обе эти группы - властная элита и интеллигенция - были заинтересованы в том, чтобы стимулировать описанный выше дискурс. Сопоставление результатов контент-анализа республиканской прессы за два последних года (2001-2002 гг.) с данными конца 1980-х - начала 1990-х годов, дает возможность проследить динамику в подаче этнической информации. В целом, нужно отметить, что доля этнической информации значительно уменьшилась. В проанализированных объемах газетных публикаций доля этнической информации составила: Таблица 1.Доля этнической информации в газетных публикациях
Для
сравнения:
доля
этнической
информации
в
официальной
газете "Известия
Татарстана"
в 1994 году
доходила до
45% Одно из
ведущих
мест среди
этнических
категорий,
обсуждаемых
"символьной
элитой",
занимает
тема
татарского
языка. Ее
презентация
в
республиканских
СМИ также
менялась на
протяжении
анализируемого
периода.
Особенно
бурным было
обсуждение
проблемы
современного
состояния
языка и
образования
на
татарском
языке в
конце 1980-х
начале 1990-х гг.
Язык и
национальная
школа
рассматривались
как первое
условие
сохранения
этнической
самобытности
татар: "Своя
государственность,
свой язык,
свое
образование
помогают
сохранить
нацию"; "Просвещение
- это наша
идеология.
Армия и
налоги
могут быть
общими (с
Россией - Л.С.),
но
образование
должно быть
свое" В
отличие от
публикаций
первой
половины 1990-х
годов, тема
отличия
Татарстана
от
российского
культурного
пространства
не получила
своего
продолжения.
Сегодня,
подчеркивается
инструментальный
характер
алфавита:
это удобная
графическая
система для
татарского
языка и
средство
эффективного
овладения
новыми
компьютерными
технологиями В
последние
годы,
казалось бы,
безобидный
вопрос
графической
системы
татар
получил
политическую
окраску.
После
вмешательства
федерального
Центра в ход
языковой
реформы,
связанной с
переводом
письменности
татар с
кириллицы
на латиницу,
и
последующий
запрет
Госдумы на
ее введение
в
республике,
тема языка и
алфавита
стала
обсуждаться
чаще и
эмоциональнее,
не только в
татароязычной,
но и в
русскоязычной
прессе.
Актуальность
темы
поддерживается
включением
в
обсуждение
помимо
журналистов,
политиков,
экспертов,
ученых,
общественных
деятелей и
читателей.
Официальная
позиция
подается,
как правило,
с точки
зрения
разграничения
полномочий
между
Москвой и
Казанью.
Например, "Республика
Татарстан"
цитирует
выступление
Председателя
Госсовета
РТ Ф.Мухаметшина:
"Думаю, что
это
неправильно
- указывать
из Москвы,
какому
народу
каким
шрифтом
писать на
своем
родном
языке. Это
не дело и не
полномочия
федерального
центра. Я
думаю, что
не стоит
даже
утруждать
себя
принятием
такого рода
закона" В высказывании противопоставляется стратегия федерального Центра, который вновь стремится все властные функции сосредоточить в своих руках, и интересы татарского народа, стремящегося по своему разумению сохранить свою культуру и язык. Связка двух понятий "российское государство - этническая культура" выстраиваются в оппозиции друг к другу, причем, первое наделяется чертами агрессора, а второе - жертвы. Таким образом, этнический фактор используется как один из немногих оставшихся в распоряжении власти ресурсов, помогающих отстоять свое республиканское "Я", а этническая культура и язык становятся той зоной, где наиболее близко совмещаются интересы этнически ориентированных татар и стратегия властной элиты. Столкновение
общероссийской
и
республиканской
этнической
идентичностей
в
информационном
поле
Татарстана
отчетливо
прослеживается
в дискурсах,
формируемых
неофициальными
изданиями. В
основе
стратегии
татароязычной
газеты "Татарстан
яшьляре"
лежит
утверждение
этнических
ценностей
посредством
дистанцирования
своего
этнического
"Я" от
России.
Напротив, "Вечерняя
Казань"
подвергает
сомнению
значимость
этнической
составляющей
республиканской
идентичности,
так же, как и
правомерность
выделения
республики
в качестве
самостоятельного
субъекта в
рамках
России.
Характерные
приемы,
которые
используют
эти газеты
для
утверждения
своих
дискурсов.
Например, "Вечерняя
Казань"
сообщая о
решении
правительства
РТ обсудить
всенародно
проект
Конституции
РТ,
приводимой
в
соответствие
с
российским
Основным
Законом,
пишет: "Проблема
всенародного
обсуждения
Конституции
в том, что
этот
документ не
увеличит
толщину
масла на
хлебе у Васи
Пупкина, не
ввернет
выкрученную
соседом
лампочку в
его
подъезде и
не вылечит
от болезни…Словом,
никаким
лишним
благом не
обрадует
обывателя…следовательно,
подавляющая
часть
населения
наверняка
останется
равнодушной
к ее
обсуждению."
Особенно
ярко, в
соответствии
со
стратегией
"Вечерней
Казани",
подаются
темы
ключевые:
тема языка,
республиканского
гражданства,
этничности
в
республике.
А стратегия
прореспубликанской
и
этнической
ориентации
газеты "Татарстан
яшьляре"
делает
объектом
сарказма и
насмешек
уязвимые
стороны
российской
внутренней
и внешней
политики.
Причем, обе
газеты "окрашивают"
в
соответствующие
тона даже
самый,
казалось бы
нейтральный
материал.
Так, в
субботнем
номере "Вечерней
Казани" (это
особенно
популярный
у аудитории
номер,
толстушка с
телепрограммой
на всю
неделю) в
рубрике "Субботний
репортаж"
напечатана
статья
журналистки
газеты с
названием: "Я
татарский
бы выучила!
Только где!"
У репортажа
- особая
маркировка,
отличная от
других
публикаций:
более
темный
цветовой
фон внутри
рамки и
крупный,
напечатанный
жирным
шрифтом
заголовок
на второй
полосе.
Журналистка
рассказывает
о
перипетиях,
связанных с
поиском
бесплатных
курсов
татарского
языка.
Начинается
репортаж с
иронической
фразы: "Помнится
закон
принимали с
большой
помпой.
Сколько
пылких
речей было
сказано…" С конца 2001
года
большой
резонанс
получило
дело С.Хапугина,
подавшего
иск в
Конституционный
суд РФ с
требованием
отмены
обязательного
изучения
татарского
языка в
объеме
русского
языка в
средней
школе.
Подробности
этого дела
постоянно
освещаются
на
страницах "Вечерней
Казани" в
специально
отведенной
для этой
темы
рубрике "Дело
движется".
Само
название
рубрики
говорит о
заинтересованности
газеты в
победе
подавшей
иск стороны.
Судя по тону
трансляции
"дела",
газета
активно
формирует
ряды
недовольных
уроками
татарского
языка в
школе.
Газета
приводит,
наряду с
рациональными
аргументами
(например,
нехватка
времени на
множество
предметов),
и такие: "Необходимо
учитывать,
что язык
является
важнейшим
элементом
национальной
культуры,
которая, в
свою
очередь,
участвует в
формировании
той или иной
идеологии и
психологии,
религиозных
взглядов,
образа
мышления и
уклада
жизни.
Недопустимо
насильственное
привитие
культуры
гражданам,
для которых
она не
является
родной. Это
неминуемо
ведет к
напряженности
в
межнациональных
отношениях" В
стратегии
газеты "Татарстан
яшьляре"
более четко
проявляется
оппозиция "мы"
- "они" в
сфере
государственного
строительства
и отношений
федерального
Центра и
субъекта
Федерации,
хотя иногда
характеристики
в адрес
российского
государства
экстраполируются
на его
этническое
большинство
- русских.
Обсуждение
изменений в
Конституции
РТ в газете
подается
через
призму
оппозиции "мы"
- "они". При
этом часто
используются
ассоциации,
связанные с
тоталитарным
прошлым.
Характерным
примером
служит
аналитическая
статья "Последний
предел
отступления,
где он?" Сравнение
приведенного
материала с
публикацией
о
Конституции
РТ в "Вечерней
Казани"
помогает
ярче
оттенить
особенности
стратегии
каждого
издания. В
публикации
газеты "Татарстан
яшьляре"
приводятся
высказывания
заинтересованных
лиц (представители
власти),
говорится
об
абстрактных
интересах
народа, и
при этом
акцентируется
этнический
фактор ("лакмусовой
бумагой ее
настроения
станет День
памяти,
традиционно
проводимый
15 октября, - по
количеству
и
настроению
участников
можно будет
судить о том,
каков
градус
общественных
настроений"
- имеется в
виду
татарская
часть
населения
РТ - Л.С.) и
делается
заключение:
"Ничем
хорошим все
это в
конечном
итоге не
обернется".
Общий тон
статьи
пафосный. В "Вечерней
Казани"
подход,
напротив,
прагматичный.
Основной
акцент в
публикациях
делается на
повседневные
нужды
простых
жителей
Татарстана,
независимо
от их
этнической
принадлежности.
Вся
информация,
содержащаяся
в газете,
подается с
позиции
простого
обывателя,
оппозиционного
власти. Но
здесь эта
оппозиционность
накладывается
на
особенности
власти в
республике,
где
этнический
фактор
играет
заметную
роль Итак, как
видно из
материалов,
газеты
выстраивают
оппозиции "мы"
- "они" и при
этом каждая
выбирает
свою ось. "Вечерняя
Казань"
формирует
солидарность
по принципу
"мы (народ) - "они"
(власть), но
это - власть
этническая,
республиканская.
Власть
российская
представлена,
как правило,
обобщенно,
без
конкретных
персонажей.
Акцентируется
ее функция
борца за
закон и
справедливость.
Постоянный
мониторинг
публикаций
газеты
показывает
популярность
темы
нарушений
местными
властями
российских
законов в
республике.
"Татарстан
яшьляре"
поддерживает
ось "Центр (Россия)
- Республика
(Татарстан) -
татары".
Помимо
пунктирных
информационных
блоков,
газета
публикует
большие
статьи-размышления.
Все три
обозначенных
звена "Республика
- Татарстан -
татары"
сходятся в
сюжетах,
посвященных
грядущей
переписи
населения. В
качестве
одной из
показательных
публикаций
может
послужить
интервью
журналиста
газеты с
депутатом
Госсовета
РТ,
писателем Р.Валеевым,
вышедшим
под
названием "Кто
отделился,
того
медведь
съест, кто
разделился -
съест волк".
В
публикации
сразу же
ставится
проблема:
грядет
новая
перепись
населения -
что она
несет
татарам?
Депутат
говоря об
увиденном
им проекте
бланков
переписи
высказывает
недоумение
и
возмущение -
почему
татар
поделили на
этнографические
группы, а
русских -
нет? Далее
депутат
делится
впечатлениями
своей
поездки в
Москву для
обсуждения
этой
проблемы в
Госдуме РФ,
где он не
получил
ответа на
свой вопрос.
Депутат
раскрывает
политическую
подоплеку
этой
процедуры,
действия
российского
государства
характеризуются
однозначно:
"геноцид": "такого
рода схема
переписи -
это
подготовка
упразднения
республик, в
которых по
такой
переписи не
останется 50%
титульного
населения.
Следовательно,
осуществится
девиз
Сталина - "Нет
народа - нет
проблем" Социальные и исторические основания этнического компонента региональной идентичности. Для
адекватного
понимания
отдельных
тем или
дискурсов,
существующих
в
информационном
поле,
необходим
анализ не
только
самих его
агентов с
набором
характеристик
и мотиваций,
но и
некоторых
аспектов
исторического,
социального,
политического
и
культурного
контекстов
сосуществования
на одной
территории
двух
этнических
общин В 1990 г. Татарстан объявил себя суверенным государством, что повлекло за собой легитимацию этнической культуры на государственном уровне. Закрепление государственного статуса татарского языка в Конституции РТ, принятие Закона о языках народов РТ (1992 г.), Государственная Программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ (1994 г.); появление новых периодических изданий на татарском языке положили начало расширению семантического поля этнической культуры татар. Если в советский период употребление национального языка ограничивалось сферой быта, то сегодня предпринимаются попытки его использования в политике, экономике, науке и культуре. Но обогащение семантического поля произошло не только за счет расширения функционального применения татарского языка. Идеология национального ренессанса формируемая этнической элитой, находит свое отражение на страницах республиканской прессы, в большей степени татароязычной, от простого употребления национальных символов до изложения концепций возрождения татарского общества. Культура и язык, в качестве этнических ценностей, способны придать значимость таким политическим категориям, как суверенитет и государственность, которые, в конце концов, начинают восприниматься массовым сознанием как этнические. Однако, политические усилия властной и "символьной" элиты республики не были бы столь плодотворны, если бы не было социальной основы в лице тех социальных групп, которые разделяют транслируемую систему ценностей, если бы не было исторической традиции, с помощью которой можно было бы обосновать легитимность конструируемого дискурса. Усилия в поисках своей идентичности в условиях смены эпох не новы. Анализ интерпретаций этнических проблем выявляет приверженность их авторов идеям модернизации татарского общества. По сути, произошло возвращение к дискурсам двух направлений общественного развития татарского общества, получившим наиболее яркое выражение в конце 19 - начале 20 веков. Идеологии джадидизма и кадимизма пытались сохранить этнорелигиозную идентичность татар в условиях буржуазной эпохи. Модернизационные идеи Европы, получившие широкий резонанс в русском обществе, по-своему интерпрпетировались в татарской среде. Татарские либералы приветствовали европейские ценности, признавали значимость русской культуры и языка для прогресса татарского общества. Кадимисты видели путь сохранения этнической общности через ее консервацию. В его основе лежала стратегия замкнутости мусульманской общины. Самодостаточность обеспечивалась социально-экономическим укладом жизнедеятельности традиционных сельских общин, с соблюдением шариата во внутренней жизни и догматической системой мусульманского образования. Воспитание конформной и ограниченной личности оспаривалось сторонниками реформаторского движения. Введение джадидистами светских наук, творческий подход к изучению ислама, введение русского языка, наряду с татарским языком обучения - должны были, по их замыслу, преодолеть инертность сельского менталитета и способствовать формированию урбанизированной личности, адаптированной к быстро развивающейся социальной реальности на основе своей национальной "высокой культуры". Позиции
джадидизма
явно видны в
модели
государственного
развития
республики
разработанной
современным
национальным
движением и
взятым на
вооружение
официальными
идеологами
Стратегия,
намеченного
в
программах
развития
республики
сочетает
модернизационные
ценности -
рынок,
частную
собственность,
плюрализм и
демократию,
и
национальные
- учет
исламского
фактора и
этнических
ценностей.
Сегодня
позиции
кадимистов
представляют
Милли
Меджлис,
партия "Иттифак"
и часть
мусульманского
духовенства.
Сторонниками
идей
джадидизма
является
ТОЦ и
большинство
национальной
интеллигенции.
В последнее
время о
приверженности
этому
течению
стала
открыто
заявлять и "партия
власти" Характерна
в этом
отношении
дискуссия,
проходившая
на
страницах
татароязычной
прессы
республики
во второй
половине 1990-х
гг. Ф.Байрамова,
лидер
национальной
партии "Иттифак",
писала о
главной
угрозе для
целостности
татар в "погоне
за Европой" (через
русскую
культуру): "стремление
татарских
ученых
узнать
русскую
культуру,
язык,
достичь их
уровня -
погубило
татарскую
нацию ...
жертвами
обрусения
сегодня
стали
образованные
и городские
татары" Ей
возражал
татарский
писатель А.Еники,
который
видел в
участии
татар в
модернизационных
процессах
залог
полноценного
развития
нации в
соответствии
с
требованиями
времени.
Изоляция
татарского
общества от
внешних
влияний -
это регресс,
писал он.
Называя
джадидистов
прогрессивными
реформаторами,
писатель
говорил о
пользе
овладения
русской
культурой и
языком: "Невозможно
жить,
отгородившись
от русского
общества. В
том, что
татары
сегодня
образованы -
есть
влияние и
русского
прогресса" Преемственность
модернизационной
составляющей
в
этнонационалистическом
дискурсе в
татарском
обществе
связана с
социальной
структурой
татар,
которая
сегодня в
Татарстане
близка к
социальной
структуре
русских.
Уровень
урбанизированности
среди татар,
включенности
в
современную
социально-экономическую
инфраструктуру
общества
довольно
высоки.
Исследования
этносоциологов
в ходе
реализации
программы "НИК" Мотивы
участия
властной и "символьной"
элиты
республики
в
формировании
этнонационалистического
дискурса
описаны
выше. Но в
чем состоят
причины
социальной
поддержки
конструируемого
дискурса?
Контент-анализ
читательских
писем,
поступавших
в редакции
республиканских
газет и
журналов, а
также
данные
массовых
этносоциологических
опросов
позволяют
выявить
некоторые
из них. "Партия
бывших
провинциалов",
которая
играет
ведущую
роль
идеолога
этнического
ренессанса,
выражает
интересы и
устремления,
в большей
мере,
татароязычной
части
татарского
общества.
Это
подтверждают
результаты
анализа
читательских
писем - 75% из
них
написано на
татарском
языке.
Естественно,
что
письменным
татарским
языком
владеют те,
кто получил
на нем
образование.
В 1987/88 гг. в
республике
насчитывалось
995 татарских
школ -
практически
полностью в
сельской
местности (численность
учащихся - 104,4
тыс.чел.). К 1988 г.
в Казани
осталась
всего лишь
одна
национальная
школа.
Несмотря на
то, что по
официальной
статистике
в 1988/89 гг. число
татарских
школ
возросло до
1059 (численность
учащихся - 70,1
тыс. чел.), а в
русских и
смешанных
школах
имелась 9091
группа по
изучению
татарского
языка с
охватом
более 127,0 тыс.
учащихся,
тем не менее,
количество
часов,
отведенных
на изучение
родного
языка в этих
школах, было
незначительным
- 2 часа в
неделю Результаты
опроса "НИК"
соотносятся
с данными
другого
социологического
опроса, по
которым: в
совершенстве
владеют
языком
своей
национальности
49% татар,
знают
только
разговорный
язык своей
национальности
- 43% Несмотря на то, что русскоязычная часть татар слабо проявила себя в процессе национального возрождения, тем не менее, у нее имеется своя позиция. Она проявилась в ходе опроса "НИК". На вопрос: "Как Вы относитесь к требованию некоторых национальных лидеров придать статус государственного языка только татарскому языку, одобрили - 18% горожан, 53% сельчан; не одобрили - 57% горожан, 19% сельчан. На утверждение: "Я никогда не забываю, что я татарин" - положительно ответили 50,5% татар. 50% татар согласились с тем, что современному человеку необходимо ощущать себя частью своей национальной группы. Таким образом, по степени актуальности этничности в структуре самосознания, татарское общества условно можно разделить на две равные половины. Они различаются в зависимости от социального происхождения и вторичной социализации, которая проходила либо на татарском, либо на русском языках. Можно с достаточной долей вероятности предположить, что этнически направленная система ценностных ориентаций сильнее представлена у татар-сельчан и горожан первого поколения. В свою очередь, внутри последней можно выделить наиболее активные подгруппы. Первая - этническая элита, ядро которой составляет художественная и гуманитарная интеллигенция и властная элита. Вторая - рабочие относительно молодых индустриальных центров, выходцы из села (примером может послужить Набережные Челны: не случайно этот город, начиная с постперестроечного периода, составляет национально-радикальную оппозицию умеренной, центристской Казани). Чтобы
представить
удельный
вес
анализируемой
нами группы
(этнически
ориентированных
татар) в
современном
татарстанском
обществе, то
есть
социальный
ресурс
поддержания
республиканской
этнической
идентичности
можно
использовать
данные о
миграционных
процессах в
республике.
По
сравнению с
переписью 1979
г., перепись 1989
г. показала,
что
удельный
вес татар в
населении
городов
Татарстана
вырос с 37,7% до 42,1%.
В то же
время
численность
татар в
сельской
местности
республики
уменьшилась
на 21,5% Приверженность национальным идеологемам не возникает на пустом месте, а определяется непосредственным опытом человека. Негативные стороны этого опыта, объединяющего выходцев из села, связаны с асимметричностью общесоветской "высокой культуры" и национальной культуры, в условиях которой нарушалась преемственность первичной и высшего звена вторичной социализации. Это затрудняло включение личности в престижные сферы социальной деятельности в советский период и обусловило актуальность идей модернизационного национализма. Таким образом, социальная детерминанта этничности была вызвана политикой советского государства, не сбалансировавшего процесс индустриализации с интересами и потребностями села, с одной стороны, и определить стратегию сохранения и развития национальных культур в новых экономических условиях, с другой. В результате, искусственное ограничение социально-профессионального продвижения сельчан, низкий уровень образования, в сочетании с несовпадением языка вторичной социализации сельчанина нерусской национальности с языком "высокой культуры" - русским, его низкий социальный статус, по сравнению с горожанином, явились основой нарушения баланса психологической адаптации сельчанина, особенно нерусского, в условиях города. Психологические корни этого явления связаны с потерей своего "дома" в условиях города, когда в столкновении с другой культурой и языком разрушалась или подвергалась сомнению неизбежность и самоочевидность субъективной реальности, выстроенной на "материнском языке" и национальной культуре, когда "значимые другие" в рамках этой культуры (в соответствии с которыми личность выстраивала свое идеальное "Я") теряли свою значимость в контексте общесоветской "высокой культуры". Попытка снять стресс заставляла бывшего сельчанина воссоздавать свой национальный "дом" в условиях города, а когда этничность была легитимирована на государственном уровне, то и защищать его гласно. Не
случайно
контент-анализ
читательских
писем,
присланных
на конкурс "Татар-90" Эта психологическая специфика помогает объяснить феномен популярности газеты "Татарстан яшьляре", имеющей самый высокий тираж в республике. Газета воплощает в себе самые характерные черты своего "дома" для сельчанина и горожанина первого поколения. Доверительный, диалоговый стиль общения, преобладание эмоционального начала над рациональным, поддержание оппозиции "мы - они" даже в информационных блоках, но не в радикальной, агрессивной, а умеренной форме, во многом обусловлены социальной и психологической близостью журналистов газеты, выходцев из села, своей аудитории. Воссоздавая черты своего "дома", газета дает возможность бывшему сельчанину в условиях города продолжить свою биографию в русле привычек, представлений и системы ценностей традиционной сельской общины. Приверженность этнонационалистической идеологии подкрепляется и апелляциями к истории. Сохранившаяся память об идеологии джадидизма, которая по замыслу дореволюционной татарской элиты должна была способствовать сохранению и развитию нации в условиях модернизации, была реанимирована "символьной элитой", представители которой составили костяк современных национальных движений Татарстана. Идеологемы дореволюционного национального возрождения татар получили свое развитие и новую интерпретацию в современных условиях. Они явились теоретической стратегией, обеспечивающей основу легитимности национальной культуре и ее носителям, поставленным российским государством в невыгодное положение. Асимметричность
общесоветской
"высокой
культуры" и
национальной
культуры
явилась
основанием
внутринационального
раскола
татарской
нации,
поскольку
произошло
наложение
социального
конфликта
между
городом и
деревней на
конкурентность
культур,
когда
носители
невостребованной
национальной
культуры
оказывались
в
невыгодном
положении
по
отношению к
русскоязычным
городским
татарам.
Актуальность
этнических
ценностей
сильно
снижалась
уже у
второго
поколения
горожан-татар.
Родителям,
бывшим
сельчанам,
было трудно
обосновать
рационалистически
настроенным
детям (кроме
как
эмоциональной
привязанностью)
важность
национальной
культуры и
языка, успех
социального
продвижения
которых
зависел от
знания
русского
языка и
культуры.
Ассимиляционные
процессы
среди
городских
татар,
сопровождающиеся
нигилизмом
по
отношению к
национальному,
спровоцировали
появление
темы "манкуртизма" Русскоязычные
татары
второго и
далее
поколений
ориентированы
в большей
мере на
русскую и
западную
культуру и
мало
интересуются
национальной
культурой.
Авторы
публикаций
в
республиканской
прессе,
размышляющие
о причинах
равнодушия
к
национальной
культуре
среди
русскоязычных
татар и
особенно,
молодежи,
видят
причину в ее
отсталости
и
неконкурентоспособности.
Молодой
писатель А.Хаиров
в статье "Манкурт
или "потерянная
нация"
писал: "Если
экономическая
культура
нации
узнается по
совершенству
экспортируемой
техники, то
духовная -
по экспорту
литературы
... Пропасть,
допустим
между
современной
татарской
литературой
и
американской,
очевидна.
Можно ли
сравнивать
"Белые
цветы" Другой
писатель, З.Хаким
пытался
рассмотреть
эту
проблему с
точки
зрения
психологии: "Теперь
ответьте на
вопрос:
воспитывает
ли наша
литература,
искусство и
сегодняшний
уклад жизни
чувство
собственного
достоинства
в
подрастающем
поколении
татар? Нет! ...
тут есть и
ответ,
почему в
театрах,
концертных
залах, на
национальных
мероприятиях
нет
молодежи ...
Юность
биологически
тянется к
свету, ей
нужен
простор и
поэтому она
не
вмещается в
залы, где
звучит
меланхолия,
тоска по
деревне и
однотипные
песенки о "сандугач"
("соловей"), "сагындым"
("соскучился")
и т.д.,
молодым
наплевать
на то, кто
виноват в
сегодняшней
действительности
татар, им
скучно
слушать
постоянные
жалобы на
судьбу и
проклятия в
адрес
русских.
Молодежь
тянется к
сильным,
уверенным,
обладающим
потенцией
на будущее ...
Молодым не
интересна
татарская
культура, в
ней они
чувствуют
душевный
дискомфорт" Другой причиной является характер вторичной социализации, которая у татар-горожан проходила на русском языке, на основе русской культуры и ее "значимых других". Именно на этой основе конструировался первый мир индивида и затем находил свое подтверждение в ходе вторичной социализации и дальнейшей жизни. Этот мир для него более знаком и комфортен. Русскоязычные татары-горожане чаще вступают в межнациональные браки с русскими, что ведет к полной ассимиляции. Сегодня у определенной части русскоязычных татар в какой-то мере сохраняется система ориентаций, которая включает в себя комплекс ценностей советской эпохи (патернализм, интернационализм и т.д.) Другая часть ориентирована на модернизационные западные ценности. Соответственно, представители этой группы включены в современные виды производства, наукоемкие сферы деятельности, знакомы с передовыми технологиями. Это та часть татар, для которых модернизация осуществилась, но не на основе национальной "высокой культуры", а на базе, прежде общесоветской, а теперь общероссийской "высокой культуры" на основе русской культуры и языка. Именно поэтому модернизационный дискурс татарского национального движения лишен для них такой притягательности, как для татар - сельчан. Однако, это не мешает русскоязычным татарам проявлять интерес к этнической истории и культуре, сведения о которых они черпают из русскоязычной прессы. Инерция
невключенности
татарской
культуры и
языка в
модернизационные
процессы,
начиная с
советского
периода,
дает о себе
знать и в
период
этнического
ренессанса.
Информационное
поле,
отражающее
социально-экономическую,
законодательно-правовую
и
политическую
жизнь
Татарстана
создается в
большей
мере на
русском
языке.
Весьма
показателен
факт,
демонстрирующий
приоритеты
русскоязычной
и
татароязычной
прессы. Так
две
одноименные
республиканские
информационные
газеты
преобразовались,
примерно в
один и тот
же период (1996 г.):
"Известия
Татарстана"
- в газету "Время
и деньги"; "Татарстан
хабэрлере"
в газету "Мэдэни
жомга" ("Культурная
пятница"). На
1 января 2001г.
тематический
набор
изданий,
выходящих
на
татарском и
русском
языках,
выглядит
следующим
образом: Таблица 2.
Сама по
себе
деятельность
русскоязычных
и
татароязычных
СМИ в
республике
может
служить
индикатором
степени
включенности
национальной
культуры в
модернизационные
процессы. В
своих
исследованиях
специалисты
по СМИ
приходят к
выводу о том,
что
концепция
татароязычных
СМИ
поддерживает
и развивает
культурный
традиционализм.
На эту
стратегию
влияют как
профессиональные
традиции,
берущие
начало с
дореволюционных
времен и
определяющие
ее
просветительский
журнальный
характер,
так и
традиции
советской
эпохи Таким образом, в информационном поле современного Татарстана сосуществует несколько дискурсов. Татароязычная пресса транслирует, наряду с национально-модернизационным дискурсом, общетатарстанский дискурс властной элиты, содержащий элементы дискурса советской эпохи. Ее аудиторией являются в большей мере татары-сельчане и горожане первого поколения, национальная интеллигенция. Русскоязычная пресса также содержит общетатарстанский дискурс властной элиты и оппозиционный ему, промосковский дискурс Центра, а также национально-модернизационный дискурс. Ее читают и русские, и татары. На включенность социальных групп в тот или иной из представленных дискурсов, вырабатываемых республиканскими СМИ, сегодня оказывают влияние, по крайней мере, два фактора: владение русским или татарским языком и интересы представителей этих групп. В самом выгодном положении оказываются татары, владеющие и татарским, и русским языками. Для них все информационное поле, создаваемое республиканской прессой, является прозрачным. Для русских и русскоязычных татар существенная его часть остается закрытой. Испытывают ли они ущемление? Если принять во внимание их интересы, то наверное, нет, поскольку существующие сегодня дискурсы татароязычной прессы для них малоактуальны. В то же время для татароязычных татар-сельчан и горожан первого поколения не стали еще "своими" дискурсы современной модернизации. Поэтому корректнее было бы говорить об автономности или наложении фрагментов этих дискурсов, которые актуализируются в сознании читателей в зависимости от систем идентичностей, обусловленных конкретными социально-экономическими и этнокультурными детерминантами. Тем не менее, конструктивистская деятельность СМИ в формировании республиканской и этнической идентичности будет и далее стимулироваться республиканской властью. Но здесь многое зависит от того, кто выступает учредителем (собственником) СМИ. Как правило, наиболее активными участниками в формировании этнической (татарской), или общетатарстанской (гражданской) идентичности являются издания, выходящие на русском и татарском языках, учредителями которых выступает государство, то есть республиканская власть. Очевидно, что деятельность этих СМИ подчиняется правилу: "кто платит деньги, тот и заказывает музыку". Но влияние рыночной экономики становится все ощутимее. В самом деле, ситуация сегодня такова, что практически ни одно издание, выходящее на татарском языке, не является рентабельным в силу некредитоспособности населения и отсутствия подготовленных специалистов в сфере издательского менеджмента и рекламного рынка. Поэтому татароязычные издания пока не способны выжить без помощи государства. Кроме того, рынок труда татароязычных журналистов ограничен границами республики, и в силу этого они "привязаны" к своему изданию. Отсутствие конкуренции и выбора не способствуют профессиональному росту. Однако есть и исключения. Так, конкурентоспособность газеты "Татарстан яшьляре" свидетельствует о ее востребованности. Шансы приумножения ее аудитории подкрепляются тем, что развитие национальной школы и высшего образования на татарском языке в республике уже сегодня начинает приносить свои плоды: увеличивается число татароязычных татар-горожан. Но здесь важно, насколько такого рода издания будут способны реагировать на вызовы времени. Вместо заключения Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп. Однако, она была бы неосуществима без "почвы", когда этнические ценности, культура и язык растворены в повседневности, когда для каких-то групп они являются частью "хабитуса" (по Бергеру и Лукману). Мы
смогли
убедиться и
в том, что
часть
современных
татар
ощущает
неравенство,
несмотря на
то, что их
социально-экономические
характеристики
сходны с
русскими в
Татарстане,
да и по
России в
целом
Примечания
|
Этно Журнал - ( |