UCOZ Реклама
Экспертиза подделки контрафакта.

Татарское историческое общество

А. Гафуров
Проблемы этнической идентификации
в Республике Башкортостан (по материалам социологического обследования)

Начало 90-х гг. ознаменовалось ростом этнического самосознания и возникновением национальных движений. В этих условиях самоидентификация народов приобретает значение важного фактора, влияющего на межнациональные отношения и этнополитическую ситуацию.

Цель настоящей работы — изучение установок этнической самоидентификации и влияющих на нее факторов у трех групп городского населения Республики Башкортостан — башкир, русских и татар. В работе использованы материалы этносо-циологического обследования, проведенного в 1993 г. Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва)1.

Этническую самоидентификацию большинство отечественных исследователей считают важнейшим элементом, своеобразным фундаментом национального самосознания2. Процесс соотнесения себя с другими (самоопределения) естествен и первичен для любого человека, так как в течение жизни ему постоянно приходится самоопределеляться по отношению к другим индивидам, группам, обществу в целом. Это может быть самоидентификация по половым, возрастным, социальным, профессиональным, личностным, этническим признакам.

Анализ иерархии основных установок, выявленной упомянутым обследованием, позволяет до некоторой степени изучить этническую самоидентификацию опрошенных групп населения. Речь идет прежде всего о разборе ответов на следующий вопрос, который был включен в исследовательскую программу. «Если вы считаете себя башкиром (татарином, русским), то чем определяется ваша национальность?» Отвечая на него, респонденты могли выбирать различные варианты ответов: язык, религия, физический облик, национальность родителей, близость к традициям культуры того или иного народа, близость к профессиональной культуре определенного народа, гражданство, территория проживания, национальная государственность, что-то неуловимое, национальное самосознание, общность исторической судьбы с таким-то народом.

Оказалось, что этническую самоидентификацию определяют в основном три фактора — национальность родителей, язык и этническое самосознание, — но ранговое распределение этих факторов для каждого народа различно. У русских на первом месте стоит национальный язык, затем — национальность родителей, на третьем месте — религиозная принадлежность, на четвертом — этнокультурный фактор и только на пятом месте — этническое самосознание. У татар и башкир ранговое расположение трех главных этноопределяюших факторов совпадает: национальность родителей, язык, этническая самоидентификация. Далее следует расхождение: у татар четвертое место занимает этнокультурный признак, пятое — религиозный, а у башкир, соответственно, территория проживания и религия.

Обращает на себя внимание, что башкиры, по сравнению с татарами и русскими, несколько большее значение придают фактору этнической территории. В этом, вероятно, проявилось положение титульного этноса, какое они занимают в республике, и особые переживания (по поводу этнической территории, государственности, гражданства), связанные с ним.

Для башкир и татар большее значение, чем для русских, имеют семейно-род-ственные связи, что отразилось на частоте выбора национальности родителей в качестве этноопределяюшего фактора.

Обследование показало, что одним из важнейших факторов этнического самоопределения является язык. Из 880 опрошенных-башкир 20,9% думают на родном языке, 46,1% — свободно говорят на нем, 15,9% — говорят с затруднениями, 7,7% — говорят с большими затруднениями, 9,3% — совсем не говорят на родном языке.

Среди татар (712 опрошенных) тех, кто думает на родном языке, оказалось 15,2%, свободно говорящих на нем — 59,6, говорящих с затруднениями — 16,2, говорящих с большими затруднениями — 6, совсем не говорящих — 3,1%. Таким образом, свободное владение родным языком башкиры сохранили в меньшей степени, чем татары.

Между этим обстоятельством и степенью совпадения этнического самосознания с официальной (закрепленной в документах) этнической идентификацией существует несомненная прямая корреляция. Так. из респондентов, проходящих по документам как «башкиры», считают себя таковыми 90%, тогда как среди тех, кто «записан татарами», причисляют себя к татарам 96,6%.

Башкир и татар связывают давние и очень непростые этноязыковые отношения. Они отразились, в частности, в уровне знания татарского языка башкирами и наоборот. По данным обследования, свыше половины опрошенных умеют говорить по-татарски. Из 817 респондентов, отнесших себя к башкирам, думают и свободно говорят на этом языке 31,6%, а не владеют им — 32,6%. Из лиц, являющихся по паспортным данным башкирами и не умеющих говорить по-татарски (266 опрошенных), 99,2% относят себя к башкирам.

Среди 779 опрошенных, считающих себя татарами, 18,1% думают и свободно говорят по-башкирски, 43,5% — не владеют этим языком. Из 294 респондентов, принадлежащих по документам к татарам и не умеющих говорить на башкирском, 98,6% относят себя к татарам. Это пример того, как родной язык влияет на этническую идентификацию.

Среди 793 опрошенных-русских свободно думают и говорят на русском языке 99,9%, совсем не говорят на нем — 0,1%. Из группы «русских по паспорту» 99,1% лиц считают себя русскими, 0,6% — татарами, 0,3% — башкирами. Абсолютное большинство русских не говорят ни по-башкирски, ни по-татарски.

Среди башкир и татар, наоборот, интенсивно распространяется русский язык. Достаточно сказать, что из опрошенных башкир и татар соответственно 86,5 и 89,3% думают или свободно говорят на русском языке, а 29,9 и 36,7% — владеют русским лучше, чем любым другим из трех сравниваемых языков. 90,4% русскоязычных башкир и 96,6% русскоязычных татар относят себя, соответственно, к башкирам и татарам. Татары лучше, чем башкиры, знают русский язык и больше используют его во всех сферах жизни, но это существенно не влияет на их этническую самоидентификацию.

Показательны следующие данные о корреляции этноопределителей «родной язык» и «этническое самосознание». 98,8% опрошенных, считающих своим родным языком башкирский, относят себя к башкирской национальности. Таких же, кто по паспорту — башкир и чей родной язык — башкирский, но считающих себя татарами, всего 1,1%. У татар такое сочетание этноопределяющих характеристик (этническая принадлежность по документам и родной язык — татарские, а самосознание — башкирское) имеет место только в 1,5% случаев. Еще реже оно встречается среди русских. Совпадение родного языка и этнического самосознания отчасти свидетельствует о консолидации башкир и татар.

Огромное влияние на сознание людей оказывает производственная и культурная среда. Она усиливает потребность в знании языка межнационального общения. Это подтверждают и данные обследования: из опрошенных, считающих себя башкирами, 50,9% говорят с коллегами по работе на русском, 30,8% — на русском и • башкирском и всего 4% — на башкирском языке. Из опрошенных-татар говорит на работе по-русски 56,1%, по-русски и по-татарски — 31,2, только по-татарски — 4,2%. В ряде башкирских семей русский язык становится единственным языком общения. Среди опрошенных, относящих себя к башкирам, доля тех, кто говорит с супругой (супругом) на башкирском языке, составляет 24,2%, а тех, кто на русском — 15,1%. Среди относящих себя к башкирам есть и лица, говорящие дома на двух языках: башкирском и русском (19,9%) или же татарском и башкирском (6,2%). Та же картина и у респондентов, считающих себя татарами. Из них на родном языке с мужем (женой) говорят 25,8%, на татарском и русском — 22,8, на русском — 19,6%. Это показывает, что для башкир и татар родной язык в условиях города теряет позиции и в качестве языка домашнего общения.

В городской среде происходит переход башкир на русский и отчасти на татарский языки, а татар — на русский язык. (При этом появляются люди — они есть и среди башкир, и среди татар, — которые признают родными одновременно два языка1.) Среди обследованных, относящих себя к башкирам, 8,8% считали своим родным языком татарский, а 5,7% — русский; из обследованных-татар (по самосознанию) 1,6% считали своим родным языком башкирский и 7,3% — русский. Такое смещение языковой принадлежности по отношению к самоидентификации более характерно для городской молодежи.

Переход татар и башкир на русский язык вызван рядом объективных и субъективных факторов: положением русского языка как языка межнационального общения, этнической ситуацией (русские — самый многочисленный этнос в республике), более широким и разнообразным использованием русского языка во всех сферах общественной жизни. Владение русским языком облегчает вхождение в трудовой коллектив, налаживание контактов с людьми разных национальностей, социальный рост. В городе у людей чаше появляются друзья другой национальности, для общения с которыми они прибегают к русскому или иному языку межнационального общения. Так, из числа опрошенных, причисляющих себя к башкирам, 40,5% общаются с ближайшим другом на русском языке, 21,4% — на башкирском, 20,7% — на башкирском и русском языках. Среди опрошенных-татар 44,6% общаются с другом на русском языке, 21,8% — на татарском и 20% — на татарском и русском языках.

Анализ результатов обследования показал, что переход башкир на татарский и русский языки, а татар — на русский в ряде случаев ведет к утрате ими родного языка (т.е. к языковой ассимиляции). Достаточно сказать, что 32,9% опрошенных-башкир и 25,3% татар либо говорят на родном языке с затруднениями, либо вовсе не владеют им. Это, несомненно, осложняет их этническую самоидентификацию и приобщение к духовным ценностям национальной культуры.

Какие же факторы больше всего влияют на этнические ориентации людей (проявляющиеся прежде всего в этническом самосознании и языковом поведении) в условиях многонационального города?

Оказывается, эти факторы разнятся по сравниваемым этническим группам, иногда существенно. Например, на представления об этничности у русских несомненно большее влияние, чем у башкир и татар, оказывают средства массовой информации, особенно телевидение.

Это связано не только с преобладанием вещания на русском языке, но и с меньшим значением в системе воспитания у русских (в силу их большей урбанизован-ности) традиционных, в том числе семейно-родственных отношений и методов. У татар же и башкир «догородские» методы этнопедагогики продолжают играть большую роль. Не менее важно и то, что в городской среде — русскоязычной и оказывающей культурно нивелирующее воздействие — семья и ближайшие родственники остаются для людей татарской и башкирской национальностей, особенно для родившейся в городе молодежи, своеобразным «островком» этнической социализации и потому сохраняют важную роль в формировании национального самосознания. Не случайно, что 33,7% респондентов-башкир и 36,8% татар придали этно-определяющее значение «семейно-родительскому» фактору, тогда как среди опро-шенных-русских таких было только 23,2%. Зато, по сравнению с татарами и башкирами, среди русских был значительно выше процент респондентов, которые выделили роль друзей и коллег по работе в формировании этнической идентификации.

У людей старшего поколения башкирской и татарской национальностей этническое самосознание в гораздо большей степени совпадает с родным языком. Родной язык у них прочно закрепился не только в роли этноопределяюшего фактора, но и фактора, определяющего их этнокультурные и этнопсихологические установки и предпочтения. У городской нерусской молодежи, принадлежащей к возрастным группам 20—25 лет, картина несколько иная. Родным языком у нее в силу разных причин (языковая ассимиляция, обучение в школе, общение и т.д.) является русский. Но многие из таких молодых людей продолжают считать себя башкирами и татарами. Их этническая самоидентификация еще не деформирована городской средой. Но нельзя исключить того, что у их детей и внуков может произойти смешение не только этнической самоидентификации, но и этнического самосознания, в целом.

Примечания

1. Программой упомянутого обследования предусматривался опрос взрослого (18 лет и старше) городского населения, принадлежащего к трем наиболее многочисленным национальностям республики: башкирской, русской и татарской. Объем основной выборки составил 2,4 тыс человек — по 800 человек от каждой из этих национальных групп. В выборку были включены 7 городов — Уфа, Салават, Нефтекамск, Белорецк, Скбай, Баймак и Туймазы, — отражающих генеральную совокупность городского населения республики

2. См.: Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М , 1984; Дробижева Л.М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века (в конце 80-х — начале 90-х годов) // Духовная культура и этническое самосознание Вып 2. М., 1991; Этническая идентичность и этногюлитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996; Старовойтова Г.В Этническая группа в современном советском городе. М., 1987.

3. Муллагулов М.Г. Этническое самосознание и этнокультурные ориентации башкир

 

  АВТОИНФО - ВСЕ ЧТО НАДО ЗНАТЬ О АВТОМОБИЛЕ!

Hosted by uCoz