Татарские
места в
Москве
Сергей Оленин
Наряду с теми
конфликтами,
которые в
прошлом
происходили
между
различными
народами,
населявшими
тогда
территорию,
которая
нынче
называется
Россией,
между этими
народами
происходили
и другие
контакты,
которые, быть
может, имеют
большее
значение, чем
военные.
которым
придается
излишне
преувеличенное
значение. Это
были
торговые,
промышленные,
бытовые,
политические
и другие
отношения. В
конце концов
любая война
длится не так
долго по
сравнению с
периодами
мира, во время
которых люди
встречаются,
торгуют,
строят дома,
женятся,
растят детей -
одним словом,
стараются
жить обычной
мирной
жизнью...
Первые
невоенные
татары,
появившиеся
в Москве, были,
естественно,
купцы. Это
относится к 14
веку. Затем
стали
поселяться
ремесленники,
которые по
своим
профессиям
не имели в то
время
конкурентов -
они
занимались
кожевенным
делом и
располагались
в районе
Замосковоречья,
на дороге,
которая вела
из главного
города
Золотой Орды -
Сарая - в
Москву. Их
профессионализм
и спрос на
кожаные
изделия был в
то время
настолько
велик, что
число их с
местными
учениками-подмастерьями
постепенно
росло и
привело к
появлению
особой
Кожевнической
слободы.
Еще одна из
причин
поселения
татар в
Москве
заключалась
в
необходимости
местному
населению
- и особенно
князьям
- общаться с
правительством
и остальными
народами,
населявшими
империю
Золотой Орды,
а также
другими
государствами
Востока. В
этом им
помогали
татарские
переводчики-толмачи.
Дело в том,
что русские
люди с
неохотой
учились
другим
языкам. (Это
неприятие
чужих языков
во многом
объяснялось
тем, что во
времена
средневековой
веронетерпимости
казалось, что
смена языков
ведет
к смене
веры. Так, во
время приема
Алексеем
Михайловичем
(1629 - 1676) одного из
православных
деятелей
Ближнего
Востока - патриарха
Макария,
- когда тот
попытался
щегольнуть
знанием
турецкого, "тишайший
царь" даже
испугался,
всплеснул
руками и
вскричал:
"Боже
сохрани,
чтобы такой
святой муж
осквернил
свои уста и
язык этой
нечистой
речью!"). С
этих времен в
Москве
сохранился и
сейчас
существует
Толмаческий
переулок.
Находится он
рядом с
Большой и
Малой
Татарской
улицами.
Неподалеку
же находятся
сохранившие
исторические
названия
Большая и
Малая
Ордынка. В
свое время в
этом
квартале
проживали
со своими
дворами
посланники
правительства
Золотой Орды.
В
дальнейшем
число татар в
Москве - как,
впрочем, и
всего
населения -
в
зависимости
от
складывавшихся
исторических
обстоятельств,
то
увеличивалось,
то
уменьшалось.
Кожевенная
слобода
постепенно, с
ростом числа
перенимавших
умение
работать с
кожей
москвичей,
русифицировалась.
Но в районе
нынешней
Якиманки в 15-16 веках
поселилось и
проживало
многочисленное
представительство
крымских
ханов. А позже
в начале
нынешней
Мясницкой
улицы
расположилась
резиденция
Касимовского
хана. За
Калужской
заставой
было
мусульманское
кладбище.
Неподалеку
от него
справляли и
религиозные
обряды. (Первая
мечеть в
благодарность
за заслуги
была
построена
после войны с
Наполеоном, в
которой в
рядах
русской
армии
сражались и
мусульманские
части,
проявившие
себя самым
наилучшим
образом).
Отметим. что
многие
потомки
ханов
Золотой Орды
добровольно
пошли на
службу "к
русскому
царю" и были
приближены
ко двору. Их
дворцы
находились в
различных
городских
районах.
Примечательно,
что один из
касимовских
ханов - Симеон
Бекбулатович
- по прихоти
Ивана
Грозного
даже занимал
какое-то
время его
место на
русском
троне.
После
перенесения
столицы в
Санкт-Петербург
многие
татары,
особенно из
числа
касимовских,
держали
постоялые
дворы и
харчевни на
тракте
Москва -
Петербург. В 19
веке, когда в
деревнях
стали
сокращаться
земельные
наделы, много
татар -
особенно из
числа
пензенских и
нижегородских
- потянулось в
Москву на
заработки.
Часть из них в
торговых
рядах (на
месте
бывшего ЦК
КПСС и
нынешней
администрации
президента)
держала
продуктовые
лавки, где
можно было
купить
халяльную
пищу. Много
татар
занималось
извозом и
работало
ямщиками.
Другие,
пользуясь "связями"
с давно
обосновавшимися
в столице
касимовцами,
которые
традиционно
занимали
места
буфетчиков,
устраивались
на работу на
многие
вокзалы
носильщиками,
что в то время
приносило
неплохие
доходы.
По переписи
1897 года в
Москве из
общего
миллиона
жителей
проживало
около 1000 татар.
В голодные
послереволюционные
годы многие
уехали в
деревни, а
когда
начался
голод в
Поволжье,
наоборот -
сюда стали
приезжать
целыми
семьями и
устраиваться
на фабрики и
заводы. На
многих из них,
таких.
например, как
"Красный
богатырь"
работали
целыми
деревнями.
Но теперь -
особенно
после начала
массового
жилищного
строительства
- проживали
уже не
компактно.
как в прошлые
века, а там,
где по ордеру
получали
квартиру. По
данным
переписи 1989
года татар в
столице
насчитывается
чуть более 2% -
не более 250,000.
Работают они
в разных
сферах и
отраслях
народного
хозяйства - от
таксопарков
до
академических
институтов.
Многие из них,
такие, как
хирург Ренат
Акчурин,
математик
Роальд
Сагдеев или
актер Сергей
Шакуров
известны
всему миру.
За
помощь в
написании
этой статьи
автор
благодарит
завотделом
Исламского
Конгресса
России В. Г.
Садур
22.02.97 г.
Опубликовано
в газете «Кемеш
кынгырау» - «Серебряный
колокольчик»
(детская
газета,
издающаяся в
г. Набережные
Челны)