UCOZ Реклама

ТАТАРЫ В ГОРОДЕ НА НЕВЕ

    В 2003 году Санкт-Петербург будет отмечать 300 летие со дня своего основания. История многонационального города, в котором мы живем, его прошлое, настоящее и будущее всегда глубоко волнуют нас, а сегодня, в преддверии юбилея Северной Венеции, вызывают живой, обостренный интерес. Моя исследовательская работа состоит трех частей, в которых рассматривается история татар в городе на Неве и будущность татарской диаспоры. Татары в нашем городе появились с первых дней его строительства, так как Петр I сгонял по собственному указу "работных" людей со всех уездов России. На строительство будущей столицы из каждых 10 татарских дворов брали одного молодого мужчину, который назад уже не возвращался. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось "переселять" в Петербург из всех губерний, уездов и посадов 4720 мастеровых людей с женами и детьми на вечное житье.

    Прибывшие работные люди селились посадами (слободами), чаще всего по локально-этническим признакам географических мест выхода, по принципу землячества (казанские, касимовские, пензенские, нижегородские татары). Жили татары в татарской слободе, был у них свой татарский рынок.

    Гановерский резидент при дворе Петра I Х.Ф.Вебер писал: "Если пройти далее мимо крепости, то пройдешь к татарскому рынку, расположенному против Кронверка. За этим рынком живут татары, турки, калмыки и разные другие нации, каждая на свой лад, причем в их домах такая изящная обстановка, какую вряд ли найдешь в Риме или Париже". (Вебер 1975:220).Татары, для своего времени, были культурной и образованной нацией. Их булгарские предки приняли ислам в 922 году. Лучшие сыны татарского народа обучались не только в булгарском медресе, но и в Бухаре,Самарканде. Караваны средневековых булгарских купцов колесили тогда по русским княжествам, Крыму, Средней Азии, и даже по Скандинавии. Татарские ювелиры и оружейники восхищали весь мир. Таким образом, в русской истории татары всегда были народом со своими древними культурными и духовными традициями. В Петербурге они старались не смешиваться с жителями столицы и всегда составляли замкнутую мусульманскую прослойку. Не вся татарская знать после падения Казанского ханства продолжала исповедовать ислам. Многие приняли христианство и усвоили русскую культуру (перечень аристократических татарских фамилий очень широк: Ширинские, Шахматовы, Мещерские, Апраксины, Нарышкины, Юсуповы, Тургеневы). Те, кто не пожелал изменить вере отцов, были лишены земли и превратились в торговую буржуазию. Торговля - основное занятие татар - стало основным занятием и петербургских татар.     Яркую характеристику коробейника дал А.А.Бахтиаров в 1888 году:"Кто не видел юркого князя(народное шуточное прозвище татарина), расхаживающего и в центре, и по окраинам Петербурга? Татарин - разнощик мануфактурного красного товара - представляет собой ходячую лавку. Это ситцевые платки, шерстяные шарфы, кушаки. Князь хорошо понимает, что его ходячая лавка представляет целый гостиный двор, и поэтому за свой незатейливый товар назначает цену по совести" (Бахтиаров 1888:222).

    Можно выделить три основных занятия татар: торговля, услужение и ремесло. Как указали А.А.Бахтиаров и А.Ф.Кони, татары-торговцы жили артелями по 20-30 человек и разделялись на два типа: "халатник"(торговец сырьем, узнаваемый по крику "халат-халат") и разносчик "красного" галантерейного товара. Татары вели также крупную торговлю мехами, кожей и коврами. Вообще, уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли солью, хлебом, кожами - почти всецело находились в их руках. Среди татар были купцы I, II, III гильдии. С древнейших времен татары узнали, что торговля интернациональна, и их национальная принадлежность и вероисповедание здесь не играют никакой роли. Торговых людей в Петербурге объединяли крепкими узами твердые законы и коммерческая дисциплина: умение держать слово, честность в финансовых делах. Постоянное общение в данной сфере привело к тому, что в Петербурге существовал даже татаро-русско-еврейский жаргон.

    Трудовая деятельность татар в столице Российской империи была особенно заметной в сфере услужения. Абдуллы и Хасаны - многочисленные дворники, содержали в чистоте дворы и улицы, разносили дрова по квартирам и выполняли множество мелких услуг. Следует заметить, что прислуга в императорском Зимнем дворце в начале XX века была полностью укомплектована из татар.

    Лучшие элитные рестораны столицы ("Данон", "Кюба", "Гранд-отель Европа", "Астория") славились знаменитыми касимовскими официантами.

    Занимались татары легким (пассажирским) и гужевым (грузовым) извозом на лошадях. Причем, ломовые извозчики-татары выполняли одновременно тяжелую работу грузчика. В отличие от других грузчиков, татары за работу денег не брали.

    В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, трезвостью и аккуратностью. И, тем не менее, перечень типичных занятий говорит, что наряду с другими инородцами татары были дискриминируемой группой населения столицы и других русских городов. Характерно в связи с этим воспоминание Л. Успенского о типичной надписи на домах в некоторых кварталах Петербурга: " Татарам и прочим крикунам вход во двор воспрещен" ( Успенский 1969:79).

    Петербургские этнографы Н.В.Юхнева и Г.В.Старовойтова отметили устойчивую динамику роста татарского населения в столице в разные века.

    Петербургские татары, обретя здесь свою новую родину, всегда были верны России и российскому престолу. Татары служили в российской армиии со времен основания империи. По данным исследователя Е.Анисимова, численность их в петровских войсках составляла до 70 тысяч сабель. ( Анисимов 1989:106). С начала XIX века комплектовался Отдельный гвардейский корпус, где офицеры и солдаты исповедовали ислам. Среди высшего командования российской армии были полковники и генералы татары (мусульмане). Например, Али Давлетович шейх-Али из рода Тевкиловых. Али Давлетович шейх-Али командовал башкиро-мишарскими войсками, а после выхода в отставку занимался общественной деятельностью. Вообще род Тевкиловых исправно и преданно служил российской империи. Среди них были ученые, муфтии, дипломаты и генералы, даже члены Государственной Думы.

    В работе рассматривается проблема репрессий и геноцида в первые годы после революции, когда лучшие люди всех национальностей оказались в лагерях ГУЛАГа. Это было время, когда татарам запрещалось говорить и писать на родном языке, посещать мечеть. Они вынуждены были скрывать свое национальное происхождение. Поэтому сегодня трудно установить истинное количество татар. Сотни расстрелянных татар, обвиненных в пантюркизме и национализме, нашли покой на кладбище в Левашево. (Аминов 1994:47). К сожалению, имена многих затерялись в пучине времени.

    В годы "перестройки" среди возвращенных имен прозвучали имена знаменитых татарских просветителей и общественных деятелей Баязитова и Мусы Яруловича Бигиева (Мусы Эффенди). Баязитов был основателем в Петербурге первой газетя на татарском языке "Нур" ("Свет") на казанском диалекте.

    С начала Великой Отечественной войны все мужчины, способные носить оружие ушли на фронт. По данным газеты "Нур" состав отдельных подразделений Ленинградского фронта на 30% состоял из татар. Многие женщины-татарки в блокадном городе служили в МПВО, госпиталях, работали на заводах. Не все пережили блокаду. Более 30 тысяч татар, по данным Татарского представительства в Санкт-Петербурге, похоронены на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

    Они занесены в "Книгу памяти Ленинграда 1941-1945 гг"

    Так коренные ли жители Петербурга татары? На наш взгляд, сегодня практически невозможно сказать, сохранился ли в городе с момента строительтсва его хотя бы один татарский род, мы можем утверждать, что петербургские татары (если иметь ввиду этническую группу ) являются коренными жителями города. Так как эта народность не исчезала никогда из нашего города, а наоборот, только пополнялась. А сегодняшняя татарская община в Санкт-Петербурге переживает не просто возрождение - а расцвет.

Литература

  1. Аминов, А.Д. 1994. Татары в Санкт-Петербурге. Исторический очерк. СПб.

  2. . Анисимов, Е.В. 1989. Время петровских реформ. XVIIIвек. Ленинград.

  3. . Бахтиаров , А.А.1998.Татары в Петербурге //Брюхо Петербурга. СПб.

  4. . Вебер, Х.Ф.1975. Описание столичного города Санкт-Петербурга.//В кн.ибталь.К.Э.,Лупов С.П. "Белые ночи", Альманах. Ленинград

  5. Воробьев, Н.Н.1953 Казанские татары. Москва

  6. Справочная книга о лицах Санкт-петербургского купечества. 1907. СПб

  7. Справочный указатель торгово-промышленных фирм Петербурга. 1907.СПб

  8. Старовойтова, Г.В. О формировании татарской этнодисперсной группы в населении Петербурга-Ленинграда.//Советская этнография,1980,№1.

  9. Успенский, Л. 1969.Записки старого петербуржца.Ленинград

  10. Юхнева,Н.В.1984 Этнический состав и этнонациональная структура населения Петербурга. Вторая половина XIX - начало XX века. Статистический анализ. Ленинград.

  11. Что известно петербуржцам о татарах? //газ."Нур" №№1-2,1999

 

Открытая олимпиада школьников по археологии, этнографии, истории религии и искусствоведению
Лежнев Валерий
9 класс,144 школа
Руководитель Е.А. Сущенко

 

 

Hosted by uCoz