UCOZ Реклама
завод металлоконструкций . Коммутаторные светодиодные лампы.

Заседание секции "Наука, образование, культура"
III Всемирного конгресса татар

28 августа 2001 года

БАЙРАМОВА Ф.А.:

Бисмиллахи рахман ирахим. Ассалямагалейкњм, дорогие единоверцы, ассалямагалейкум, дорогие соотечественники!
Когда в газетах был опубликован список делегатов этого конгресса, моя душа буквально плакала, потому что я не увидела ни одного истинного националиста, на этот конгресс не попал ни один человек, борющийся за свой народ, никого нет из Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Елабуги, даже из Казани. Не избрали на этот курултай наших крупных историков, таких как Марсель Ахметзянов, Равиль Фахретдинов, и других татарских интеллектуалов. Если внимательно прочитать список делегатов конгресса, можно увидеть, что 70-80 из них, даже больше, это татарские богачи, различные руководители ООО, чиновники. Да, богачи и их богатство нужны, наверное, но когда 90-95 процентов нации живут в нищете, переживают период потери государственной независимости, языка, веры, тема разговора конгресса должна быть совсем другой. Есть ли будущее у татарской нации? Мы сегодня должны думать об этом. Какое будущее ждет татар среди чужих наций и религий, среди чужих государств? Мы сегодня должны говорить об этом. Почему с такой скоростью идут русификация, манкуртизация, падение морали у татар, что нужно делать, чтобы все это оставновить - мы должны ответить на эти вопросы. Не спешите бить в барабаны, господа, у нас нет независимости. И наша нация сегодня беспробудно пьет. Как бы тяжело ни было на таком торжественном праздничном форуме вскрывать наши язвы, правду не скроешь. По словам медиков, если в Татарстане с такой же скоростью будут распространяться пьянство, наркомания, СПИД, через 20 лет половина населения Татарстана исчезнет. Об этом набережночелнинский СПИД-центр сообщил президенту, сегодня в Татарстане умирает больше людей, чем рождается, и в некоторых районах ситуация такая же как во время Великой Отечественной войны. Во многих случаях это трагическая смерть - самоубийства, рак, рак СПИД... Сегодня каждый четвертый житель Татарстана - либо пьяница, либо наркоман. СПИД дошел даже до татарских аулов. Хотим мы того или не хотим, мы живем сейчас в этом черном кольце. Я очень тщательно изучала жизнь в татарских городах и аулах и поэтому так уверенно об этом говорю. За пределами Татарстана идет такое же гниение и деградация народа. Что будем делать, друзья, как спасать нацию от смерти от пьянства и загнивания? Сегодня мы должны говорить об этом.

Сегодняшняя жизнь татар - это трагический итог. Это итог жизни в течение 70-80 лет без веры, итог подчинения другим нациям, итог безнравственности. Для того, чтобы мы могли сойти с этого пути, найти свой путь, Аллах дал нам десять лет. Но татарский народ не смог за эти десять лет расстаться с дурными привычками, перешедшими к нам от русских. Те, кто стоит во главе нации, не смогли открыто объявить независимую жизнь общей целью, и сами не поняли значения независимости. Надо было помочь народу уйти с пути в никуда и помочь ему встать на свой национальный путь.

Руководители думали создать безнациональное, общество, государство, существующее отдельно от религии и нации, ориентирующееся на Москву, и достигли этого. Правильно ли мы сделали, передав судьбу нации таким людям - сегодня на этот вопрос надо найти ответ. Потому что, не исправив ошибки прошлого, мы не сможем встать на правильный путь.
К сожалению, Татарстан и Башкортостан сегодня находятся на первом и втором месте в России по производству и потреблению водки. Самое большое количество свинины также производится в этих двух тюрко-мусульманских республиках. Завоевав независимость, в начале 90-х годов руководители Татарстана и Башкортостана должны были прекратить это. Но хоть один из людей, стоящих во главе нации, хоть раз высказался против водки? "Люди, давайте прекратим выпускать эту отраву, ведь татары гибнут от пьянства!" - хоть один из них так сказал?

Не говорят, потому что их доходы и богатство основаны на водке.
Татарские богачи, руководство воюют друг с другом, деля водочный рынок. Если нация не будет пить, они останутся без доходов. Поэтому ни один руководитель сегодня не высказывается против пьянства, не призывает отвратить народ от выпивки.

Предложение:
Если борьбу против пьянства собирается продолжить предстоящий конгресс, то этот вопрос надо поднять на государственный уровень и объявить задачей номер один. Это дело должен возглавить человек, стоящий далеко от власти, готовый бороться с пьянством в нашей нации.
Пьянству людей есть еще одна причина - это протест и ответ на все те несправедливости, которые творятся в татарской жизни. В течение этих десяти лет в Татарстане не было создано справедливой системы, богатые разбогатели еще больше, а бедные стали еще беднее. Сегодня 90-95 процентов людей на грани нищеты. Есть татарские аулы, где годами не выплачивалась зарплата, где люди годами работали бесплатно... В городах есть татары, которые годами не могут устроиться на работу. Много татар, которые в эти годы остались без земли и дома, не могли выучить детей, не могли лечиться из-за того, что не было денег... Это же наши люди, это же и их конгресс. Национальная интеллигенция тоже подошла вплотную к черте бедности, многие не могут выпустить свои книги, ученые не имеют возможности для поездок в зарубежные архивы для работы, у многих татарских ученых нет денег на поездок на международные симпозиумы. Если у нас самих такая ситуация, то о каком международном признании татар можно вести речь?

На II курултае конгресса говорили, что о татарах узнает мир. Кто это сделает? Наши ученые, которые должны трудиться на благо нации, они разъехались по другим странам, и служат другим государствам. Вот эти парни, которые сидят здесь, они же должны, вернувшись в Татарстан, служить татарской нации. А они служат, извините, кто казахам, кто русским, кто туркам. К сожалению, хоть они и умны, но они не служат татарской нации. (Аплодисменты).
Короче, бесчисленные богатства Татарстана, деньги от продажи нефти не достались народу, не служили делу развития нации, они утекли в карманы отдельных татарских богачей, и в Москву.

В недрах и на поверхности Татарстана, в нефти, в лесах, воде есть не только для татарского народа, он должен быть хозяином этих богатств. И это большое богатство должно быть справедливо разделено. Это богатство не должно было уйти на строительство казино и пирамид татарскими богачами и начальниками, оно должно было служить татарскому народу. Куда ушли деньги от продажи нефти в течение 10 лет? Почему татарин обнищал? Кто за это ответит?

Мое предложение:
После всего этого у руля государства и национальных проблем нужно поставить человека, который бы справедливо распоряжался народным богатством, не воровал и не давал воровать другим, в первую очередь думал не о своей семье и родственниках, а о нации. (Аплодисменты).

То же самое можно сказать и о национальных и религиозных делах.
Тот, кто стоит во главе страны и нации, должен быть борцом, сильным человеком, пронизанным национальным духом. Только тогда он сможет вывести нацию на верный путь. Чего можно ждать от руководителя-татарина, который за десять лет свободной жизни не смог открыть национальный университет, ни разу не пришел в мечеть прочесть намаз, не смог бороться за интересы своего народа? Только нынешнее беззаконие, безбожие, безъязычие (Аплодисменты)... Пусть вас не обманывает то, что стало много мечетей - они пусты, потому что в религию не пришли даже 1-2 процента татарского народа, не вернулись к вере, не начали читать по пять раз в день намаз.

Пусть вас не вводит в заблуждение и сравнительно большое число татарских школ - там учат на татарском языке, но по московской программе, переводя на татарский язык имперскую идеологию. За 10 лет независимости мы не смогли спастись от московских учебников, не смогли подготовить в наших школах борцов, которые болели бы душой за нацию. Если в преподавании татарской истории еще есть какой-то прогресс, то преподавание татарской истории все еще на уровне прошлого века.

Татарская история, татарская литература, даже татарская школа должны служить одной цели - воспитывать сильных духовно борцов за нацию! Потому что у нас еще нет государственной независимости, наша нация стоит перед опасностью гибели в чужом окружении. Поэтому каждый должен работать на одну цель - воспитание борцов за интересы нации. Школа, телевидение, газеты, театры - все должны иметь одну цель - воспитание борцов.
Эти десять лет конгресс не смог достичь этой цели. По-другому мы это сделать не сможем. Если мы не будем проводить эту идеологию, то государства у нас не будет. Какая идеология, какие мысли выйдут из этих школ? Воспитание в них имеет какую-то высокую цель или все идет по течению?

Пусть вас не вводят в заблуждение и песни-пляски, национальные зрелищные мероприятия, это всего лишь сфера развлечений. Душа нации связана с высшей моралью, с разумом, научными открытиями, потехи не могут быть главным делом и направлением ее жизни. Путь нации должен быть один - справедливость, справедливость и еще раз справедливость.
У меня есть что сказать о татарах, живущих за пределами республики, есть предложения. Их ситуация гораздо сложнее, чем наша.

ВАЛЕЕВ Р.И.:

12 минут говорит, что будем делать?

БАЙРАМОВА Ф.А.:
Друзья, я единственный человек из Челнов и единственная женщина. Извините. Я очень просила Аллаха, чтобы он дал мне донести эти слова до нации. Татар за пределами республики ждет опасность остаться без языка, без образования, без культуры, и без прав. Особенно это ощущается там, где татары являются коренным народом - в Башкортостане, Челябинской, Оренбургской, Самарской областях, Мордовии и других местах.
Если дело так пойдет и дальше, то через несколько поколений мы потерям татар, живущих за пределами республики. Есть татарские регионы, которые за эти десять лет не получили ни одной книги, например, за десять лет в село Лямбир Мордовии не поступило ни одной татарской книги. Есть регионы, где не подготовили ни одного национального специалиста. Татары там учат детей на русском языке, даже в деревнях, не обманывайте себя тем, что там якобы есть татараские школы. Нет. Я недавно была в Мордовии, Оренбургской и Самарской областях, все видела своими глазами. В татарских деревнях учат на русском языке. Даже в селах с населением пять, шесть тысяч человек, например, в известном Асекеево учат на русском. Татарский язык изучается как предмет, или факультатив, или вообще не изучается. Например, в Лямбире не изучается. Это татарское село в Мордовии с населением 5 тысяч человек. Что это? Это - конец! Это - конец!

Из зала:
- В Москве татарская школа...

БАЙРАМОВА Ф.А.:

Нет ее. Это обман. Если бы сама не видела - не верила.
В Башкортостане ситуация еще хуже - там с одной стороны татарских детей стараются русифицировать, с другой - идет башкиризация. Видите, каждый хочет жить за счет татар.
Сейчас, друзья, я выскажу свои предложения. Нам давно уже надо было сделать одно дело, 10 лет назад. Потому что это есть в других национальных республиках. Нам нужно было министерство по делам национальностей. Они есть в других республиках (Аплодисменты). Потому что это не может решить конгресс татар, это не может решить татарский общественный центр. Да, в статью нашей Конституции это внесено, имеется в виду, что мы помогаем татарам за пределами республики. Это пожелание, но механизма реализации у него нет. Механизмом может быть министерство по делам национальностей и заместитель премьер-министра, которые бы занимались татарскими проблемами и за пределами Татарстана, и в самой республике. Во-вторых, друзья, нужен международный комитет. Этот вопрос созрел, нужен международный комитет по защите прав татар. Я недавно (Аплодисменты) была в селе Асекеево Оренбургской области. В этом селе на месте древнего татарского кладбища начали строить церковь. Журналиста, который об этом написал, уволили с работы, возбудили судебное дело. Кто защитит этого татарина, этого журналиста? Скажите, кто защитит? Поэтому (Аплодисменты) нужен международный комитет по защите прав татарского народа, но, простите, что так говорю, не надо туда избирать "тетушек с перемячами" из-за рубежа. Туда должны войти ученые, такие авторитетные ученые, как Вил Мирзаянов. Тетушки приедут, пожалуйста, пусть будут гостями, но для того, чтобы обращаться в ООН, нужны юристы. И с какой бы областью Татарстан не заключал бы договор, на первом месте должен быть национальный вопрос. А сейчас на этом месте находятся вопросы продажи водки и бензина. И продажи полиэтилена. На первом плане должны быть национальные проблемы.
Я передам свое выступление в секретариат. У меня есть надежда, друзья, когда видишь все, что творится в регионах, плачешь, душа плачет, но все равно есть надежда. Потому что мы - нация, существующая со времен пророка Ноя! Неужели нация, которая тысячу лет назад приняла ислам, потрясала весь мир со времен Атиллы до времен Казанского ханства, может вот так просто умереть? Нет! Умереть мы ей не дадим. Нет , мы возьмем на вооружение веру в Аллаха, и его помощью спасем нацию. И, в завершение, не знаю, позовет ли на будущие конгрессы, удастся ли приехать или нет, прочту свое короткое стихотворение.

Башыћ имђ, татар!

Башыћ имђ, татар, башыћ имђ!
Љмет сњнде, беттек инде, димђ.
Син дљньяныћ падишаџы идећ,
Горур башыћ кем каршында идећ?

Син Аллаџныћ яратканы идећ,
"Мљселман" дип ќан атканы идећ.
Диннђн китеп, кемгђ табындыћ?
Њз хатаћа њзећ абындыћ.

Башыћ имђ, татар, башыћ имђ!
Эчтђн сызып, гел зарланып йљрмђ.
Ялгышыћны аћлап, тђњбђ кыл,
Ић дљрес юл - Коръђн сызган юл.

Башыћ имђ, татар, башыћ имђ!
Љмет сњнде, беттек инде димђ.
Тезлђнсђћ тик Аллаџ алдында -
Падишаџ булырсыћ тагын да.
Њткђннђрдђн ачы гыйбрђт ал!
Татар булып - њзећ булып кал?
Килђчђктђ тњрдђн урын ал!
Татар! Татар! Татар!


Спасибо вам (Аплодисменты).

Заседание секции "Наука, образование, культура"
III Всемирного конгресса татар

28 августа 2001 года

МИННУЛЛИН Т.А.:

Я не люблю читать свои выступления, но для того, чтобы не нарушать регламент, вынужден все же прочитать. Извините.

Дорогие соотечественники!
Большинство из вас помнят, наверное, что все партийные съезды в стране под названием СССР при власти коммунистов носили названия.
Съезд индустриализации, съезд коллективизации, съезд электрификации и другие.
Я бы тоже хотел дать курултаю Всемирного съезда татар название.
Первый курултай - это эйфория, или курултай головокружения от успехов. В небе России наконец-то появился свет демократии, татары, веками жившие с мечтами о национальной свободе, воспряли. Впервые за 450 лет они громко сказали слово "суверенитет" и записали его в свой Основной закон. Мы радовались тому, что мы живы, создали национальные общественные организации, строили планы на будущее. В этом же настроении встретили второй курултай. И успокоились, полагая, что все идет по-нашему. Поэтому 2 курултай я бы назвал курултаем спокойствия. У нас были большие надежды, но сложилось не так, как мы надеялись. Не привыкшая жить в условиях демократии Россия отступила с пути, по которому шла и снова возвращается к политике дубины. За примером не надо ходить далеко - чего стоит только принятие в первом чтении российской Государственной Думой закона, запрещающего ту графику, писать на которой мы считаем нужным. Мы не были готовы противостоять такой политике. Долгое время чего-то выжидали, не делая тех дел, которые можно было сделать, забыли, что такое Московская империя, что волк - это волк и он никогда не будет питаться сеном. И теперь пожинаем плоды. (Аплодисменты).

И вот собрались на 3 курултай. Он, на мой взгляд, должен стать курултаем выживания. (Аплодисменты). Наконец, мы перестали верить в то, что мы кому-то нужны и пришли к мысли, что сохранить татарскую нацию кроме самих татар никто не может.
Да, мы знали об этом. В то время, когда Россия была тюрьмой народов, во времена, когда татар уравняли с собаками, для того, чтобы сохранить себя, мы взяли как пример методы самозащиты ежей. То есть мы выставили свои иглы и создали собственную среду. У нас была система образования. Спасибо российской власти тех времен - она не давала денег на нашу учебу. И мы учили сами себя и по-своему. Сохранили свои обычаи и традиции, говорили и пели по-своему, и четыре века не давали нации погибнуть. Нас пытались силой заставить поменять веру, но мы еще сильнее сжались и выставили иглы. Мир менялся, замкнутый образ жизни создавал свои проблемы, но мы сохранили нацию.

Мы обманулись в 1917 году. Мы, как дети, поверили обещаниям о том, что теперь будет свобода, и что у нас будет своя республика, в которой мы будем жить так, как захотим. Мы открылись и в наш организм попали разнообразные чужеродные вирусы, наш иммунитет пропал. Но, слава богу, иммунитет мы утратили не до конца, и 90-е годы это показали. Сегодня надо искать новые пути самосохранения. Мы не можем вернуться в прошлое. Другое время, другие нравы, татарин и сам стал другим. В это время выросло поколение, не знающее родства. В их душах хотя и проскакивают национальные чувства, но гордости за свой народ у них в основном уже потеряно. Мало того, наши здоровые крепкие парни гибнут в бессмысленных преступных войнах, наша молодежь, которой бы работать и работать, попадает в преступные группы и убивает себе подобных, а сколько наших парней и девушек вступают в межнациональные браки, становясь удобрениями для цветущего сада другой нации? Но нация должна жить.

Проблема сохранения нации - это не только татарская проблема.
Даже сильные, самостоятельные государства борются за то, чтобы сохранить себя. Например, французы изо всех сил бьются против американизации. Непростым является вопрос сохранения русского народа в России. Он стоит перед опасностью потери своего лица, обычаев и традиций.

Даже русский язык, которому нас учили как великому языку, засорен, и превращается в жаргон. Но Россия может защитить русский народ с помощью специальных законов. А что делать нам, нациям, живущим в условиях колонии?

Конечно же, мы вынуждены сохранять себя сами, и ничего удивительного в этом нет.
Самозащита - это естественное явление для любого живого организма, и даже для растений. Если виду грозит опасность, даже растения бросают все ресурсы на защиту. Несколько примеров. В нашей деревне, в углу нашего сада разросся лопух. И я с ним все боролся. Каждый раз, приезжая в деревню, рубил его лопатой. Но он снова рос, в другом месте. К осени стали расти быстрее, чтобы успеть превратится в репей. В прошлом году я увидел нечто удивительное. Один лопух всего за одну неделю вырос, отцвел, и с него уже начали опадать семена. Вот как был в нем силен инстинкт размножения.

Наш писатель Мирсай абый Амир как-то рассказывал одну историю. Думаю, не обидитесь, если я расскажу, изменив в ней некоторые слова, которые нежелательно громко произносить, писать и тем более говорить с трибуны.

В 37 году Мирсая Амира без всякого повода арестовали и приговорили к расстрелу. "Когда я услышал приговор, говорил Мирсай Амир, в моем организме, против моей воли, появилось желание, связанное с инстинктом продолжения рода".

Так что наша борьба за самосохранение - это естественное явление, и ни у кого нет права нас за это в чем-то обвинять.

Но как сохранить себя в нынешних условиях? Способы могут быть разными. Нам, татарам, на мой взгляд, надо использовать прошлый опыт в новых условиях, по-новому использовать повадки ежа. Если мы хотя бы немного не выставим иглы в экономическом отношении, в политике, и особенно в духовной сфере, то мы пропадем. Конечно, говорить так сейчас, во времена интеграции, может быть, наивно и смешно. Но других способов нет. Поэтому Всемирный конгресс татар должен разработать концепцию самосохранения с научной, идеологической и политической точки зрения, и довести ее до народа.
Экономистам надо найти пути, как работать с нашими предпринимателями в интересах нашей нации, политикам необходимо надо готовиться к борьбе с теми, кто пытается ущемлять наши права, и это должно быть способом организации работы конгресса. На плечи конгресса ложится и привлечение татарской интеллигенции к защите духовности нации, и объединение интеллигенции.

Для того чтобы все это сделать, руководитель конгресса должен быть не просто исполнителем, но и основательным идеологом, которого волнует судьба нации, и опытным, подготовленным политиком, и хорошим организатором. А иначе 4 курултай конгресса может и не состояться. И мы, делегаты, сидящие здесь, войдем в татарскую историю как люди, копавшие могилу нации.
Я знаю недостатки прежнего исполкома, но не ставлю перед собой цели всю вину возложить на него. Сейчас не то время, когда нужно друг друга в чем-то обвинять, сейчас время, когда нужно взаимопонимание и объединение. В годы суверенитета мы доказали, что мы можем жить как самостоятельная страна. Мы доказали, что мы народ, который может найти общий язык с Москвой. И Москва это знает, и поэтому ищет пути, чтобы оставить нас в бедственном положении. Но мы, если на то будет воля Аллаха, все равно сохраним наш дух. Я верю своим татарам. (Овация)

Hosted by uCoz