UCOZ Реклама
лебедка тяговая . Пожарные емкости и пожарные резервуары ozon-obninsk.ru.

          

                       
НОВОСТИ ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК 
 

Посвящается светлой памяти Лии Абдулловны Беляевой   

 Разработка и публикация исследований родословных связей татарских семей Касимовского мегаполиса осуществлено с одобрения и благословения Председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России муфтия равиля гайнутдина

 

 

 

 

 Краткое вступление   

Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина изучает родственные связи и происхождение родов и фамилий.

Традиции ведения родословных у татарского народа уходят своими корнями в глубь веков, ко временам родоплеменного строя. Однако образцы тех древних родословий до наших дней не сохранились, но термин, выражающий понятие "родословие" является слово арабского происхождения "шеджере" ("дерево, древо"). В татарском языке имеется ряд синонимов этого термина – насел аначы (родословное дерево), насел язуы (родословная запись).

Исторические легенды татарских генеалогий, связанные с географическими регионами расселения татар, выражают национальные особенности вместе с антропонимикой Шеджере (1).

В ХVII веке в основном шеджере составлялись и передавались властям для защиты имущественных интересов родов, например князей Юсуповых, Акчуриных, Ширинских и др. В определенных целях материалы шеджере использовались деятелями татарской литературы. Однако в начале ХVIII века был упразднен так называемый служилый класс. С упразднением былых экономических прав татарских мурз и беков отпала и потребность в их закреплении в юридических документах – шеджере. С этого момента родословные становятся объектом чисто познавательского интереса, продолжая выполнять воспитательную функцию.

В 60-е годы XIX в. материалы татарских генеалогий были использованы в труде русского востоковеда В.В. Вельяминова-Зернова (2), посвященном исследованию истории Касимовского ханства. Образцы шеджере использовались здесь на вполне научном уровне и вполне достоверны. Вместе с тем в своем труде он не дал полных текстов шеджере, а привел лишь фрагменты и на основе их критического анализа обосновал некоторые свои доводы. При этом шеджере Касимовских ханов, шеджере Шакуловых ранее не публиковались.

Со второй половины XIX в. усиливается интерес к шеджере Касимовского ханства со стороны татарских ученых Шагабутдина Марджани и Р.Фахретдинова; в конце XIX в. стали появляться отдельные фамильные шеджере, в частности фамилии Сафаровых, выходцев из с.Азеево.

В книге М.Ахметзянова (1) упоминается об опубликованных в журнале "Шура" (3) копии шеджере князя Максутова, датированного 1840г.; другими опубликованными памятниками являются шеджере Ширинских в 1858г. и шеджере Яушевых.

В послеоктябрьский период в связи с определенными историческими причинами не было особого интереса к шеджере со стороны ученых. В последние годы защищены две кандидатские диссертации по изучению татарских шеджере, однако до сих пор нет каких-либо удовлетворительных сборников татарских родословий, нет цельных связанных достоверных списков, нет подхода по разным географическим регионам и по каждой определенной эпохе, не говоря уж об отдельных полных фамильных родословий.

К сожалению, настоящее исследование, хотя и начато в 50-е годы ХХ века, в силу существовавших социально-политических условий в стране и, в особенности, с повсеместным уничтожением самых элитных и родообразующих граждан и целых семей в период 1917-1937г.г., понесло невосполнимый урон в памяти оставшихся поколений нашего народа. Все цивилизованные народы гордятся своими предками, чтут их заслуги и множат их наследие. Только варвары могли истреблять цвет нации, умных, деятельных и культурных людей общества.

Система созданной жизнедеятельности и взаимоотношений между людьми и кланами, организация партий, молодежных организаций, кружков и прочее, совершенно не способствовало развитию семейных и фамильных ценностей, полностью уничтожила родовую гордость наций, что, в конце концов, и привело к тому, что сегодняшние молодые люди нередко не знают имен своих бабушек и дедушек, даже братьев и сестер, или племянников. Это низводит их на уровень манкуртов (выражение Ч.Айтматова), не помнящих своего родства.

Изучение материалов татарских шеджере, которые в своем историческом развитии прошли три основных этапа –

1) – родоплеменные шеджере (с древнейших времен до XIIIв.)

2) – фамильные шеджере (XIII-XX вв.)

3) – фамильные шеджере с фактами по истории известных представителей фамилий,

требуют к себе самого критического отношения, так как региональная история в упомянутых материалах служит лишь фоном для фамильных историй (первая половина ХХв.). Это дает нам подтверждение правильности выбранного метода изучения истории родственных связей касимовских татар, которые в силу разных причин в течение ряда веков (мы надеемся, что именно 800-600 лет, если изучать Ширинских, Бикматовых или Яушевых и более 1300 лет существует клан Сеит Шакуловых, родственные связи которых идут от семьи пророка Мухаммеда 620-е годы) перемежались между собой, создав определенную новую ступень развития населения мегаполиса, который давно носит название, отличное от других – касимские татары.

Они старались жениться и выходить замуж на женихах и невестах своих достойных и проверенных династиях, оправдывая, вероятно, касимовскую пословицу "Чистую воду на сторону не бросают" ("Чиста сувны читка сыпмийлар"), а еще "Свояченицу и свояка поженили с божьей помощью" ("Кдачаны кдага топшерганлар хдага").

Касимовские татары – это культурное, образованное, предприимчивое, деловое, научное, производственное, торговое, ремесленное, международное, многогранное, интернациональное сообщество татар. Их история тесно связана с Московским царством, так как Касимов был создан как город-крепость для защиты Москвы уже в 1152г., т.е. через 5 лет после рождения Москвы. В 2002 году мы будем праздновать 850-летие Касимова. Поэтому изучать одну фамилию невозможно, так как почти весь мегаполис составляет в целом одну родственную семью и о них надо знать всё и обо всех.

Эта печатная рукопись является первой попыткой собрать воедино все шеджере татар, связанных родственными связями, не подразделяя на кровные, мужские или другие установившиеся параметры.

Форма и структура представления нашего исследования, назовем его буклетом, состоит из 3 основных разделов:

1. Генеалогические (родословные) схемы;

2. Текстовая часть, характеризующая основные памятные события, достижения, характеристики и т.д., то есть раздел "Кто есть кто";

3. Иллюстрационный материал, в основном сохранившиеся фотографии представителей семей и родов.

В заключение хочется сказать, что работа над буклетом продолжается с 1950-х годов, начал ее автор, подхватила идею и творчески продолжила жена Лия Абдулловна – ее светлой памяти посвящается вся эта работа, затем дочери Эльмира и Кира активно помогли в работе.

Со временем скромное желание иметь свою родословную переросло в необходимую потребность глобальной системы родственных связей касимовских татар, где уже участвовали почти все представители родов и фамилий, и без их участия было бы невозможно выполнить то, что сделано.

Главной задачей автора было сохранить для будущего персонифицированную память о людях и их человеческих отношениях нескольких поколений наших родственников. При этом цель автора свелась к тому, чтобы на основе многовекового и многосемейного жизненного опыта и культурного наследия своих родов, отраженных в историях родных людей, развить интерес и потребность сегодняшних поколений в более широком общении между собой, духовном сближении и понимании значимости родственных связей, ценности близкого человека, гордости за наших предков, теплоты воспоминаний и, конечно, надежды на счастливое будущее, имея такой жизненный багаж. Его только надо ценить, знать и накапливать. Мне, право, трудно выразить то общее чувство уважения, любви, сопереживания за прошлое наших предков и волнение и надежду за будущее наших потомков, что переполняет меня.

От всей души выражаю искреннюю благодарность всем родным, кто помог собрать материалы для этого труда, особо хочется отметить участие в создании и выходе буклета, сказать зур рахмат и пожелать личного благополучия

Кастровой  Раузе Ахмедовне

Тугееву Кариму Сафеевичу

Алтынбаеву Адгаму Ибрагимовичу

Горелик Лине Адгамовне

Алтынбаевым Рустему и Рауфу Хасановичам

Девишевой Саиде Сафиевне

Ишимбаевой Тавхиде Валеевне

Башировой Гюльнар Габидовне

Бикматову Рустему Габидовичу

Девишеву Икбалю Абдул-Азизовичу

Девишеву Бадрею Бадретдиновичу

Беляеву Умиду Бакиевичу

Шамсутдиновой Ильсияр Абдулловне

Юнусовой Хадиче Каримовне

Ишимбаевой Амние Абдул-Азизовне

Ерзину Рустаму Ахтямовичу

Поздняковой Хсни-джан Каюмовне

Акчуриной Шифе Абдулловне

Мустафиной Альфие Латифовне

Курмаевой Элеоноре Абдулловне

Хамзину Наилю Шамилевичу

Тугеевой-Карамышевой Фатиме Ахмедовне

Карамышевой-Вергазовой Асие Фазлулловне

Альбетковой Алие Хусаиновне

Балтачеевой Алие Мустафаевне

Байгузиной (Сизовой) Наиле Алимджановне

Бегловой (Кашаевой) Ильзире Нигматуловне

Булатовой (Ерзиной) Гюльзар Алиевне

Максутовой (Брундуковой) Аиде Мигдатовне

Сакаевой Диляре Исмаиловне

Ширинской (Сакаевой) Наджие Мухаммедовне

Сафарову Марату Аббасовичу

Газину Надиру Хисаметдиновичу

Утюшевой (Булгаковой) Земфире Абдулловне

Хасьяновой Наиле Мустафьевне

Янбухтиной Амине Хусаиновне

Бурнашевой Эльмире Абдурахмановне

Тугушевой (Ялышевой) Наиле Зарифовне

Вергазову Ринату Аминовичу

Кашаевой (Бахтиозиной) Камиле Сафеевне

Мусаевой Равзе Ганеевне

Хакимджановой (Девишевой) Ляйле Мухаметджановне  

                      Ханбековой Рабиге Атаулловне

                      Ишимбаевой Халии Валеевне

                     Беляеву Баки Сагадеевичу

                   Ишимбаеву Ахмеду Мургазиновичу

                     Рахмаеву Махмуду Измайловичу 

Литература

1. Ахметзянов Марсель. Татарские шеджере. – Казань, 1991 с.1-20; с.48 о Яушевых; 156с.

2. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Т.2. – СПб., 1864; с.112, 119, 121; т.3. – СПб., 1865, с.497, 498; т.4. – СПБ., 1887, с.3 и др.

3. Ризаэтдин бине Фахретдин. "Князья Максутовы" – Шура. 1917, № 6, с.139-143.

4.Шеджере Шакуловых. 1800. араб. Отдел рукописей ИЯЛИ. Ф.99, оп.1., д.209

5. Шеджере Ширинских. Середина XIXв. араб. Отдел рукописей ИЯЛИ. Ф.99, оп.1, д.40.

6.Шеджере Яуша. См. Историю Баранги. 1912г. араб. Отдел рукописей ИЯЛИ, кол39, оп.1, ед.хр.34.

7.История Азеево. 1924, араб. А.Блашев. Казань, 1924, 30с.

8.Г.Газис. История татар. 1994. Москва. "Московский лицей". 197с.

9.Н.Родин. Касимов – городец Мещерский. 1997. Изд."Узоречье". Рязанская писательская организация. 143с.

10.Шарифуллина. Касимовские татары. Казань, 1991г.

11.Справочная книга о лицах, получивших на 1916г. купеческие и промысловые свидетельства по г.Москве. А/209/3.

12."300 лет дома Романовых". Юбилейное издание (Много интересного, в т.ч. фотография бр.Агафуровых).

13.Энциклопедия для детей. Том 6, часть 2. Религии мира. Ислам. М., "Аванта+", 1999, стр.443-513,515

14.Татарский энциклопедический словать. Казань, институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999.

15.М.Худяков. Очерки по истории Казанского ханства. М., "Инсан", 1991.

16.Мурат Аджи. Европа, тюрки, Великая степь. М., "Мысль", 1998.

 

Автор будет рад получить дополнительные сведения, исправления или уточнения и постарается учесть их при подготовке следующего издания. Желательно, чтобы родственники дополнили недостающие факты – даты и места рождения и смерти, интересные фото предков, современников, их основные достижения в быстро бегущей жизни. Материалы размещенные здесь являются сокращенной версией книги с одноименным названием. Вы можете приобрести ее, связавшись с автором. В будущем планируется осуществить дополнительное издание книги, в связи  с чем автор ищет спонсоров для ее издания (Адрес и телефон А.Б.Беляева – 143360, г.Апрелевка Московской обл., ул.Пойденко, дом 17, кв.21;

 тел. дом. (8-2341)-5044.  

НА ГЛАВНУЮ

                                                                 

                                                                              

 

 

Hosted by uCoz