UCOZ Реклама
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, Нижний Новгород.

Знать судьбу своей родины

Весной 921 года к двору багдадского халифа Джафара аль-Муктадира прибыло посольство из далекой северной страны булгар. Посол Абдаллах - сын Башту привез письмо от царя булгар Алмуша - сына Шилки, в котором была просьба "о посылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере и преподал законы ислама, построил бы для него мечеть и воздвиг для него кафедру, чтобы он установил на ней от халифа хутбу в его собственной стране и во всех областях государства", а также "о постройке крепости, чтобы укрепиться в ней от царей, своих противников".

После длительного обсуждения халифское правительство пришло к заключению, что необходимо удовлетворить просьбу булгар, и "было дано согласие на то, о чем он просил". 21 июня 921 года из Багдада через Среднюю Азию выехало посольство с караваном в 5600 человек и 3000 лошадей, не считая верблюдов. В составе посольства находились религиозные учителя и знатоки мусульманского права, строители крепости, слуги. Возглавлял посольство Сусан ар-Расси, секретарем был просвещенный араб Ахмед Ибн-Фадлан, оставивший записки об этом путешествии.

12 мая 922 года, в воскресенье, посольство прибыло в ставку царя булгар, что находилась в районе Трех озер (ныне озера Чистое, Курышевское и Атаманское, Спасский район). Три последующих дня члены посольства отдыхали в отведенных для них юртах, царь же собирал предводителей и знать своей страны. 16 мая, в четверг, состоялось торжественное облечение булгар властью: вручены знамена, оседлана лошадь привезенным из Багдада седлом, надеты официально-черное одеяние "савад" и тюрбан. На следующий день, в пятницу, произошло первое богослужение, когда была провозглашена хутба (проповедь) с новым мусульманским именем и титулом "клиент повелителя правоверных".

В конце июня или в начале июля царь булгар перекочевал с подвластными племенами к небольшой речке Джавшыр и оставался там около двух месяцев. Судя по тексту записок Ибн-Фадлана, в этой местности находились и члены посольства. О дальнейших событиях, происшедших на упомянутой речке, мы можем только догадываться, так как конец рукописи утерян.

Большинство ученых-булгароведов считает, что здесь произошло официальное принятие ислама всеми подданными государства, как и было обещано в просьбе булгар халифу аль-Муктадиру в случае признания багдадским халифатом страны булгар. Если это предположение соответствует истине, то возникает вопрос: с какой современной речкой отождествлять Джавшыр - место принятия ислама?

По мнению археолога Р.Г.Фахрутдинова и языковедов М.З.Закиева и Ф.Г.Гариповой, это речка Яуширма - левый приток речки Бахта (Чистопольский район), впадающей в Каму. Иной точки зрения придерживаются археологи А.Х.Халиков и Ф.Ш.Хузин. Они считают, что сбор большого количества людей со всех концов страны действительно проводился, но не в целях обращения их в ислам, а для строительства города-крепости в районе современного Билярского городища (Алексеевский район). При этом р.Джавшыр они отождествляют с р.Малый Черемшан.

Свой ответ на поставленный вопрос мы попытаемся обосновать с учетом пространственного географического анализа природных условий предполагаемых районов кочевания, а именно района реки Яуширма и Билярского городища, ибо существование кочевых народов, живших натуральным хозяйством, было немыслимо без тесной связи с ландшафтом. Данный метод основывается на обратном ходе мысли, когда путем дедукции мы получаем объяснения исторических ситуаций в зависимости от географической среды.

Как следует из текста записок Ибн-Фадлана, у р.Джавшыр собралось все население страны булгар с юртами и животными. Для сбора такого количества людей (примерно 50 тыс.) и животных (100-150 тыс. голов скота и лошадей) на столь продолжительное время (около 2-х месяцев) ландшафт должен был представлять относительно безлесную территорию с удобными источниками водопользования и большим количеством пастбищ с травостоем.

Рассмотрим теперь кратко географическую среду районов р.Яуширма и Билярского городища с учетом этих позиций. Ландшафт района р.Яуширма представляет собой ровную, слегка приподнятую равнину в форме круга диаметром 20 км, ограниченную со всех сторон речками Бахта и Шентала (Алексеевский район), с пологими спусками, пригодными для водопоя и богатыми травянистой растительностью. Ландшафт местности зафиксирован и в топонимах. Здесь расположены старинные села с характерными наименованиями - Степная Шентала и Степная Кондрата (ныне Бахта).

Совсем иная географическая среда в районе Билярского городища. Правобережье р.Малый Черемшан - низинное и кочковатое, с торфяниками и болотами, покрытыми сфагновым мхом. Само городище расположено на левом берегу речки, в котловине с заболоченными участками. Имеющиеся возвышенные участки у реки круто обрываются. Все это делает пребывание большого количества людей и животных в данном районе нереальным, вывод подтверждается и палеоботаническим исследованием материалов, полученных из скважины, расположенной недалеко от Билярского городища. Преобладание пыльцы деревьев над пыльцой трав говорит о высокой лесистости, а преобладание в травянистой растительности пыльцы осоки - о болотистости района.

Очень ценную информацию для пространственного географического анализа природных условий обоих районов дает сообщение Ибн-Фадлана о ширине (пять локтей) и глубине (до колена) р.Джавшыр. В настоящее время р.Яуширма в районе предполагаемой кочевки имеет меньшие размеры, чем те, что указаны в сообщении, в то же время размеры р.Малый Черемшан в районе Билярского городища превосходят их. Теперь окунемся в глубь веков. Согласно геологической истории жизни Каспийского моря в XI веке произошло поднятие его уровня, что, по мнению ряда ученых, связано с перемещением зоны увлажнения на Среднюю Волгу. Следовательно, в первой четверти десятого века речки Яуширма и Малый Черемшан были более многоводными, при этом в сообщаемые размеры р.Джавшыр могла вписаться только р.Яуширма, но никак не р.Малый Черемшан. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что р.Джавшыр следует отождествлять с р.Яуширма.

Данный вывод подкрепляется и лингвистическим материалом. Интерес представляет гидронимия некоторых водных объектов обоих районов. Как известно, характерной особенностью татарских названий гидрообъектов является их прямая зависимость от интереса людей к географическим объектам и специфики исторического развития народа, давшего эти названия. Поэтому каждое название несет комплекс сведений о физико-географических свойствах водного объекта, о природе данной территории, о духовной жизни народа и его истории и др. В связи с нашей тематикой интерес представляют гидронимы Черемшан и Ханнар Ыйлгасы - приток р.Яуширма. По мнению М.З.Закиева, "Черемшан" восходит к слову "Чирмешэн", как "река, которая протекает по хвойному лесу", что лишний раз характеризует лесистость района. Особый интерес представляет гидроним Ханнар Ыйлгасы - приток р.Яуширма. Как видим, это название обусловлено историческим понятием, и можно предположить, что на этой речке находилась ханская резиденция Алмуша. То, что это предположение не беспочвенно, подтверждается давней традицией булгар располагать предводителя племени в самом центре кочевья. И если мы посмотрим на предполагаемую кочевку в районе р.Яуширма, то географическим центром данной территории будет р.Ханнар Ыйлгасы.

Но не только всенародное принятие ислама произошло во время двухмесячного кочевья всех булгарских племен на р.Яуширма. Здесь, по-видимому, при участии строителей из Багдада было начато возведение крепости. Возникает вопрос: в каком месте могла быть заложена крепость? К сожалению, письменные источники, содержащие ценные сведения о булгарских крепостях, утеряны. Мы имеем в виду конец рукописи Ибн-Фадлана и книгу Абу Мохаммед аль-Ногмана "История булгар", написанную полтора столетия спустя после того, как багдадское посольство посетило страну булгар.

Если принять точку зрения А.Х.Халикова и Ф.Ш.Хузина, крепость была сооружена в районе современного села Билярск. Но вряд ли со строительством одной цитадели в лесистой местности царь булгар и его страна почувствовали бы себя безопаснее. Нереальность такого строительства подчеркивается еще тем обстоятельством, что на территории проживания булгар были десятки крепостей, оставленных предшественниками - именьковскими племенами, да и в беседе Ибн-Фадлана с царем Алмушем последний высказал замысел о строительстве не одной, а нескольких крепостей.

По нашему мнению, булгары совместно с багдадскими специалистами реализовали во время кочевья в районе р.Яуширма стратегический план царя Алмуша по обороне страны. Заключался он в том, что линией обороны служили естественные препятствия - реки и густой лес, а на открытых участках местности - крепости. Теперь необходимо только уточнить: где проходила эта линия обороны? Действительно, вокруг булгар располагались далеко не дружественные племена, постоянно делавшие набеги друг на друга, и ждать агрессии можно было от любого из них. Но в беседе с багдадскими посланниками царь Алмуш конкретно назвал своих противников - хазарских евреев, поработивших его народ. В связи с этим Ибн-Фадлан уточняет, что булгары платят дань Хазарскому каганату, а дети Алмуша находятся в качестве заложников у царя хазар.

Следовательно, в основу плана царя Алмуша было положено создание линии обороны в южном и юго-восточном направлениях.

На южной окраине страны рубеж обороны проходил по р.Большой Черемшан, а на юго-восточном направлении - р.Малый Черемшан, берега которых поросли густым лесом и непроходимым кустарником, что являлось естественным препятствием на пути врага. Средневековый географ десятого века аль-Джайхани сообщал, что булгары "...в очень густых зарослях укрепляются против врагов". Далее линия обороны проходила по р.Бахта, берущей начало в черемшанских лесах и впадающей в Каму. Как мы отмечали выше, местность здесь была преимущественно безлесной, и для защиты открытых участков были сооружены крепости Нарат-Елгинская, Белогорская, Сосновская, Утяковская. Контролировала возможность проникновения неприятеля со стороны р.Камы крепость Остолоповская.

Особая роль в создаваемой линии обороны отводилась, по-видимому, Билярской крепости с гарнизонами Горкинских крепостей. В средние века, как случалось не раз, речные магистрали становились дорогами для проникновения неприятеля, и тот, кто контролировал их, контролировал и территорию. Решение этой задачи, а также контроль за состоянием всей линии обороны и были возложены на Билярскую крепость, превратившуюся затем в крупный город средневековья.

В подтверждение правильности нашего вывода о создании линий обороны со строительством крепостей в районе р.Бахта мы хотим сослаться на сообщение ученых из Каира (Египет) А.Совелама и М.Гамалетдина, сделанное на международном симпозиуме "Историческая география, торговые пути и города Среднего Поволжья IХ-ХII веков" (Казань, 1998 г.). Обнаруженные ими отрывки из книги А.аль-Ногмана "История булгар" содержат сведения о двух крепостях в стране булгар - Шушит (Джаушит) и Ватер-Буруна. Кроме основного предназначения - обороны, в крепости Шушит (Джаушит) было также налажено получение соли путем выпаривания. После тщательного обследования крепостей в районе р.Бахта нам удалось найти обнажения каменной соли в крепости Сосновской. Что касается крепости Ватер-Буруна, по нашему мнению, это крепость Утяковская, расположенная в трех километрах от крепости Сосновской.

Интересно, что идея царя Алмуша об использовании для обороны естественных препятствий со строительством крепостей на открытых участках местности пережила века. Так, по мере освоения юго-восточных территорий булгарами линия обороны в дальнейшем стала проходить по рекам Черемшан, Сульча, Шешма. Для контроля за водными магистралями, открытыми участками местности были возведены многочисленные крепости, а координирующую роль здесь, по-видимому, играла крепость Тубылгытау (Новошешминский район).

Идею царя Алмуша использовали и русские стратеги. Для защиты новоколонизируемых земель Закамья от набегов кочевников в 1652 году было начато возведение Старой Закамской черты, а в 1731 году - Новой Закамской черты. Причем как само направление оборонительной черты, так и использование лесных засек и бывших булгарских крепостей говорят о полном копировании идеи царя Алмуша.

Недавно исполнилось 1080 лет, как после выполнения своей миссии посольство из Багдада отправилось в обратный путь. В память о тех судьбоносных свершениях лучшим решением было бы возведение памятного знака. История сама выбрала место его возведения. Это район слияния речек Яуширма и Бахта у подножия крепости Утяковской. Глубоко символично, что рядом проходит старинная дорога, идущая из азиатских и прикаспийских степей - древней родины булгар, и тысячи татарстанцев могли бы прикоснуться к древней истории родного края. Ведь, по меткому замечанию историка С.М.Соловьева, "знать судьбу своей родины - есть первая необходимость и высшее благо гражданина". Дело за нами.

Г.ЛЫКОВ.
Преподаватель  Чистопольского педучилища.

Опубликовано в газете "Республика Татарстан"

№ 236-237 (24792-24793) 28 ноября 2002, четверг

Hosted by uCoz