UCOZ Реклама
спальни под заказ на официальном сайте Анелли смотреть тут

"ЗУР ТАТАРСТАН":
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТАТАР

Вопрос о единстве татарского мира сегодня становится одним из самых главных в деле сохранения татарского народа. Объединение татар должно идти во всех сферах жизни. После проблемы духовного единения первостепенную важность приобретает единство татар в сфере экономики. Ключевым же фактором экономической интеграции татар является так называемый "татарский бизнес", под которым обычно имеют в виду предпринимателей-татар, имеющих определенный уровень национального самосознания.

Сегодня, в изменившихся условиях, перед Татарстаном стоят новые задачи: приобретение новых и расширение старых рынков, обновление кадров во всех сферах жизни, завоевание информационного пространства и др. При решении этих задач ключевую роль могут сыграть татары, проживающие за пределами республики, и особенно татарские бизнесмены.

С другой стороны, говоря об интеграции и развитии татарского бизнеса, нельзя ограничиться лишь ролью бизнесменов в жизни татарского народа. Об этом нужно говорить в контексте развития татарского мира и статуса самой татарской нации. Наиболее удобно, на наш взгляд, рассмотреть место и роль татарского бизнеса в рамках концепций существования и развития Татарстана.

Одной из таких концепций является "татарстанизм" (рис.1). Татарстан представляется как территориальное образование, опирающееся на многонациональный народ этой территории. В окружающем его мире первостепенную роль играют соответственно связи с другими субъектами РФ. Связи между татарами Татарстана и татарами вне Татарстана выступают как второстепенные и сопутствующие. Над татарскими общинами доминируют субъекты федерации. Татарский бизнес также локален, как и татарская жизнь. Существенных предпосылок для интеграции нет, выгодней иметь отношения с региональными властями.

Рассмотрим другую концепцию, которая стала особо актуальной после принятия новой редакции Конституции РТ.

"Большой Татарстан"

"Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан" (Статья 14 Конституции РТ).

Это положение новой редакции Конституции дает возможность по-новому выстраивать отношения в татарском мире. Трудно сказать, сколько лет этим идеям.

На рис. 2 изображена одна из возможных моделей существования и развития татарского мира и Татарстана, которую можно условно назвать "Зур Татарстан" - "Большой Татарстан".

Попытаемся рассмотреть данную модель как систему. Любая система состоит из элементов и связей между элементами. Основными элементами системы "Зур Татарстан" (на схеме красным цветом) являются такие подсистемы, как: "малый Татарстан" (она же Казань в широком смысле) и татарские общины (ТО). К татарским общинам относятся как диаспоры, так и общины татар, являющихся коренным населением в местах их компактного проживания. Под "малым Татарстаном" мы подразумеваем часть татарского мира, расположенного в пределах Республики Татарстан. Необходимо обратить внимание на то, что "малый Татарстан" не совпадает с Татарстаном как субъектом РФ.

В системах первостепенное значение играют связи. Связи бывают внутренние и внешние. Из этого вытекает классификация систем на открытые и закрытые. Открытые системы характеризуются тем, что внешние связи сильнее, чем внутренние, в закрытых же системах, наоборот, сильнее внутренние связи.

Начнем с внутренних связей. В модели "Зур Татарстан" связи "малого Татарстана" с многочисленными ТО, а также горизонтальные связи между отдельными ТО становятся ключевыми, системообразующими. Особенно важным является установление горизонтальных связей между ТО. Вернемся к "малому Татарстану". Эта подсистема "Большого Татарстана" в условиях модели "татарстанизм" имеет жесткие внутренние связи, т.е. это - довольно закрытая система. В условиях новой модели "малый Татарстан" должен стать более открытым для татарских общин. А "Большой Татарстан", напротив, в целом должен стать более закрытым по отношению к другим системам.

Охарактеризуем внешние связи "Большого Татарстана". "Зур Татарстан" взаимодействует с множеством сложных систем, в свою очередь взаимодействующих между собой. Среди них система "Россия", система "Мировое сообщество", состоящая из множества таких крупных систем, как "Исламский мир", "Тюркский мир", "Европа" и др.

Главной внешней связью Татарстана по-прежнему остаются связи с системой "Россия". Характер связей между татарским миром и Россией таков, что они работают на ослабление первого. Россия, имея собственные цели и стратегические интересы, сегодня давит на Татарстан и на татарский мир. Воздействие системы "Россия" на татарский мир происходит в основном не напрямую, а через собственные структурные образования - субъекты федерации и в том числе через Республику Татарстан как субъект федерации (черный контур). Например, запрет латиницы хотя и является выпадом в сторону всего татарского мира, все же распространяется только на государственные языки, т.е. опять-таки ограничен рамками государственных институтов.

Для того, чтобы "Большой Татарстан" не подвергся деформированию, необходимо, чтобы система была "пружинистой". Этого можно добиться, если связи между ТО будут более многочисленными, крепкими и гибкими. В результате любое давление на "Малый Татарстан" даст эффект противодействия, т.е. "Большой Татарстан" "спружинит". Если же горизонтальные связи будут слабыми, давление на любой элемент "Большого Татарстана" приведет к центробежному эффекту.

Татары, находящиеся в РФ, обычно рассматриваются в рамках отдельно взятого субъекта федерации. Такая привязка татар к регионам объясняется, прежде всего, тем, что татарские общины, будучи представленными общественными организациями, вынуждены строить тесные взаимоотношения с властями того или иного субъекта. Татары, проживающие за пределами Татарстана, рассчитывают прежде всего на государственную поддержку своей национально-культурной деятельности.

Опыт прошедшего десятилетия показал, что такая поддержка в регионах скорее является исключением, нежели правилом. Основной же груз ложился и будет ложиться на плечи влиятельных татар - "ил агалары", среди которых представители власти, бизнеса, авторитеты в области культуры, науки и других сфер жизни. В связи с этим рассматривать татар в рамках субъектов становится неактуальным. Напротив, становясь самодостаточными и приобретая влияние в регионе, татарские общины разрывают рамки административно-территориального деления и расширяют свое влияние за пределы субъектов. Например, татары, живущие в Удмуртии и Кировской области, могли бы выступить единой общиной. Сибирские татары, живущие в Тюменской, Омской и других областях, тоже могли бы объединиться. Такой интеграции может способствовать деятельность полномочных, торговых и иных представителей Татарстана в регионах, включающих в себя несколько субъектов. Например, Р. Бикбов - постпред РТ не только в Свердловской области, но и по всему Уральскому региону. К. Аблязов - представитель Татарстана в Саратовской, Волгоградской и Пензенской областях. Расширена сфера деятельности Представительства РТ в Узбекистане.

В то же время усиление той или иной общины не должно стать предпосылкой перетягивания центра из Казани. Первой под такую опасность, вследствие своей близости к противодействующему полюсу, подпадают московские татары.

Несмотря на то, что "Зур Татарстан" большей частью находится в пределах России, он все же существует и вне границ РФ. За пределами России находятся татарские общины СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.

Связи, обозначенные на рисунке, хотя и изображены в виде двунаправленной стрелки, состоящей из одинарной линии, в реальности это пучки, состоящие из множества разных потоков. Это потоки информации, товаров, услуг, знаний, людских ресурсов, финансов. Для того, чтобы укрепить вертикальные и горизонтальные связи системы "Зур Татарстан", необходимо, чтобы эти потоки были достаточно сильны.

Рассмотрим потоки, обуславливающие вышеназванные связи.

Деловые партнеры в "Большом Татарстане"

Идея "Большого Татарстана" в принципе не нова. Подобные идеи существуют и у других народов. Например, у евреев, у китайцев и даже у русских. Например, председатель конгресса русских общин депутат ГД РФ Дмитрий Рогозин считает, что для того, чтобы поддержать русские общины в Прибалтике, надо поддержать русских предпринимателей в этих странах, создав им преференции в ведении бизнеса с Россией.

Китай активно использует хуацяо - "китайцев, проживающих за рубежом" - в деле укрепления страны. Именно хуацяо первыми откликнулись на призыв инвестировать деньги в экономику Китая. Они обеспечивают львиную долю поступающих в КНР иностранных инвестиций, позволивших КНР осуществить экономический прорыв. Вся китайская Азия работает на будущее величие "Большого Китая".

Сегодня многие говорят о том, что до революции татарская буржуазия явилась предпосылкой национально-культурного развития татар и что нынешние бизнесмены тоже должны выполнять аналогичную функцию. Но многие забывают, что дореволюционный татарский капитал несопоставим с нынешним. Сегодня татарские бизнесмены только-только начинают делать первые шаги, и требовать от них того, что делали Рамиевы, Акчурины, Хусаиновы и другие татарские капиталисты, равносильно тому, что требовать вождения автомобиля от годовалого ребенка. Но несмотря на то, что татарские предприниматели пока еще слабы, они все же оказывают посильную помощь татарскому обществу. Во многих регионах предприниматели финансируют строительство мечетей, проведение сабантуев, культурных мероприятий, издание книг и газет, оснащение татарских школ. Приведем несколько примеров.

Гильманов Фаиз построил на своей родине в селе Медяна Нижегородской области крупнейшую в России мечеть. Фарид Ляпин в центре традиционно русского города Иваново строит мусульманский комплекс. Полностью содержит газету "Татарские новости" Ильяс Муслимов. Шамиль Бикмаев в мордовских лесах строит за собственный счет дом престарелых для татар. Читайте так же в этом номере материалы о братьях Садековых, Камиле Аблязове. Но это всего лишь первые ласточки.

Несмотря на то, что татарские бизнесмены находятся еще только в стадии становления, уже сегодня надо создавать механизм их взаимодействия. Первые шаги в этом направлении сделал Исполком Всемирного конгресса татар и Федеральная национально-культурная автономия татар (ФНКАТ). Создан координационный совет татарских предпринимателей. При формировании координационного совета был соблюден ряд требований к его членам. Во-первых, в координационный совет приглашали татар, имеющих собственный бизнес, а не управленцев, работающих в чьем-то бизнесе. Во-вторых, выбирали тех, кто имеет солидные активы. И в-третьих, эти люди должны были зарекомендовать себя не просто как бизнесмены, но и как меценаты, активно содействующие татарской культуре, религии, образованию.

Координационный совет, совместно с Казанской ярмаркой, уже два года подряд проводит форум "Деловые партнеры Татарстана". Вот что говорит об этом форуме ответственный секретарь ФНКАТ Фарит Уразаев: "В прошлом году из 40 регионов более 130 предпринимателей, преобладающая часть которых - татары, приняли участие на этом форуме. Но все же это меньшая часть того потенциала, который имеется у татар в лице предпринимателей. Я бы сказал, что условно только 40 процентов подключены в эту деятельность. 60 процентов остается в стороне. Они не знают, что ежегодно проходит такой форум. Они не знают других представителей татарского бизнеса в регионах, не взаимодействуют ни по вертикали, ни по горизонтали. Но они могли бы выражать волю и желание наших соплеменников здесь, в Татарстане. На сегодняшний день в координационном совете представлены около 10 регионов. Среди них такие сильные регионы, как Саратов, Москва, Самара, Нижний Новгород, Башкортостан, Санкт-Петербург и другие".

Мы уже говорили о том, что для прочности системы необходимо усиление не только связей - "Казань - татарские общины", но и горизонтальных связей. Такого же мнения придерживается председатель координационного совета татарских предпринимателей, председатель совета директоров банка "Кара алтын" Ренат Абдуллин:
"Я - не сторонник татарстаноцентричной модели во взаимодействии татарского бизнеса. Замыкая интересы лишь на Татарстан, бизнеса не получишь. Если взять географию расселения татар и сферу интересов татарских бизнесменов, то они слишком разные. У Татарстана своя специфическая экономическая ниша. У него сильны позиции в нефтехимии, машиностроении, в других отраслях. В основном это крупный бизнес. Для многих же стран определяющим является бизнес мелкий и средний, он является массовым. Безусловно, есть крупные предприниматели, которые связаны с Татарстаном и имеют свои интересы в Татарстане. Однако есть и предприниматели, которые добились успеха не обязательно в тех отраслях, где имеет приоритеты Татарстан. И у них нет предпосылок для объединения с Татарстаном. Но, тем не менее, они также остаются татарскими предпринимателями, поддерживают татарскую культуру, образование. И поэтому я не делал бы упор на татарстаноцентричной модели".

Абдуллин считает также, что Татарстан в этом контексте довольно изолированная территория. Это обуславливается большой долей госсобствености, которая в совокупности с неэффективным управлением ею создает препятствия для вхождения татарских бизнесменов в Татарстан. Видимо, учитывая этот фактор, Президент Татарстана во время своей встречи с представителями татарского бизнеса предложил им приобретать землю в республике. Целесообразно было бы приобретать татарским бизнесменам - татарстанцам и нетатарстанцам собственность и за пределами Татарстана. Для этого необходимо иметь банк оперативных данных, содержащий информацию о собственности, которую возможно приобрести в местах компактного проживания татар.

Еще одна проблема связана с отсутствием в России и в Татарстане нормальной конкуренции. Это отражается и на взаимоотношениях татарских бизнесменов с бизнесом Татарстана. Приведем примеры: один татарский бизнесмен из соседнего региона пытался поставить цемент на крупное государственное строительное предприятие Казани, но получил отказ. Цемент же был куплен по более дорогой цене у другого поставщика. Другой татарин-бизнесмен столкнулся с попыткой вытеснить его с рынка своего региона именно татарстанской компанией. Таких примеров достаточно. На наш взгляд, главной причиной таких проблем является то, что в самом Татарстане татарского бизнеса почти нет. Кроме того, понятно, что крупные компании, доминирующие в Татарстане, исходя из интересов корпоративных, считаться с интересами национальными не будут. Даже в том случае, если их топ-менеджеры - татары.

Трудовые ресурсы
Миграция

Рассмотрим следующий вид потоков, которые возможны в нашей схеме. Это поток человеческих ресурсов. Поскольку татары живут рассеянно, существуют потоки мигрантов из одних регионов в другие. Есть потоки татарских мигрантов, которые можно назвать репатриацией - то есть возвращением на историческую родину из диаспор, в основном из Средней Азии, Прибалтики, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Есть потоки между самими татарскими общинами. Например, татары активно переселяются в Москву, Санкт-Петербург, в дальнее зарубежье. Существует и множество других потоков.

Способствуя притоку определенных категорий людей, можно влиять на демографическую ситуацию, трудовые ресурсы. Ни для кого не секрет, что безработица в Татарстане в основном структурная. Налицо переизбыток каких-то одних профессий, и недостаток других. В этом отношении выборочные потоки мигрантов могли бы в некоторой мере решить проблему кадров. Если Татарстану нужны специалисты в конкретной отрасли, то должны быть созданы условия для миграции именно этих специалистов. Сейчас, например, в Татарстане ощущается нехватка людей, имеющих рабочие специальности. Не хватает также грамотных управленцев. Татарские мигранты могли бы полностью снять эти проблемы. Исследования показывают, что в Татарстан едут люди, как правило, образованные. К сожалению, они, не ощущая поддержку в Татарстане, вынуждены уезжать в Москву, Санкт-Петербург, другие города России. Еще одна особенность управленцев, которых можно привлечь из диаспор, это то, что они не будут иметь коррумпированных связей.

Многие татарские общины ощущают нехватку национальных кадров. Следовательно, должны быть созданы условия для притока в места компактного проживания татар из Татарстана - специалистов в области национального образования, культуры, языка, религии. Безусловно, любое государственное регулирование, в том числе и регулирование процессов миграции, требует специальных структур и источников финансирования. Улучшение человеческих ресурсов имеет положительную экономическую эффективность. Поэтому наличие государственной политики в этой сфере нельзя рассматривать как убыточную. Во всех странах, которые занимались и занимаются репатриацией или иммиграцией, например, в Германии, Израиле, США, Канаде, существуют структуры, специально занимающиеся этими проблемами. Татарстан также столкнулся с этой проблемой. Но нет органа, который бы занимался адаптацией татар к местным условиям.

Татарстанцы, а особенно руководители предприятий, часто не представляют, какими проблемами живут татары за пределами Татарстана. А те, кто живет за пределами республики, не знакомы с условиями жизни в Татарстане, не знакомы с возможностями, которые есть в Татарстане. Например, в Татарстане сравнительно дешевое жилье. Вузы Татарстана дают довольно приличное образование, а учиться едут в Татарстан в основном только на татарские специальности, хотя рейтинг татарстанских вузов по России достаточно высок.

Кроме того, Татарстан абсолютно не участвует в федеральной программе переселения в среднюю полосу жителей Крайнего Севера и мест, к ним приравненных. По этой программе за счет федеральных средств лицам, проработавшим на Крайнем Севере, предоставляется возможность получить жилье в более теплых регионах, взамен жилья, оставляемого на Севере.

Никто не говорит, что татар надо переселять именно в Казань. Есть множество городов и поселков, куда были бы согласны переехать наши соотечественники.

Информационные потоки

Рассматривая предыдущие виды связей Татарстана, мы смогли увидеть, что для их развития нужна, прежде всего, информационная база. Поэтому информационные потоки между татарами должны способствовать решению всего спектра проблем. Для обеспечения этой функции сегодня есть предпосылки в виде существующих и проектируемых СМИ. Но для успешной реализации этой функции, на наш взгляд, нужен весь спектр средств массовой информации. Некоторые из них уже начали свое существование.

Оперативной информацией татарский мир должны обеспечивать общетатарское телевидение и радио (компания "Новый век"), электронная газета. Сегодня эти проекты уже существуют и действуют. Функцию идеологическую и поставки аналитической информации должны выполнять еженедельная общетатарская газета и ежемесячный журнал (к примеру, журнал "Татарстан"). Долгосрочная информация должна содержаться на мощном информационном портале в сети Интернет. Портал должен содержать полную информацию разнопланового характера о татарах, Татарстане. Там должны быть татарские электронные библиотеки, энциклопедии, фонотеки, базы данных, касающиеся миграции, рынков труда, рынка жилья, образовательных услуг, деловых контактов.

Для обеспечения этих функций необходима также сильная корреспондентская сеть в местах компактного проживания татар.

***

Для реализации идей проекта "Большой Татарстан" необходима специальная координационная структура. Эту роль могут выполнять либо общественная организация, либо государственный орган.

В качестве общественной организации мог бы выступить Исполком Всемирного конгресса татар, что соответствует уставу этой международной организации. Но ее деятельность не подкреплена серьезной законодательной и финансовой базой. Как видно из вышеизложенного, для рационального и эффективного обеспечения потоков между элементами системы "Большой Татарстан" необходимо сильное влияние государства. Поэтому, если функцию координации и управления возложить на общественную организацию, то остается актуальным предложение Рафаэля Хакимова ввести в министерствах республики должности заместителей министров, ответственных за взаимодействие с татарами, проживающими за пределами РТ.

Если же для реализации статьи 14 Конституции РТ будет учрежден отдельный государственный орган - министерство, то роль татарских общественных организаций остается в основном представительской. Вариант с министерством имеет свои преимущества, а именно в том, что у него будет свой бюджет, своя структура, занимающаяся только татарской проблемой, и не какими другими. Для того, чтобы новое министерство не нуждалось в специалистах других министерств (это чревато возникновением дополнительных бюрократических инстанций), необходимо формировать новый государственный орган именно из них. Еще одним важным условием успешной работы нового органа будет являться обязательное постоянное присутствие татар из-за пределов Татарстана, хорошо знающих проблемы татарских общин изнутри. Это должен быть как минимум заместитель министра, выбранный из руководителей татарских общин.

В завершение хотелось бы напомнить, что татары - вторая по численности национальность в России, 75% которой находится за пределами титульного государственного образования. Во всех странах, которые уделяют внимание проблеме своих соотечественников, находящихся за пределами своей исторической родины, такая работа поставлена на серьезный государственный уровень. Для татар в деле сохранения нации от исчезновения такая поддержка была бы хорошей опорой.

Айназ МУХАМЕТЗЯНОВ

Опубликовано в журнале "Татарстан", № 8-9, 2002 г., стр.22-26.

 


Предлагаем купить элитные деревянные окна недорого. . транспортная компания
Hosted by uCoz